Философия, политика, искусство, просвещение

Гёльдерлин

Фридрих [Friedrich Hölderlin, 1770–1843] — немецкий поэт. Происходил из пасторской семьи, был предназначен для церковной деятельности, но еще на скамье семинарии отказался не только от церковной деятельности, но и от самой религии. Это обрекло его на тяжелое и неопределенное существование частного учителя. Гёте и Шиллер заметили его, но недооценили и не поддержали. Скитания и лишения, разочарования, в смысле литературного признания, сильно подточили мечтательного, своеобразно честолюбивого юношу. К этому присоединилась тяжелая личная драма. Г. полюбил жену своего нанимателя, банкира Гонтара, которую он воспел под именем Диотимы, но был грубо вышвырнут своим работодателем и разлучен с предметом своей страсти. В тяжелом волнении отправился он в Швейцарию и там узнал о смерти любимой женщины. К этому времени относится первый припадок глубокого безумия у Г. Припадки чередовались с моментами просветления, все учащаясь, и наконец Г. погрузился в полную тьму. Прожил он до старости, но все последние годы жизни сознание к нему не возвращалось. Такова внешняя судьба Г. Что касается его творчества, то оно отличается глубокой оригинальностью. Принадлежа к поколению, разбуженному французской революцией, поставившей перед ним высокие идеалы, Г., как и его современники, чувствовал себя совершенно бессильным провести их в жизнь. Ему принадлежат пламенные, бунтарские строки против современной ему Германии. Не только Гёте, но даже и молодой Шиллер, не говоря уже об их произведениях более позднего периода, никогда не доходили до таких гневных сарказмов по отношению к княжеско–мещанскому, поповско–профессорскому обиходу Германии. Наподобие других своих современников Г. создал себе кумир из древней Греции. В замечательном романе «Hyperion» (Гиперион, 1793), в драме «Empedokles» (Эмпедокл) и в целом ряде лирических произведений Г. улетает в Элладу, имевшую мало общего с подлинной исторической Элладой. Все, начиная с греческой религии, которую Г. воспринимает как широкий пантеизм с основным божеством, отцом Эфиром, и кончая мелочами древнегреческого быта, — все казалось Гёльдерлину преисполненным благородной красоты, человеческим раем, оставшимся позади. Отношение Гёльдерлина к христианству — отрицательное. Местами, в произведениях его уже отуманенного мозга, есть намек на то, что он сам претендовал быть новым мессией, исправить дело Христа, создавши какой–то синтез культур с огромным однако преобладанием греческих мистических начал. И романы и лирика Г. преисполнены поэтому высокой мечты, подчас не совсем ясной метафизики в масках мифологии. Это очень высокое, но очень оторванное от жизни учение в стихах. Самая форма Г. была в значительной степени создана им под влиянием греческих образцов. Однако это не простое повторение греческих строф. Это совершенно особенная музыкально–ритмическая форма, ставящая Г. вне поэтических группировок немецкой лит–ры. Чрезвычайно интересен с социологической точки зрения вопрос о том, как объяснить глубокое совпадение в социальной судьбе поэта и в развитии его болезни. Ряд психиатрических авторитетов внимательно изучал болезнь Г. и определил ее, как наследственную шизофрению. В семье Г. шизофреников много, и они появляются с известной правильностью. С психиатрической точки зрения Г. фатально был осужден в определенном возрасте потерять рассудок. С другой стороны, если бы решительно ничего не знать ни о наследственности, ни о процессах, происходивших под ее влиянием в мозгу Г., то судьба его совершенно логически вытекала бы из той пропасти, которая развернулась между ним и действительностью. Эта пропасть характерна для германских романтиков старшего поколения. Она равным образом калечила творчество и личную жизнь современников Г. А т. к. у него она достигла наивысшего напряжения, сказавшегося и на личном его быту и в его трагическом романе, то здесь катастрофа вытекала как логическое последствие и характерная иллюстрация социальных сил, влиявших на Г. Найти разрешение подобного рода совпадениям, к–рые не так редки (Мопассан, Ницше, в нашей лит–ре — Успенский, Гаршин и т. д.) — одна из интересных научных задач. Посмертная судьба Г. поучительна. Несмотря на то, что творчество его оборвалось очень рано, все же он введен был в плеяду классиков, — правда, не в первый их ранг. Он нашел свое место среди таких почитаемых, но гораздо менее читаемых поэтов разных направлений, как Новалис, Платен или Мерике. Однако после разгрома Германской империи, когда немецкую интеллигенцию охватило страшное разочарование в современности и недавних ценностях германской кайзеровской культуры, когда бурно прорвалось экспрессионистское движение, Г. был высоко поднят на щит. Около десяти лет продолжалось внимательное изучение и прославление его. Г. был поставлен чуть ли не выше всех поэтов. Наиболее увлекавшиеся поклонники Г. ставили его даже выше Шиллера и Гёте. Влияние его на послевоенную поэзию было очень велико. В настоящее время в Германии начинается отлив экспрессионизма, мистики, противопоставления субъективного духа действительности и т. д. Вместе с тем опять начинает меркнуть и звезда Г.

Библиография:

I.

  • На русск. яз. перев. Г. нет.
  • Historischkritische Ausgabe von N. v. Heilingrath, Seebass und L. v. Pigenot, 5 Bde, 1913;
  • Historisch-Kritische Ausgabe von F. Zuckernagel, Inselverlag, 1914.

II.

  • Брандес, Основные течения в литературе XIX в. Собр. сочин., изд. «Просвещение», т. V;
  • Луначарский А. В., История зап.-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. II, Гиз, 1924;
  • Grolman A., von, Hölderlins «Hyperion», 1919;
  • Mönius Georg, Hölderlin als Philosoph, 1919;
  • Vietor Carl, Die Briefe der Diotima, 1921;
  • Его же, Die Lyrik Hölderlins, 1921;
  • Janick Hermann, Hölderlins Dithyrambendichtung, 1921;
  • Dibelius Marie, Hölderlins «Tod des Empedokles», 1921;
  • Heilingrath N., v., Hölderlin, 1921;
  • Landauer G., Hölderlin in seinen Gedichten, 1922;
  • Montgomery, Hölderlin and the German Neo-Hellenic Movement, 1923;
  • Pieper Kurt, Hölderlins späte Hymnen, 1923;
  • Brandenburg Hans, Friedrich Hölderlin, 1924;
  • Petsch R., Hölderlin und die Griechen, 1924;
  • Kohlmeyer O., «Hyperion», 1924;
  • Obenauer Justus, Hölderlin und Novalis, 1925;
  • Fahrner R., Hölderlins Begegnung mit Goethe, 1925;
  • Michel W., Friedrich Hölderlin, 1925;
  • Zweig Stefan, Der Kampf mit dem Dämon, 1925;
  • Böhm W., Hölderlin als Verfasser des Ältesten Systemprogramms des deutschen Idealismus, 1926;
  • Wendt K., Hölderlin und Schiller. Eine vergleichende Stilbetrachtung, 1929.

III.

  • Seebass F., Hölderlin-Bibliographie, 1922.

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 3159:

Гельдерлин Фридрих. — «Лит. энциклопедия», Т. 2. М., 1929, стб. 458–460.



Поделиться статьёй с друзьями: