12 августа 1921
В ГОСИЗДАТ
С КОПИЕЙ УПРАВЛЕНИЮ ДЕЛАМИ СОВНАРКОМА
Хотя я и не смог ознакомиться с самою рукописью большого труда тов. Морозова «Христос и его время», но после устного доклада автора о ее содержании с демонстрацией некоторых таблиц нахожу чрезвычайно желательным а даже необходимым всемерно ускорить выпуск этой книги в свет. Так как труд велик (3 тома, 50 листов в общем), и мы всё еще не вышли из острого бумажного кризиса, предложил бы Петербургскому отделению Госиздата, во избежание задержки выхода в свет этой книги, лучше сократить количество экземпляров, хотя бы в количестве 4000.
Нарком по просвещению Луначарский
Секретарь Флаксерман
«История СССР», 1965, № 2, стр. 86. На документе пометка секретаря Совнаркома Ю. Алейникова:
«В архив. Дела и материал находятся у т. В. И. Ленина».
Морозов писал:
«Дорогой и глубокоуважаемый Владимир Ильич, сейчас тов. Теодорович сообщил мне о своем разговоре с Вами. Моя книга ни в какой мере не „богоискательская“, а совершенно определенно атеистическая в научном смысле этого слова.
Ее основа — колебание всех ветхозаветных и новозаветных религиозных сообщений, основанное на определении времени этих событий астрономическим способом, причем оказывается полное несогласие хронологии и естественное объяснение всякой мистики.
Прилагаю отзыв Луначарского.
Ввиду мистических настроений современного момента, мне кажется исключительно своевременным выпуск моей книги и потому надеюсь, что Вы укажете Госиздату на необходимость самого спешного печатания моей работы.
С сердечным пожеланием полного успеха в Вашей тяжелой государственной работе
Ваш Николай Морозов
Москва
18 авг<уста> 1921 г.»
(ЦПА ИМЛ, ф. 5, ед. хр. 31078).
На обороте отзыва Луначарского, приложенного к этому письму, была сделана надпись Ленина Фотиевой (Ленин, т. 53, стр. 130):
19/VIII
Лидия Александровна!
Это не то. Я просил найти старый другой отзыв. Найдите и пришлите это еще раз вместе со старым отзывом (Покровского? Не помню, чей был этот отзыв).
Противоречие между письмами Луначарского Ленину 13 апреля и 12 августа в Госиздат можно объяснить тем, что Луначарский пересмотрел свой первоначальный отзыв. В Полном собрании сочинений Ленина, т. 53, стр. 403, примеч. 145, ошибочно указано, что Луначарский позднее отрицательно отозвался о работе Морозова как ненаучной.
Уже после смерти Ленина книга Морозова «Христос» была издана в 7 томах (1924–1932 гг.) и вызвала критику советских историков (см. Н. М. Никольский. Астрономический переворот в исторической науке. — «Новый мир», 1923, № 1, стр. 157–175; П. Ф. Преображенский. Николай Морозов и наука о человеке. — «Антирелигиозник», 1926, № 11, стр. 41–47; М. Мишулин. История с астрономией или астрономия против истории. «Революция и культура», 1930, № 23, стр. 69–80; статьи в журнале «Антирелигиозник». за 1933 г., №№ 1, 2, 3).