Чехов, Антон Павлович (1860–1904) — великий русский писатель. Родился 17/I (ст. ст.) 1860 в Таганроге в семье мелкого торговца.
Учился в греческой школе, затем в гимназии. С 16–летнего возраста, после разорения отца и переезда его с семьёй в Москву, Чехов остался в Таганроге почти без всякой поддержки, сильно нуждался, жил частными уроками. В 1879 окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Ч. начал литературную деятельность в юмористических журналах («Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.) под псевдонимом «Антоша Чехонте» и другими, и в 1884 выпустил первый сборник своих произведений «Сказки Мельпомены». Произведения этого периода характеризуются «смехом ради смеха», однако среди них уже встречаются произведения, показывающие постепенный рост Ч. как мастера маленького рассказа, художника, верно изображавшего тусклую жизнь 80–х гг. («В бане», «Сирена», «Брожение умов», «Заблудшие», «Господа обыватели» и мн. др.). Сборники «Пёстрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887) ввели молодого Ч. в настоящую литературу. К этому времени относится его знакомство с Григоровичем, Короленко, Гаршиным, Плещеевым. В 1888 была поставлена первая пьеса Ч. «Иванов» (напечатана в 1889). В 1888 появилось первое крупное произведение Ч. — повесть «Степь». В том же году Академия наук присудила Ч. Пушкинскую премию за сб. «В сумерках». В 1890 Ч. совершил путешествие на о–в Сахалин, описанное им в книге того же названия («Остров Сахалин», 1893–1894). Здесь Чехов увидел самые тёмные стороны общественного строя России того времени. Путевые заметки Ч. вызвали восторженный отзыв прогрессивной критики 90–х гг. Ч. приобрёл литературную славу, каждое его произведение вызывало восхищение и горячие отклики. В 1900 Ч. был избран почётным академиком, но в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против исключения М. Горького по требованию царя из состава почётных академиков. Ч. умер 2/VII (15/VІІ) 1904 от туберкулёза за границей (в Баденвейлере); похоронен в Москве.
Ещё с детства Ч. близко столкнулся с косными и деспотическими взглядами и отношениями мещанской среды. Благодаря огромной своей одарённости, ясному уму и острой наблюдательности Ч. быстро перерос уровень этой среды и проникся к ней ненавистью. В юморе Ч. всё глубже и явственней определяется ощущение ужасающей пошлости и мелочности человеческой жизни в условиях реакции 80–х гг. Произведения Ч. явились ярким обличением обывательской жизни, её смешных и уродливых сторон («Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Орден» и др.). Весёлый юмор в произведениях Ч. порой перерастает в сарказм («Человек в футляре», «Ионыч», «На святках» и др.). Косность, грубость, ложь, лицемерие, угодливость, подхалимство, тупая жадность, слепое преклонение перед авторитетом — все эти пороки самодержавной России клеймятся в ряде произведений Ч. с необычайной меткостью и силой. С годами в них всё больше начинает звучать тоска по разумной и справедливой человеческой жизни, мечта о прекрасном будущем. Вначале она воплощается в форму лирической грусти («Тоска», «Красавицы»), но вскоре становится всё более углублённой и сгущённой. В 90–х гг. одно за другим появляются произведения Ч., в к–рых жажда иной жизни и тоска в условиях косной действительности дореволюционной России достигают исключительной остроты [«Палата № 6» (1892), «Рассказ неизвестного человека», «Чёрный монах», «Моя жизнь» (1896), «Крыжовник» (1898), «По делам службы», пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры»]. Героев Ч. отличает высокая моральная требовательность к себе и к людям, стремление к творческому труду. Однако в большинстве они не умеют бороться за правду, подавляемые обступающей их пошлой действительностью.
В 90–х годах с подъёмом общественного настроения читатель воспринимал чеховскую тоску по лучшей жизни, его обострённое чувство нравственной красоты и правды как могучее жизненное побуждение. Читатель испытывал ощущение, будто сам он заперт самодержавным строем в «Палате № 6», и страстно жаждал вырваться из неё. Тоскливые восклицания трёх сестёр — «в Москву» («Три сестры») — звучали как символ живого и действенного стремления к новой, прекрасной жизни. Смысл настроений, к–рые росли у читателя, можно определить словами: дальше так жить невозможно. И в этом было огромное прогрессивное и даже революционизирующее значение произведений Ч. Однако, призывая к разрушению старого мира и глубоко веря в светлое будущее своей родины, Ч. не сумел увидеть те новые обществвенные элементы, к–рые были в состоянии вывести Россию из тупика ничтожной и пошлой жизни. Деревня встаёт со страниц произведений Ч. с её горем, нищетой и беспробудным пьянством. Ч. не видел рабочего класса как созидающей силы. Рабочие фигурируют лишь как фон в произведениях Ч. («Бабье царство», «Случай из практики», «В овраге»). Замечательные по своей психологич. глубине и тонкости драмы Ч. посвящены изображению почти всегда пассивного, всегда страдающего интеллигента, мучающегося сознанием пустоты и бесцельности своего существования. Лишь в самых последних произведениях («Вишнёвый сад», «Невеста»), написанных в годы быстро назревавшей революции 1905 и нараставшего боевого общественного настроения, ощущение дыхания надвигающейся бури, нотки надежды прозвучали у Ч. с большей силой и определённостью.
По характеру своего творчества Ч. был художник–реалист, неуклонно требовавший от произведений искусства ясности, простоты и искренности. Горький чрезвычайно ценил критический реализм Ч., его любовь к человеку, любовь к жизни, уменье «беспощадно и правдиво раскрывать людям позорную и тоскливую картину жизни». Ч. умеет показать врага, пошляка, мещанина во всей его сложности, во всём многообразии его индивидуальных черт и особенностей.
Ч. оказал огромное влияние на последующее развитие русской, западно–европейской и американской литературы. Ч. создал жанр короткой, но необычайно содержательной новеллы, он значительно освежил форму небольшого рассказа и развёрнутой повести. В области драматургии Ч. создал драму настроения, где развитие действия совершается не столько под давлением внешне–сюжетных причин, сколько под влиянием сложных психологич. ситуаций. Постановка чеховской «Чайки» в 1898 Московским Художественным театром надолго определила дальнейшее развитие этого театра: театр прочно связался с чеховской драматургией («Дядя Ваня», 1899, «Три сестры», 1901, «Вишнёвый сад», 1904). Сжатый лаконизм описаний, их замечательная выразительность, уменье дать портрет, психологическую ситуацию одной–двумя характерными чертами, простота и вместе с тем смелость стиля — таковы характерные черты творчества Ч. Произведения Ч., замечательного художника–реалиста, близки и дороги советскому читателю. Чеховский юмор, переходящий в сатиру, бичующую уродства капиталистического мира, помогает бороться со всеми проявлениями пошлости и мещанства. К образам Ч. неоднократно прибегал Ленин в своих статьях, направленных против врагов рабочего класса, меньшевиков и др.; чеховские образы использует в своих выступлениях И. В. Сталин.
Собрания сочинений Чехова стали выходить с начала 900–х гг.
- Наиболее полное — в 12 томах, под ред. А. В. Луначарского и С. Д: Балухатого, Госиздат, М.—Л., 1930–33;
- Письма, под редакцией М. П. Чеховой, т. I–III, 2 изд., М., [1913–17], т. IV–VI, М., 1914–16;
- Новые письма (Из собраний Пушкинского дома), под редакцией Б. Л. Модзалевского, П., 1922;
- Несобранные письма, ред. Н. К. Пиксанова, Госиздат, М.—Л., 1927;
- Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, в 3 томах, под ред. А. Б. Дермана, т. I–II, М., 1934–36.
Лит.:
- Луначарский А., Предисловие к I тому полн. собр. соч. Чехова, (М.—Л., 1930);
- его же, Литературные силуэты, М., 1923;
- Воровский В., Лишние люди, Соч., т. II, [Л.], 1931;
- Горький М., Лев Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко [Воспоминания], М.—Л., 1928 ;
- Овсянико–Куликовский Д. Н., Собрание сочинений, т. V, 3 изд., М., 1923, и т. IX, ч. 3, 6 изд., М.—П., 1923;
- Ольминский М., По литературным вопросам, М.—Л., 1932;
- Андреевич (Е. Соловьев), Книга о Максиме Горьком и А. П. Чехове, СПБ, 1900;
- Измайлов А. А., Чехов. 1860–1904. Жизнь — Личность — Творчество, М., 1916;
- Соболев Ю., Чехов, М., 1934;
- Балухатый С. и Петров Н., Драматургия Чехова, изд. Харьковского театра русской драмы, Харьков, 1935;
- Дермая А., Антон Павлович Чехов. Критико–биогр. очерк, М., 1939;
- Масанок И. Ф., Чеховиана. Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве, выпуск 1, М., 1929;
- Плоткин Л. А. Чехов и современность. Стенограмма публ. лекции..., прочит. 16/VІ 1944 в Колоннам зале Дома союзов в Москве, М., 1944;
- Муратова К. Д., А. П. Чехов. 1904–1944. Библиография, Ленинград, 1944.
А. Дерман.