Философия, политика, искусство, просвещение

Чайковский, Пётр Ильич

Чайковский, Пётр Ильич (1840–93) — великий русский композитор. Родился в семье директора казённого Воткинского завода на Урале. Окончил училище правоведения в Петербурге. В 1859–63 служил в министерстве юстиции. В 1862 поступил в Петербургскую консерваторию, к–рую окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна и Н. И. Зарембы. С 1866 — профессор Московской консерватории по гармонии и инструментовке. В течение 12–летнего периода педагогической и муз.–критической деятельности в Москве Ч. были созданы: оперы «Ундина», «Воевода» (обе уничтожены автором), «Опричник» (1872, по Лажечникову), «Кузнец Вакула» (1874, по Гоголю, позже переработана в «Черевички»); три симфонии, симфонич. фантазии «Ромео и Джульетта» (1869, по Шекспиру), «Буря» (1873, по Шекспиру), «Франческа да Римини» (1876, по Данте), 1–й фортепианный концерт (1875), музыка к весенней сказке Островского «Снегурочка» (1873), балет «Лебединое озеро» (1876) и др. Неудовлетворённость работой в консерватории, неудачный брак и материальные лишения привели Ч. к душевному кризису. В 1877 Ч. уехал из Москвы. Увлечение творческой работой помогло ему вскоре оправиться от тяжёлого состояния. Ежегодная пенсия меценатки фон Мекк обеспечила его материально. Конец своей жизни (1891–93) Ч. провёл в подмосковном имении в Клину (в наст, время дом–музей Ч.). За последний период Ч. написал оперы: «Евгений Онегин» (1878, по Пушкину), «Орлеанская дева» (1879, по Шиллеру), «Мазепа» (1883, по Пушкину), «Чародейка» (1887, по драме Шпажинского), «Пиковая дама» (1890, по Пушкину), «Иоланта» (1891, по драме Герца); балеты «Спящая красавица» (1889, по сказке Перро), «Щелкунчик» (1892, по сказке Гофмана Дюма); симфонии (4–я—1877, «Манфред»—1885, 5–я 1888, 6–я «Патетическая»—1893), несколько оркестровых сюит, ф.–п. и скрипичный концерты, романсы и др.

Творчество Ч. — одно из величайших завоеваний мировой муз. культуры. Оно глубоко национально и прочно связано с традициями русской музыки и русской культуры в целом. Музыкальный стиль Ч. соединяет в себе идейную глубину с лаконичностью муз. выразительных средств, насыщенность эмоциональным содержанием с простотой музыкального языка. Музыка Ч. проникнута глубоким лиризмом, то овеянным грустью, то исполненным страстного волнения. «Лирические сцены» — так определил Ч. жанр оперы «Евгений Онегин», в к–рой осуществлён его идеал «интимной, но сильной драмы». В лирике очень часто Ч. подымается до больших высот драматич. напряжения. Захватывающая, необыкновенно искренняя патетика характерна как для опер Ч., так и для его симфонич. произведений, а также для многих романсов. Раскрытие внутреннего мира человека, показ зарождения и развития в нём страсти — такова излюбленная тема Ч., которая воплощается им с исключительной психологической глубиной, правдивостью и простотой. Мечта о счастьи, воля к жизни, напряжённая динамика борьбы сочетаются обычно у Ч. (особенно в поздний период его творчества) с трагическими коллизиями, темой фатума. С наибольшей полнотой эти образы воплощены в 4–й, 5–й и особенно 6–й «Патетической» симфониях — вершине всего послебетховенского симфонизма, и в «Пиковой даме» — подлинном шедевре психологической муз. драмы. В патетике этих гениальных произведений, в их стихийной эмоциональности выражен могучий протест против гнетущей атмосферы периода безвременья, против сил, стесняющих и подавляющих человеческую личность. Порыв к свету, ощущение счастья, неизбывная любовь к жизни звучат в камерной музыке Ч. — романсах, инструментальных пьесах, как и в его балетах и в многих эпизодах и сценах его оперных и симфонич. произведений. Даже наиболее трагичные по замыслу композиции Ч. содержат страницы светлой лирики и радостных эмоций. Восторженным гимном свету, солнцу явилась последняя опера Ч. — «Иоланта».

Творчество Ч. исключительно разносторонне. Ч. создал выдающиеся произведения во всех муз. жанрах. Большую ценность представляют его балеты, положившие начало симфоническому обогащению этого жанра. Музыка Ч. оказала огромное влияние на последующие поколения композиторов как русских (Танеев, Аренский, Рахманинов, Скрябин, Мясковский, Шостакович и др.), так и зап.–европейских (Малер, Дворжак и др.).

В Советском Союзе творчество Ч. высоко ценится народными массами. В связи со столетием со дня рождения Ч. правительство СССР издало ряд постановлений: о сооружении памятника Ч. в Москве, о присвоении имени Ч. Моск. гос. консерватории, Киевской гос. консерватории и крупнейшему концертному залу гор. Москвы, о назначении стипендии имени Ч. на композиторских факультетах и др.

Лит.:

  • Глебов И., Симфонические этюды, П., 1922;
  • История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. II, М.—Л., 1940, гл. XXI — П. И. Чайковский (автор Д. Житомирский);
  • Шеманин Н., Литература о П. И. Чайковском за 17 лет (1917–1934), в кн.: музыкальное наследство. Сборник... под ред. М. В. Иванова–Борецкого, вып. 1, М., 1935;
  • «Советская музыка», М., 1940, № 5–6 (выпуск, посвящённый 100–летию со дня рождения П. И. Чайковского);
  • Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, под ред. В. Яковлева, М.—Л., 1940;
  • Будяковский А., Чайковский, Л., 1935.

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 3596:

Чайковский Петр Ильич. — МСЭ. Т. 9. 1931, стб. 722.



Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus