Содержание
От составителей (стр. 3)
Предисловие И. А. Сац (стр. 5)
В мире музыки
<От автора> (стр. 29)
Культурное значение музыки Шопена (К 100–летнему юбилею) (стр. 31)
- 1. Музыка XIX века (стр. 31)
- 2. Споры над могилой Шопена (стр. 34)
- 3. Шопен как субъективист (стр. 36)
- 4. Шопен как музыкальный народник (стр. 38)
У музыканта (стр. 40)
О музыкальной драме (Речь на открытии института Музыкальной драмы) (стр. 45)
«Борис Годунов» Мусоргского (стр. 57)
Рихард Штраус (Вступительная речь к циклу симфонических поэм в Большом театре) (стр. 64)
Бетховен (стр. 75)
Еще о Бетховене (стр. 80)
«Гибель Фауста» Берлиоза (стр. 84)
О Скрябине (стр. 89)
К 40–летию деятельности А. К. Глазунова (стр. 96)
В. В. Стасов и его значение для нас (стр. 104)
Вопросы социологии музыки
Предисловие (стр. 117)
Музыка и Революция (стр. 121)
Танеев и Скрябин (стр. 129)
Новая книга о музыке (стр. 146)
О социологическом методе в теории и истории музыки (стр. 158)
Основы художественного образования (стр. 177)
Один из сдвигов в искусствоведении (стр. 201)
Несобранные статьи и речи
Что такое понимание музыки? (стр. 229)
Русские спектакли в Париже [1913 г.] (стр. 237)
Пролетарский скрипач (стр. 243)
«Борис Годунов» по–французски (стр. 245)
Русские спектакли в Париже [1914 г.] (стр. 252)
Народные концерты Государственного оркестра (стр. 259)
Из московских впечатлений [Собр. Соч. том 3] (стр. 261)
Передовой отряд культуры на Западе [Собр. Соч. том 5] (стр. 264)
«Князь Игорь» (стр. 269)
«Золотой петушок» (стр. 274)
«Сказка о царе Салтане» (стр. 279)
Несколько слов О Л. В. Собинове (Вместо предисловия) (стр. 282)
К 100–летию Большого театра (стр. 285)
Для чего мы сохраняем Большой театр? [Собр. Соч. том 3] (стр. 296)
Сеговия (К предстоящему концерту) (стр. 305)
Ответ комсомольцам консерватории (стр. 306)
Боги хороши после смерти [Собр. Соч. том 3] (стр. 310)
Мысли о «Граде Китеже». (стр. 507)
Мое мнение (стр. 317)
Восславьте Октябрь! (стр. 318)
Октябрь и музыка (стр. 320)
Подлинный «Борис Годунов» (стр. 326)
Бетховен и современность (стр. 329)
Что живо для нас в Бетховене (стр. 332)
Развлекатель позолоченной толпы (стр. 341)
Новинки Дягилевского сезона (стр. 345)
Клара Юнг (стр. 349)
На «Прыжке через тень» (стр. 351)
Романтика (стр. 353)
Чайковский и современность (стр. 359)
Франц Шуберт (К 100–летию со дня смерти) (стр. 361)
Накануне музыкальной конференции (стр. 364)
Социальные истоки музыкального искусства (стр. 366)
О музыке (стр. 378)
Почему нам дорог Бетховен (стр. 381)
Гармонь на службе революции (стр. 393)
Значение Скрябина для нашего времени (стр. 396)
Н. А. Римский–Корсаков (Музыкально–критическая фантазия к 25–летию со дня смерти) (стр. 413)
Шаляпин в «Дон–Кихоте» (стр. 424)
Приложения
Выступление А. В. Луначарского на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма (стр. 431)
Документы о деятельности А. В. Луначарского в области развития советской музыки в 1920–1924 годах (стр. 451)
- О концертах Большого театра (стр. 451)
- О Государственной коллекции редких и старинных инструментов и о Государственном квартете им. Страдивариуса (стр. 454)
- Государственный квартет им. Страдивариуса из брошюры «Квартет им. Страдивариуса» (стр. 455)
- Три года работы квартета им. Страдивариуса (стр. 456)
- О предполагаемой поездке квартета им. Страдивариуса в связи с попытками установить музыкальные связи с заграницей (стр. 458)
- О воспитании молодых музыкантов (стр. 460)
«Новые пути оперы и балета» (стр. 462)
- Характер и содержание новой оперы (стр. 462)
- Значение балета в современном театре (стр. 464)
- Новый балетный спектакль (стр. 466)
- Элементы романтизма в пролетарской опере (стр. 467)
Указатель имен и иллюстраций (стр. 519)
А. В. Луначарский
В мире музыки
Статьи и речи
Издание второе, дополненное
Всесоюзное издательство Ссоветский композитор
МОСКВА 1971
Составление, редакция и комментарии
Г. Б. Бернандта и И. А. Саца.