Философия, политика, искусство, просвещение

Богема

Богема (франц. bohême). Точное значение слова bohême — богемец, чех. Во Франции, однако, начиная со ср. вв., слово это употреблялось для обозначения цыган, которых многие принимали за выходцев из Богемии. В начале 19 в. резко заметным сделался в Париже и в др. больших центрах Франции особый слой населения, представляющий собой беднейшую часть интеллигенции. Быстрое падение ремесла, разорение феодального об–ва вызвали тягу детей ремесленников, иногда и б. или м. зажиточных крестьян, в город для получения образования, как основы заработка и карьеры. Некоторые из таких молодых людей попадали в высшие учебные заведения всякого типа, в том числе и художественные, другие оставались за порогом школы, но все были одинаково снедаемы желанием, приобретя необходимые знания и умения, достигнуть богатства и славы. На самом же деле, конечно, неудачников среди них было гораздо больше, чем преуспевающих. Этот мирок студентов, дешевых журналистов, непризнанных гениев, вечно безработный, вечно утопающий в мелких долгах, представлял собой резервуар подвижных, остроумных, б. ч., веселых вопреки всему, но в то же время недовольных окружающим, насмешливых молодых сил. За полубродячий образ жизни им также присвоили название «богемы». Стремясь к обострению своей личности, крайней оригинальности, богемцы начала века представляли собой целую серию забавнейших чудаков. Фантазирование, детская непрактичность и в то же время презрительная ненависть к устроившимся людям, к буржуазии, характеризовали их. Вокруг богемы группировались женщины, в большинстве случаев тоже попавшие в столицу из деревень и глухих провинций. Это были модистки, прачки, продавщицы; некоторые из них продолжали трудовую жизнь, вместе с тем являясь весьма переменными подругами мужской части Б.; другие становились проститутками и иногда гибли в раннем возрасте. — Несколько сентиментальное, но в существенном верное изображение жизни Б. в Париже дает Мюрже в своем романе «Сцены из жизни богемы», переделанном позднее в либретто очень популярной у нас оперы Пуччини «Богема».

Политически Б. не без симпатии относилась, в лучших своих представителях, к рабочему классу и его революционным порывам. Часть студенчества и, вообще, богемы дралась на баррикадах вместе с рабочими в моменты революционных выступлений, вплоть до революции 48 года. Позднее Б. стала вырождаться; в Париже, да и в др. городах Европы преобладающее место заняли в высших учебных заведениях сынки крупной и средней зажиточной буржуазии, реже — деревенских кулаков, — люди, следовательно, обеспеченные, реакционно настроенные. Но нельзя сказать, что в Европе в наст. время совершенно исчезла Б. Слово это применяется реже, чем прежде, но и сейчас во всех больших городах Европы существуют специальные кафе, куда сходится неустроившаяся беднейшая часть интеллигенции, — гл. обр., литературной, артистической. После войны, в особенности в странах побежденных, Б. прониклась острой ненавистью к буржуазному порядку. В ее настроении появились черты отчаянного пессимизма, беспочвенного фантазирования, но часто и революционного настроения. Лишь очень немногие из Б. сумели в Европе найти дорогу к коммунистической организации. Большинство остается определенно анархиствующим, и, несомненно, влиянию этих людей надо приписать те фантастические, крайне «левые» уклоны, которые сказались, напр., при организации т. н. коммунистической рабочей партии в Германии. Политик Б., завсегдатай кафе, сделался одним из ярких, но, в общем, отрицательных типов современного протеста против империалистического порядка. Из среды Б. выдвигаются иногда талантливые сатирики и изобразители пороков буржуазии. Приобретая имя, они все же сохраняют значительную часть своих богемских черт. Такими в Германии являются, напр., Генрих Манн, драматург Кайзер, комедиограф Штаигейм и др.; во Франции — т. н. «сюрреалисты», «дадаисты» и т. д. В Англии талантливым выходцем из Б. является анархиствующий писатель Честертон. Итал. футуризм также вырос на этой почве. Наконец, и рус. футуризм является порождением Б. Склонные к крайним позициям и поэтому, при благоприятных условиях, готовые стать союзниками пролетариата, богемцы, как представители мелкобуржуазной среды, поддаются и противоположным увлечениям. Так, в настоящее время среди европейской Б. очень часто можно встретить неприкрашенных фашистов.

А. Луначарский.

Автор:


Источник:
  • БСЭ, 1–е изд., Т. 6 — М.: Советская энциклопедия — 1927, стб. 590–591.

Запись в библиографии № 2496:

Богема. — БСЭ. Т. 6. 1927, стб. 590–591.



Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus