Философия, политика, искусство, просвещение

Французская музыка

Авторство Луначарского предположительно. В комментарии из ЛН:80 написано:

Луначарский сотрудничал также и в Малой советской энциклопедии. Для ее первого издания он в 1931–1932 гг. написал несколько статей (большей частью опубликованных без подписи или оставшихся неопубликованными): «Чехов», «Чайковский», «Шопен», «Шуберт», «Шуман» и др.) Помимо этого он являлся редактором двух отделов МСЭ: а) музыки, театра, кино и изобразительного искусства; б) иностранной литературы.

Все статьи, кроме данной, упомянуты в библиографии Луначарского. Многие из упомянутых статей подписаны «А. Хохловкина», так же как и статья «Французская музыка», никаких других статей за подписью Хохловкиной в МСЭ нет.

А. Хохловкина — реально существовавший советский музыковед, возможно она была соавтором Луначаркого при написании данных статей, возможно за ее подписью скрываются другие обстоятельства. В любом случае Луначарский был редактором раздела, и можно с большой вероятностью предположить, что общий замысел статьи был согласован с Луначарским.

Прим. сайта.

Французская музыка. Франц. народная песня с её ярко выраженным танцовальным началом, чёткой и рельефной мелодикой, ясной ладовой и ритмической организацией сильно влияла на профессиональное муз. искусство во все прогрессивные эпохи его развития. Народное муз. творчество оплодотворило блестящее искусство трубадуров, труверов и менестрелей (светская лирика 12–13 вв.). В эту же эпоху расцвело многоголосие в культовой музыке (школа дискантистов). Центром муз–.теоретической мысли стал Парижский ун–т (Сорбонна), где была учреждена кафедра музыки. Предвестием Ренессанса явилось движение Ars nova (новое искусство, 14 в.), в к–ром светское начало одержало верх над церковным. В 15–16 вв. франц. музыканты играли громадную роль в деятельности т. н. франко–фламандской школы (искусство полифонии). Высокого развития достигла в 16 в. светская многоголосная песня (Жаннекен, Лежен, Котле).

В 17 в., в период царствования Людовика XIV, основывается франц. Опера — «лирическая трагедия», — детище придворного классицизма (Люлли). Муз. содержание франц оперы и балета было обогащено Рамо (середина 18 в.), в творчестве к–рого проявилось, наряду с аристократич. галантностью, влияние рационалистич. эстетики энциклопедистов. В 17—18 вв. расцветает инструментальная музыка — для лютни (Готье), клавесина (Шамбоньер, семья Куперенов, Рамо), оркестра (симфонии Госсека, середина 18 века).

Приезд в 1752 в Париж итал. труппы буффонов указал пути франц. бытовой комической опере (Дуни, Филидор), развившейся из ярмарочных представлений. Под влиянием «мещанской драмы» в комическую оперу проникли идеи сентиментализма (Монсиньи, Гретри). «Лирическая трагедия» была реформирована Глюком, к–рый внёс в неё глубокий драматич. пафос, идею героизма, принципы простоты и естественности. Революция 1789 вызвала к жизни новые муз. формы. Большое значение приобрели революционные песни, гимны, марши (Госсек и др.). В 1792 Руже де Лиль создал «Марсельезу». Возникли новые оперные жанры — историко–герюич. опера и «опера спасения» (Гретри, Керубини, Мегюль, Лесюер). В период Империи выдвинулись помпезные, условно–героич. оперы Спонтини.

Эпоха романтизма характеризуется созданием программного симфонизма, новым подъёмом оперы, расцветом виртуозного исполнительства. Париж приобретает значение мирового муз. центра и привлекает выдающихся музыкантов из других стран (Россини, Паганини, Шопен, Лист, Мейербер). Жанрово–бытовая основа комической оперы всё более романтизируется (Буальдье, Обер, Герольд). Grand Opera (Большая опера) с её пышнодекоративными спектаклями на историч. сюжеты, с её театрально–романтическим пафосом (Мейербер, отчасти Галеви) давала направление всей европейской опере. Громадное влияние на последующее развитие мирового муз. искусства оказал Берлиоз, создатель программного симфонизма и преобразователь оркестра.

Во 2–й половине 19 в. сложилась т. н. лирическая опера (Гуно, Тома, Массне), возникла оперетта (Лекок, Оффенбах), вновь расцвёл балетный жанр (Делиб). В области инструментальной музыки наметился синтез классических и позднеромантич. элементов (Франк, Сен–Санс). Рост демократич. и реалистич. тенденций выдвинул оперу Бизе «Кармен». Особое место во Ф. м. этого времени занимают Сальвадор–Даниэль, директор консерватории в период Парижской коммуны, видный музыковед, и Пьер Дегейтер, автор музыки «Интернационала» (1888).

С 1880–90–х гг. во Ф. м. стали проникать идеи импрессионизма (Дебюсси, Дюка, Равель), символизма (опера Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда»), натурализма (Шарпантье, Брюно — оперы на сюжеты романов Золя).

К началу 20 в. усилились клерикально–мистические тенденции (д’Энди и его группа). Т. н. «шестёрка» (Онеггер, Мийо, Пуленк и др.) выступила после первой мировой войны с лозунгами борьбы с романтизмом и психологизмом (конструктивистско–урбанистическое течение).

А. Хохловкина.

Автор:


Источник:
  • МСЭ, Т. 11. стб. 352–353.


Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus