Философия, политика, искусство, просвещение

91. Луначарский — В Совнарком

23 августа 1919 г.

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА

  1. Для урегулирования всего театрального дела России учреждается Центральный комитет (Центротеатр) при Народном комиссариате по просвещению.

  2. Театральный отдел является исполнительным аппаратом Центротеатра.

    Отдел государственных театров включается в Театральный отдел На родного комиссариата просвещения.

  3. Высшее руководство всеми театрами как государственными, так и принадлежащими отдельным ведомствам (военному, кооперативам, Советам депутатов и т. п.), объединяется в Центротеатре.

  4. Всякое театральное имущество (здания, реквизит) ввиду представляемой им культурной ценности объявляется национальным имуществом.

  5. Со дня опубликования декрета воспрещается кому бы то ни было вывоз за границу, уничтожение, обесценение или продажа театрального имущества без разрешения на то Центротеатра для театров, имеющих общегосударственное значение, и для театров, имеющих местное значение, — отделов народного образования.

  6. Установление цен на места в зрительном зале определяется Центротеатром по соглашению с Коллегией Народного комиссариата по просвещению и Народного комиссариата финансов на основании заключения местных отделов народного образования.

  7. Постановления Центротеатра, касающиеся платы на места, обязательны для всех театров России.

  8. Театральное имущество (здания, костюмы, реквизит) передается Центротеатром в пользование художественным коллективам (обществам, ассоциациям, кружкам), имеющим или желающим иметь театры, и артистическим труппам на определенных началах.

    • Примечание. Личное театральное имущество артистов театра, эстрады и цирка не подлежит национализации, а остается собственностью театральных, цирковых и эстрадных артистов с тем, однако, чтобы в случае продажи такового имущества правом преимущественной покупки пользовалось государство или местные Советы.
  9. Театры, признаваемые полезными и художественными, разделяются на несколько категорий, причем все они субсидируются государством согласно представляемой смете, в размерах, дающих им возможность функционировать при утвержденных государством ставках за труд и ценах на места.

  10. Театры, культурная ценность которых признается Центротеатром, а относительно местных театров — им же по представлению и отзыву местных Советов депутатов — и которые находятся в руках зарекомендовавших себя и устойчивых коллективов (будь то поддерживающие театры культурно–просветительные и другие общества, ассоциации и кружки, труппы или художественно–трудовые коллективы), признаются автономными.

  11. Театры автономные дают ежегодный отчет Центротеатру как о художественной, так и о материальной жизни за год.

  12. Автономные театры подлежат с финансовой стороны ревизиям Государственного контроля.

  13. Центротеатр может проверять показания правлений автономных театров как через органы Государственного контроля, так и через собственную инспекцию.

  14. Центротеатр имеет право давать автономным театрам известные указания репертуарного характера, в направлении приближения театра к народным массам и их социалистическому идеалу, без нарушения художественной ценности театра.

  15. Автономия может быть отнята, после того как она признана, только Коллегией Народного комиссариата по просвещению по представлению Центротеатра.

  16. Театры, находившиеся в распоряжении частных антрепренеров или организаций, не гарантирующих высокого культурного уровня, или, наконец, трупп, вновь составленных и не имеющих определенной физиономии, пользуются предоставленным им национальным театральным имуществом при условии включения в их правления представителей местного отдела народного образования, если дело идет о театре местного значения, и Центротеатра, если дело идет о театре, долженствующем иметь значение государственное.

    • Примечание. Распределение билетов как на платные, так и на бесплатные спектакли предоставляется регулировать местному исполнительному комитету по соглашению с местным советом профессиональных союзов, а в Москве — Центротеатру, Московскому Совету и Всероссийскому Совету профессиональных союзов.
  17. Количество лиц по назначению в правлениях таких театров определяется Центротеатром по представлению местных Советов депутатов, причем, однако, представительство художественно–трудового коллектива театра и местного профессионального союза работников искусств является обязательным.

  18. Для театров неавтономных обязательными являются не только вышеуказанные распоряжения Центротеатра, но также административные и художественные.

  19. Стремясь к усилению художественной самодеятельности, Центротеатр переводит в разряд автономных все театры, художественный коллектив которых достаточно окреп.

  20. Театры, организуемые самим Центротеатром для проведения в жизнь того типа спектаклей, которые, по мнению Центротеатра, наиболее необходимы народным массам, а также государственные и советские студии такого типа, администрируются на тех же началах, как и неавтономные театры, и равным образом переводятся в разряд автономных после известного стажа, длительность которого определяется Центротеатром.

  21. Так называемые государственные театры, т. е. Большой и Малый в Москве, Мариинский, Александрийский и Михайловский в Петрограде, управляются на основании тех положений, которые приняты для управления ими соответственным уложением.

  22. Все права, какими пользовался по отношению к государственным театрам согласно этому уложению Народный комиссариат по просвещению через отдел государственных театров, остаются за ним и проводятся им в жизнь через Центротеатр.

  23. Цирки как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, — демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ, а также всякого рода эстрады администрируются наравне с неавтономными театрами.

  24. Народные гулянья, не организуемые непосредственно Советской властью, могут получить субсидирование, в каковом случае они подчиняются административным и художественным указаниям Центротеатра или местных отделов народного образования.

  25. Порядок субсидирования театров будет особо выработан Центротеатром по соглашению с Народными комиссариатами финансов и Государственного контроля.

  26. При назначении субсидии театрам Центротеатр сообразуется как с финансовой стороной театрального предприятия, так в особенности с художественными достоинствами труппы и общей полезностью направления театра.

  27. Состав Центротеатра:

    1) Председателем Центротеатра является Народный Комиссар по просвещению.

    2) Заместителем председателя является лицо, назначенное Коллегией Народного комиссариата по просвещению.

    3) Коллегия Центротеатра, помимо председателя и заместителя председателя, состоит из десяти членов, из коих 7 назначаются Коллегией Народного комиссариата по просвещению и 3 избираются Всероссийским Советом профессиональных союзов.

  • Примечание 1–е. Представители Московского и Петроградского Советов, заведующие театральным делом столиц, имеют право присутствовать на заседаниях Центротеатра с решающим голосом.

  • Примечание 2–е. Представители губернских исполнительных комитетов имеют право участвовать с решающим голосом в заседании Центротеатра во время обсуждения вопросов, касающихся театров их губернии.

  • Примечание 3–е. Внешкольная секция Народного комиссариата просвещения имеет право послать одного представителя с решающим голосом в Центротеатр.


Опубликовано как текст декрета «Об объединении театрального дела». Декрет подписан 26 августа 1919 г. Лениным, Луначарским, Бонч–Бруевичем, Фотиевой (см. «Собрание узаконений», 1919 г., № 44, стр. 440).

В ЦПА хранится машинописный текст декрета, представляющий собой расшифровку стенографической записи, сделанной под диктовку Луначарского. Об этом свидетельствуют пропуски (отточия) в тексте, заполненные от руки Луначарским. В тексте имеется правка Луначарского. Под текстом — собственноручные подписи Ленина и Луначарского. На первом листе сверху — надпись Ленина: «в архив» (ф. 2, оп. 1, ед. хр. 11002, лл. 1–4). Там же находится машинописный экземпляр декрета с подписями Ленина, Бонч–Бруевича и Фотиевой (место для подписи Луначарского не заполнено). Оба экземпляра декрета помечены 26 августа. На экземпляре Луначарского — штамп Совнаркома с входящим номером и датой 23 августа. Дата 26 августа проставлена после подписания декрета Лениным.

Подготовка декрета велась несколько месяцев. 12 мая на заседании Малого Совнаркома (прот. 249, п. 7) рассматривался проект декрета о национализации предприятий театрального и циркового искусства в РСФСР (докладчики — Покровский, Каменева). Луначарский в это время находился в Костроме. Постановили:

«Признавая необходимым и своевременным национализацию предприятий театрального и циркового искусства в РСФСР, но в то же время считая представленный проект декрета недостаточно обоснованным и разработанным, — передать вопрос для разработки в комиссию из представителей: Всепрофсовета, Наркомпроса, Финансового и Государственного контроля. Поручить этой комиссии представить доклад в Малый Совет в недельный срок.

Созыв комиссии поручить Нар. ком. просвещения». Протокол подписан Лениным

(ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 9711, л. 2 об.).

На заседании 6 июня (прот. 262, п. 6) Малый Совнарком рассмотрел проект декрета о национализации предприятий театрального и циркового искусства. Постановили: «Декрет утвердить с поправками». 17 июня 1919 г. Совнарком под председательством Ленина предложил:

«Возвратить проект декрета в Комиссию при СНК, дав ей задание: а) изучить фактическое состояние дела в смысле национализации, муниципализации и оставления в частном предпринимательстве предприятий театрального и циркового искусства; б) изучить вопрос о финансовой стороне; в) выяснить, какой имеется аппарат у ТЕО для проведения национализации. При обсуждении этого вопроса поручить комиссии при СНК потребовать обязательного личного присутствия тов. Луначарского»

(ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 10185, л. 2).

25 июня Малый Совнарком вновь обсуждал вопрос (прот. 274, п. 4) и принял решение:

«Поручить Нар. ком. фин. и Нар. ком. гос. контр, представить заключения по вопросу о национализации театрального и циркового искусства в пределах задач, поставленных СНК в постановлении 17/VI — 19. Вопрос поставить на повестку 9/VII — 19 года, вызвав ТЕО, Наркомпросвещения тов. Луначарского, представителя Всероссийского профессионального союза». Ленин подписал протокол

(ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 10307, л. 1 об.).

12 августа 1919 г. предполагалось постатейное чтение проекта декрета на Малом Совнаркоме, но было отложено на 14 августа (прот. 303, п. 3). Протокол подписан Лениным (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 10884, л. 1). 14 августа на заседании Малого Совнаркома (прот. 305, п. 15) состоялось слушание проекта (докладчик Луначарский). Постановили:

«Проект декрета утвердить. Принято 3 голосами (Галкин, Аксельрод и Луначарский) против двух (Козловский и Шевердин)».

Совнарком под председательством Ленина 21 августа не принял декрет и внес в решение Малого Совнаркома следующую поправку:

«Отклоняя декрет, создать комиссию в составе Луначарского, Владимирского, Ландера для изучения вопроса о теперешнем положении театров и отношения к ним местных совдепов как со стороны направляющей их роли <так и по> вопросам о регулировании театров. Срок работы комиссии — двухнедельный. Доклад должен быть представлен в СНК»

(прот. 312, ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 10972).

Как об этом свидетельствует публикуемый документ, текст декрета, представленный Луначарским, был подписан 26 августа.

В процессе подготовки декрета Луначарский стремился к широкому освещению основных его положений в статьях и выступлениях. Наиболее интересной и исчерпывающей для понимания проводившихся мероприятий в области централизации театрального дела является его статья «Театральные вопросы. Проект концентрации театрального дела». Напечатана в «Известиях», 1919 г., № 173, 7 августа.

В статье «Реформа в области театра», написанной в то же время, Луначарский отметил высокую оценку театральной политики Советской власти мастерами русского театра. Он привел слова А. И. Южина:

«Советское правительство не относится небрежно к театру, можно сказать, что он отнюдь не является пасынком: другой вопрос, от вечает ли на это театр, давая народу все, что он должен был бы дать».

«Для меня же, — писал Луначарский, — эти слова были ценны как признание того, что Советское правительство действительно делает все, что может, для обеспечения за театром возможности существовать в настоящее тяжелое время». Луначарский отметил, что Советское правительство считает театр не только развлечением, но и великой школой жизни для народных масс, что декрет об объединении театрального дела является крупным шагом вперед в развитии театра, что в ближайшие год–два исчезнут театральные дельцы»

(«Вестник театра», 1919, № 34, 23–28 сентября).

О задачах театральной реформы были написаны также статьи Луначарского «Революция и кризис театра» («Вестник театра», 1919, № 1, 1–2 февраля, № 4, 11–12 февраля) и «К вопросу о национализации театров» («Вестник театра», 1919, № 18, 4–8 апреля).

Все упомянутые статьи Луначарского со времени их первой публикации не переиздавались.

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Ленин В. И.



Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации

Из: ЛН т. 80: Ленин и Луначарский

Ленин на Красной площади во время демонстрации трудящихся посвященной празднованию второй годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1919 г. Фотография Л. Я. Леонидова.
Ленин на Красной площади во время демонстрации трудящихся посвященной празднованию второй годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1919 г. Фотография Л. Я. Леонидова.