Философия, политика, искусство, просвещение

Письмо 5

29 сентября 1924 г.

Дорогой Александр Иванович,

из недавней беседы моей с Наташей 1 я узнал, что вы не в курсе нынешней судьбы моих «Поджигателей». Я еще в прошлом году согласился поручить первую ее постановку К. В. Эггерту.2 Художником Пеленкиным уже созданы весьма остроумные макеты, и первое действие пьесы уже срепетировано. Не может быть и речи о том, чтобы я отобрал пьесу у молодого театра.

Однако одновременно с этим я вел переговоры с театром МГСПС, который просил меня разрешить ему постановку этой же пьесы во второй половине сезона (у Эггерта она пойдет через месяц–полтора)-Причем МГСПС имел в виду дать ее в другом, более реалистическом уклоне. Впрочем, если не ошибаюсь, он имел в виду в качестве режиссера вашего Волконского.3 Таким образом я ставлю всецело в зависимость от Малого театра, пожелает ли он, предварительно познакомившись, конечно, с постановкой Эггерта, успехом или неуспехом ее, повторить попытку постановки той же пьесы в начале будущего сезона.4

А. П. Каменский читал у меня свою пьесу «Священный зверь».5 Я вполне согласен с вами, что пьеса написана очень остро и талантливо. Я высказал, однако, А. П. Каменскому свои сомнения. Так, пьеса претендует на некоторую философию Эроса. Эта философия остается совершенно неясной в пьесе, хотя о ней много говорится. Выводится даже профессор с каким–то большим социально–эротическим планом, приводящим в восторг героя, но остающимся неизвестным зрителю. На поверку оказалось, что я совершенно прав, что А. П. Каменский хочет развернуть целую утопию. Он думает изложить ее во второй пьесе «Дилот», первой частью которой является «Священный зверь». Я указал ему на то, что недоговоренность этой специальной утопии вредит пьесе и что либо нужно уничтожить прямые указания на нее, т. е. самого профессора Курдюкова и все разговоры с ним, или договорить до конца, в чем дело. Кроме того, я должен сказать, что сама идея Каменского не только спорная, но и имеет в себе нечто шокирующее. Идея эта заключается в полном разделении любви и оплодотворения. Любовь, по мнению утописта Каменского, должна вся целиком уйти в какую–то любовную игру, во взаимную влюбленность при недоступности женщины, а оплодотворение должно производиться искусственным способом.

Думается, что эта идея не будет встречена симпатично ни одним элементом современной публики. От нее веет несколько загнившей рафинированностью, которая, вероятно, не только продолжает жить, но и развивается в эмиграционных кругах.

Не могу не согласиться полностью с вами в том смысле, что некоторые сцены пьесы, которые, бичуя мазохизм, в то же время выставляют его с выпяченной яркостью, будут, вероятно, приняты публикой враждебно и, во всяком случае, мало идут к физиономии Малого театра. Впрочем, А. П. Каменский обещает всячески смягчить их, боюсь только, что при смягчении потухнет и своеобразная яркость его произведения.

Наконец, я сделал Каменскому ряд политических указаний. Его коммунисты нисколько не коммунисты; его великий князь фальшив. а само отношение коммунистов к этому великому князю прямо невыносимо.

Оказывается, что и Охотин, бывший руководитель Мосреперткома, уже указывал ему на это и что Мосрепертком даже запретил пьесу. В этом отношении Каменский обещает сделать многочисленные поправки.

Я отнюдь не отрицаю, что с такими поправками пьеса может быть приемлемой для Малого театра. Во всяком случае я далек от мысли как бы то ни было препятствовать принятию этой пьесы (при условии поправок), но во всяком случае она останется до некоторой степени спорной.

Что касается пьесы «Иван Козырь»,* то я не дочитал ее до конца.6 Сделаю это в самом ближайшем будущем и выскажу вам свое мнение. Возможно, что эта пьеса нам подойдет. Буду вам очень благодарен, если вы дадите мне возможность познакомиться с пьесой Платона.7 Очень удовлетворяет меня, что «Единый куст»8 пойдет в Малом театре.

* В тексте ошибка: пьеса Иванова «Козыри».

Конфиденциально сообщаю вам, что вопрос о Реперткоме разрешился не совсем так, как я предполагал, т. е. Репертком будет оставлен с прежними правами, но весь его состав будет обновлен, сменен будет и его руководитель. Во главе Реперткома обещано поставить очень компетентное лицо.9 Будут даны прямые указания держать более либеральный курс, менее придирчивый. Надеюсь, что при этих условиях таких скандальных фактов, как попытка препятствовать постановке моих пьес в театрах, ни в коем случае не повторится.10

Нарком по просвещению А. Луначарский


  1.  Наталья Александровна Луначарская–Розенель (1902–1962), артистка Малого театра, жена Луначарского.
  2.  Константин Владимирович Эггерт (1883–1953) — актер и режиссер, в 1922–1923 гг. — в театре «Романеск» (Москва), в 1923–1924 гг. — в Малом театре (был постановщиком пьесы Луначарского «Медвежья свадьба»). Одновременно в этом же сезоне являлся руководителем Студии русского театра. С сентября 1924 г. студия была переименована в Новый драматический театр. Премьера пьесы Луначарского «Поджигатели» состоялась там 7 января 1925 г.
  3.  Николай Осипович Волконский (1890–1948) был режиссером Малого театра с 1919 по 1931 г.
  4.  Ни в театре МГСПС, ни в Малом театре пьеса «Поджигатели» не ставилась.
  5.  Анатолий Павлович Каменский (1876–1941), находившийся с 1920 г. в эмиграции, в 1924 г. (а не в 1930–х годах, как сообщается в 3–м томе «Краткой литературной энциклопедии») вернулся на родину. Его пьеса «Священный зверь» ни в Малом театре, ни в других советских театрах поставлена не была.
  6.  Пьеса Д. Смолина «Иван Козырь и Татьяна Русских» была поставлена в Малом театре. Премьера состоялась 27 января 1925 г.
  7.  Возможно, речь идет о пьесе режиссера Малого театра И. С. Платона «Аракчеевщина», впервые поставленной в этом театре 20 октября 1925 г.
  8.  Пьеса Ю. В. Ключникова «Единый куст» (см. примеч. 3 к предыдущему письму) в Малом театре поставлена не была.
  9.  На должность председателя Главреперткома предполагалось назначить Владимира Николаевича Мещерякова, члена коллегии Наркомпроса, заместителя Н. К. Крупской по Главполитпросвету. Это назначение не состоялось.
  10.  Главрепертком запретил постановку в Малом театре пьесы Луначарского «Медвежья свадьба». ЦК РКП(б) в августе 1924 г. отменил это и некоторые другие ошибочные решения Главреперткома.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Южин А. И.



Поделиться статьёй с друзьями: