Философия, политика, искусство, просвещение

Шуман, Роберт

Шуман (Schumann), Роберт (1810–1856) — немецкий композитор. Ш. брал уроки ф.–п. игры у Р. Вика, отца известной пианистки Клары Вик (впоследствии жены Ш.). К 1830 относятся первые произведения Ш. В 1831 восторженной статьёй о Шопене начинается муз,–критич. деятельность Ш.

В 1834 Ш. основал в Лейпциге «Новую музыкальную газету» — орган прогрессивного муз. движения. В 1843 Мендельсон привлёк Ш. к работе в организованной им консерватории. В 1841 Ш. сопровождал жену в её концертной поездке в Россию. Жизнь Ш. закончилась трагически—последние два года жизни он провёл в лечебнице для душевнобольных.

Ш. — один из самых ярких представителей муз. романтизма. В области критики Ш. продолжает традиции Э. Т. А. Гофмана, влияние к–рого сказалось и на муз. творчестве Ш. («Крейслериана»). Порывистый Флорестан и мечтательный Эвзебий — обычные маски Ш.–критика. Эти же образы проходят в муз. творчестве Ш. Передовых художников Ш. мысленно объединяет в несуществующий в действительности «Союз Давида» (Davidsbund), под знаменем которого Ш. и в своих статьях и ф.–п. произведениях («Davidsbundlertanze», «Карнавал») выступает против филистёрства, рутины и внешней виртуозности. Художественная натура Ш родственна натуре Жана Поля Рихтера, сочинения к–рого определили лит. вкусы Ш. Психологич. обострённость, повышенная эмоциональность, напряжённость муз. языка отличают Ш. от ранних романтиков — Шуберта и Вебера. В очень большой степени присуща Ш. программность. Наиболее типичная для Ш. форма музыкального высказывания — цикл. В 1830–х гг. Ш. писал исключительно ф.–п. музыку. В 1840 появилась большая часть его песен: циклы «Круг песен» и «Любовь поэта» (на тексты Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на тексты Шамиссо), «Мирты» (на тексты Гёте, Рюккерта, Байрона, Бернса и пр.), «Круг песен» (на тексты Эйхендорфа) и др. Наиболее близок Ш. поэт Гейне; с ним Ш. роднит глубокий лиризм, поэтич. восприятие природы, тонкая ирония. Для песен Ш. характерны соединение напевности и декламационлости и большая роль ф.–а. партии, являющейся часто главным носителем художественного образа. Из ф.–п. произведений Ш. следует назвать ещё романтич. вариации «Симфонические этюды», «Фантазию», три сонаты и др. После 1840 им созданы 4 симфонии, ф.–п. концерт, музыка к драматич. поэме Байрона «Манфред», светская оратория «Рай и Пери» (на сюжет Т. Мура), сцены из «Фауста» Гёте, кантата «Паломничество Розы», опера «Геновефа», хоры, камерные произведения и пр. Среди литературных работ Ш.— «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» (пер. П. И. Чайковского, М., 1936).

Лит.:

  • Глебов И., Шуман, Байрон, Манфред. Программа, [П., 1922] (Акад. симфонические концерты Гос. Филармонии);
  • его же, Вступительная статья в нотном сборнике: Шуман Р., Песни для голоса с фортепиано, Музгиз, М., 1933;
  • Крохмаль М. П., Роберт Шуман, М., 1937 (имеется библиография).

А. Хохловкина.

Автор:


Источник:
  • МСЭ, Т. 10, стб. 118–119.

Запись в библиографии № 4008:

Шуман Роберт. — МСЭ, 1931, т. 10, стб. 118–119.



Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus