90. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ

Письма 1919г.

  1. СЕКРЕТАРЬ ЛУНАЧАРСКОГО — ЛЕНИНУ
  2. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  3. ЛУНАЧАРСКИЙ — В УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
  4. ЛУНАЧАРСКИЙ — В ЦК РКП(б) И НАДПИСИ ЛЕНИНА
  5. ЛУНАЧАРСКИЙ — в ЦК РКП(б)
  6. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ, КОПИИ СКЛЯНСКОМУ И ДАНИЛОВУ
  7. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  8. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  9. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  10. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  11. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВСНХ И НАРКОМПУТЬ
  12. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  13. ЛУНАЧАРСКИЙ — В УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ СОВНАРКОМА
  14. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  15. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  16. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  17. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ
  18. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  19. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  20. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ
  21. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ И НАДПИСИ ЛЕНИНА
  22. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  23. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  24. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  25. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ
  26. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ И НАДПИСЬ ЛЕНИНА
  27. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ И НАДПИСИ ЛЕНИНА
  28. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  29. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ
  30. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ

В СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

22 августа 1919 г.

Совет защиты детей, учрежденный декретом от 4–го февраля с. г., вступает во второе полугодие своего существования. В первое полугодие Совет защиты детей был финансирован Наркомпросом и Наркомздравом и благодаря этому получил возможность развить относительно широко деятельность по эвакуации детей в колонии, снабжению их продовольствием, одеждой, инвентарем. По мере роста Совета защиты детей работа его становится более разнообразной и более планомерной, но тут в самом начале приходится наталкиваться на отсутствие средств, тем более неприятное, что ряд требований, предъявляемых жизнью Совету защиты детей, совершенно не терпит отлагательств.

Перед нами стоит ликвидация эвакуационной работы как текущего, так и прошлого года — надо вывезти и вернуть домой детей, находившихся два года в плену за Восточным фронтом, надо финансировать еще несколько тысяч детей, остающихся в колониях в Симбирской, Казанской и Тамбовской губерниях. Часть этих детей не будет взята родителями, и Совету защиты детей приходится срочно принимать меры, чтобы организовать поселения для них. Впоследствии учреждения эти будут, вероятно, введены в сеть учреждений того или иного комиссариата, но пока именно Совету защиты детей приходится делать затраты на организацию этих поселений. Затем, несмотря на то, что Совет защиты детей не предполагает организовывать своих учреждений, тем не менее, поставив своей задачей поставить в порядок дня непосредственную борьбу со все развивающейся детской проституцией, детской спекуляцией, он будет вынужден снабжать продовольствием и инвентарем те детские коммуны или дома, которые будут организовываться местными отделами Наркомпроса или Наркомсобеса, а чтобы сделать такое снабжение возможным, необходимо приступить к работе сейчас же, а это требует тоже немало затрат.

В значительной мере на ответственности Совета защиты детей окажутся в смысле снабжения и те детские зимние колонии, которые неудобно будет организовывать вне городов, чтобы спасти детей от замерзания и топливного кризиса.

Совет защиты детей предполагает снабжать ненормированными продуктами до 200 000 детей, т. е. должен теперь озаботиться заготовкой 600 — 700 вагонов, на что необходимо иметь на первое время около 60 миллионов руб<лей>. Хорошо сознавая, что при современных условиях даже хорошо организованный аппарат не сможет вполне обслужить всех нуждающихся детей, Совет защиты детей предполагает привлечь к этому делу в самом широком масштабе самое население, организовав в октябре месяце для этого День ребенка, когда широкой массе населения, главным образом крестьянской, будет дана возможность прийти на помощь детям голодающего Севера. Совет защиты детей предполагает организовать по всей территории Советской России сбор дарственного хлеба в пользу детей. Сложная организация этого Дня, который может дать очень богатые результаты, потребует затрат около пяти миллионов рублей. Заготовка топлива, к которой надо приступить сейчас же, потребует, примерно, около 10 000 000 рублей. Небольшие относительно средства требуются также на содержание организационного аппарата; за последнее время Совет защиты детей выплачивал своим сотрудникам жалованье, взяв всего 40 000 рублей в месяц, теперь ввиду повышения ставок, необходимости привлечения еще нескольких сотрудников, этот расход достигнет, вероятно, до 100 000 рублей в месяц и до шестисот тысяч за второе полугодие, поэтому вся смета представляется в таком виде:

1. Ликвидация эвакуационной работы…......… 5 000 000 руб.

2. Заготовка продовольственных продуктов … 60 000 000 руб.

3. Заготовка топлива…………........................... 10 000 000 руб.

4. Организация Дня ребенка……..................…. 5 000 000 руб.

5. Содержание организационного аппарата .... 600 000 руб.

Всего 80 600 000 руб.,

каковые Совет защиты детей просит срочно ассигновать в сверхсметном порядке и в случае ассигновки перевести их на текущий счет Совета защиты детей в Народном банке за № 254926.

Председатель Совета защиты детей А. Луначарский 

Секретарь.


Публикуется впервые. ЦГАОР, ф. 130, оп. 3, ед. хр. 898, лл. 10 — 11.

17 января 1919 г. на заседании Коллегии Наркомпроса Луначарский поставил вопрос о создании Совета защиты детей. Коллегия поручила Луначарскому выработать проект декрета. 20 января проект, написанный Луначарским, был принят Коллегией Наркомпроса, а затем 25, 30, 31 января трижды рассматривался на заседаниях Совнаркома. Сохранился текст проекта с поправками рукой Ленина. Приводим текст полностью. (Курсивом выделены исправления Ленина и слова, подчеркнутые им.)

«Об учреждении Совета [обороны] защиты детей.

Принимая во внимание тяжелое продовольственное положение в стране, неналаженность ее бытового уклада и лежащую на революционной власти обязанность оберечь в опасное переходное время подрастающее поколение, Совет Народных Комиссаров настоящим декретом утверждает особый Совет обороны детей.

Председателем Совета является Народный комиссар по просвещению. В состав Совета входят представители от следующих комиссариатов: просвещения (2), социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда по одному.

Совету предоставляются следующие права:

1) Налагать вето на распоряжения всяких властей местных и центральных, если такие распоряжения ведут к явному ущербу для детей.

Примечание. Наложенные Советом обороны детей вето могут быть обжаловаемы в Совет Народных Комиссаров и ответственность за них ложится целиком на Совет обороны детей.

2) Совет обороны детей обязан постепенно развернуть особую инспекцию по охране детей, для защиты их от эксплуатации, жестокого обращения, беспризорности и для включения их в круг школьного, дошкольного и общего социального попечения.

3) Оставляя за всеми входящими ведомствами в полной неприкосновенности их обычные функции, Совет обороны детей координирует их действия во всем, что касается защиты, здоровья и благополучия подрастающего поколения.

4) Под руководством Совета объединяют свои действия организации комиссариатов просвещения и социального обеспечения, имеющие своей целью снабжение детей необходимейшими предметами обихода и в особенности продуктов питания.

Этому органу снабжения детей продовольствием во всероссийском масштабе должны быть предоставлены особые привилегии в закупках, в транспорте и распределении необходимых продуктов.

На основании постановления Центрального Исполнительного Комитета от 16 января продовольственному бюро Совета обороны детей должно быть предоставлено право на началах особого покровительства:

a) закупать все ненормированные продукты;

b) производить закупки по твердым ценам продуктов второй категории, т. е. мясо и картофель;

c) продвигать во внесрочном порядке все закупленные грузы, а также пожертвования с мест, хотя бы последние заключались в продуктах, подлежащих государственной монополии.

Примечание. Все наряды, выдаваемые на основании настоящего декрета Советом обороны детей, должны быть контрассигнованы членом этого Совета, делегируемым Компродом» 

(см. «Декреты Советской власти», т. IV, стр. 337 — 338).

4 февраля Совнарком утвердил проект декрета. Декрет был подписан Лениным, Луначарским, Бонч–Бруевичем и Фотиевой.

26 августа состоялось заседание Малого Совнаркома, где было заслушано и удовлетворено ходатайство Луначарского об ассигнованиях для Совета защиты детей. Вместе с тем на очередь был поставлен вопрос о реорганизации Совета защиты детей. Постановили:

«а) Отпустить Народному комиссариату просвещения авансом в счет сметы 2–го полугодия 1919 года три миллиона рублей (3 000 000 р.) на предмет субсидирования организации Совета защиты детей по усмотрению и под контролем Народного комиссариата просвещения, б) Вызвать на заседание Малого Совета в пятницу 29/VIII с. г. ответственных представителей народных комиссариатов просвещения, социального обеспечения, здравоохранения и продовольствия для рассмотрения вопроса о ликвидации Совета защиты детей или о его организационной принадлежности» (прет. 312, н. 7. ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 1101, лл. 1 об. — 2, 2 об.).

На другой день Луначарский написал в Управление делами Совнаркома: 

«Осведомленный о решении Малого Совета народных комиссаров пересмотреть положение о Совете защиты детей, покорнейше прошу отложить рассмотрение этого вопроса до моего приезда из Смоленска, т. е. приблизительно до 5 — 6 сентября.

Народный комиссар по просвещению А. Луначарский Секретарь Д. Пигит» (ЦГАОР, ф. 130, оп. 3, ед. хр. 898, л. 12).

О дальнейших решениях, связанных с Советом защиты детей, см. настоящ. том, стр. 233 — 236.

В публикуемом письме Луначарского в Совнарком 22 августа 1919 г. речь идет об ассигновании средств на обеспечение нескольких тысяч детей, остающихся в колониях в Симбирской, Казанской и Тамбовской губерниях. К этому же времени относится и письмо Полтавского общества «Лиги спасения детей», подписанное В. Г. Короленко и пересланное в Малый Совнарком из Моссовета.

Приводим текст письма:

«Железнодорожным служащим Московско–Нижегородского и Московских 1 и 2–го районов, дети которых находятся в колониях Полтавской губ.

Правление общества „Лига спасения детей" сообщает вам о тяжелом положении, в котором находятся в настоящее время детские колонии Полтавской губернии. Советская власть, уходя из Полтавы, оставила нам всего 2 миллиона на все детские колонии, т. е. на 7000 детей. Половина этой суммы уже израсходована, и если „Лига" не получит каким–либо путем новых средств, — дети обречены на голод. К тому же реэвакуация вследствие продолжающейся гражданской войны невозможна, детям придется, быть может, зимовать здесь, на Украине, неодетыми, разутыми, и к перспективе голода присоединяется еще и холод…

„Лига" обращается к вам, родителям, с предложением найти способы доставить сюда денежные средства (не советскими знаками 1918 года, здесь аннулированными). В противном случае почти неизбежна грозная катастрофа.

Почетный председатель В. Короленко Председатель <подпись>

Секретарь <подпись>»

Письмо написано 5 августа 1919 г. К нему приложена справка о распределении детей по районам (ЦГАОР, ф. 130, оп. 3, ед. хр. 898, лл. 14, 15).

О письме Короленко 3 сентября 1919 г. было доложено председателем Моссовета на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро ЦК. Постановили: «Признано желательным оказать помощь через надежных людей. Вопрос о размерах помощи предложить решить Малому Совету» (там же, л. 16).

Comments