Баб, Юлиус (р. 1880), видный нем. театральный критик и теоретик.
Основные работы: «Neue Wege zum Drama» (2 тт., 1906–11), «Der Wille zum Drama» (1919), «Kritik» и «Neue Kritik der Bühne» (1920).
Ряд этюдов и трехтомный труд «Der Mensch auf der Bühne, eine Dramaturgie für Schauspieler» (1910) посвящены «истории» мировой и нем. драмы, понимаемой Б. как хронологическая цепь отдельных крупных индивидуальностей, вне экономических, социальных и даже общелитературных факторов эпохи.
Б. — убежденный сторонник ценности слова в драме; оно является для него основным материалом драматического искусства, определяющим его форму, диктующим его законы. «Слова, направленные к определенной цели»; слова, являющиеся сами по себе действием или служащие «мостом между двумя действиями», отличают, по Б., драматическую речь от лирической.
«Художественно речевые корни» драмы и театра предопределяют отношение Б. к ряду вопросов (отрицательное отношение к инсценировке литературных произведений для кино, к театру марионеток, импровизационному театру, импровизации, как методу подготовки актера, и даже обучению мимике, ценной для него лишь как выявление «внутреннего чувства», разбуженного словом и т. д.).
В работах Б., помимо утверждения ценности слов в театре, представляет известный интерес разработка им вопросов драматургии: в драме, по Б., автор дает не «самораскрытие себя» путем слова, а «самовыявление» через диалог людей, находящихся в «практических» отношениях; непреложные законы, независимые от субъективных намерений автора, действуют в драме, каждая сцена которой является «поединком». Хотя «все множество врагов является для борющейся личности некоторой массовой единицей», «в каждом человеческом сознании великая мировая битва может быть охвачена как единоборство или как сочетание единоборств».
А. Луначарский.