Философия, политика, искусство, просвещение

149. Луначарский — В Совнарком

21 июля 1920 г.

Народный комиссариат по просвещению просит в срочном порядке отменить постановление Президиума МСР и Кр<естьянских> депутатов о выселении школы–студии кукольного театра при Камерном театре по М. Ржевскому пер., д. № 6, так как постановление это противоречит и нарушает декрет 2/ 1–18 года и приведение в исполнение этого постановления убило бы новое зарождающееся направление в сценическом искусстве.

Наркомпрос считает необходимым сообщить следующее: студия сорганизовалась в феврале прошлого года и за время своего пребывания в доме № 6 положила немало трудов и энергии для того, чтобы приспособить и оборудовать это здание для своих надобностей. Немало трудов и усилий стоило студии до сих пор отстоять это здание за собой.

В данный момент группа артистов школы–студии занята подготовкой агитационной пьесы для Западного фронта, и караул, выставленный в здании театра, нарушил планомерную работу, оттягивая таким образом постановку спектакля.

Ввиду того, что учреждение это по характеру своему является школьным, на приспособление и оборудование которого затрачено много трудов, а также ввиду близости помещения школы–студии от театра Народный комиссариат по просвещению находит невозможным выселение.

При сем прилагаются: докладная записка о задачах школы–студии кукольного театра и история борьбы за сохранение и удержание здания за школой.

Народный комиссар по просвещению А. Луначарский

Управляющий делами Комиссариата (подпись)


Публикуется впервые. ЦГАОР, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 69, лл. 48–48 об.,49–51. К письму Луначарского приложены докладные записки с описанием помещения, в котором находится «Мастерская кукольного театра», а также история ее организации и ее творческих задач. Приводим текст второй «записки».

«1. Задачи Камерного театра

Московский Камерный театр в своих работах над усовершенствованием сценических форм и доведением их до возможного мастерства как в смысле актерского творчества, так и в смысле творчества режиссера, театрального художника и техника всегда нуждался в опытной студии–лаборатории, где бы работники и ученики Камерного театра могли производить художественно–технические опыты, не будучи связаны существующей уже штампованной сценой со всеми ее техническими недостатками, препятствующими полному выявлению внутренних актерских и режиссерских возможностей.

Для этой цели Камерный театр, с одной стороны, давно уже имел школу для молодых актеров, где последние, проходя ряд специальных и прикладных дисциплин, практически применяли результаты занятий, участвуя в спектаклях Камерного театра.

В качестве же опытной лаборатории для режиссера, художника и техника в работе над усовершенствованием сцены, ее пола, боков, верхов, а также новых возможностей света и декораций, Камерный театр необходимо должен был иметь мастерскую кукольного театра, с ее сценкой и приспособлениями. Эта мастерская явилась бы идеальным макетом, на котором легко, удобно и точно режиссер и художник могли бы искать, проверять и узаконивать новые принципы и возможности театральной обстановки, перенося потом узаконенные достижения на большую сцену.

Принцип, сущность и разработка динамической декорации, послушный движущийся свет, совместно с движением тела — эта основная задача нового театра — как нельзя более удобно может быть найдена и осуществлена в кукольном театре, где все есть чистое движение: пантомимический чистый, строгий жест куклы, легко осуществимый благодаря маленькому масштабу, ряд приборов для света и движущихся декораций.

  1. История возникновения и организация „Мастерской кукольного театра“

При ТЕО Наркомпроса существовала с февраля 1919 г. Студия кукольного театра, которая не могла развернуть своей работы в надлежащем масштабе из–за отсутствия в ней специалистов режиссеров и художественного коллектива актеров, отвечающих задачам кукольного театра.

Камерный театр в феврале 1920 г. подал заявление Наркому А. В. Луначарскому с ходатайством о передаче студии в ведение Камерного театра, среди работников которого имеются специалисты в деле кукольного театра как режиссеры, так и актеры.

Постановлением научно–художественной коллегии ТЕО студия была передана Камерному театру, и 25 февраля 1920 г. комиссия, назначенная ТЕО, закрепила это постановление.

Камерный театр приступил к организации кукольного театра в смысле снабжения его работниками и практической работы. Таким образом явился филиал Камерного театра, который по постановлению Художественного совета Камерного театра был назван „Мастерская кукольного театра“; это название обнимает собой школу — студию–лабораторию и кукольный театр марионеток и петрушек со всеми необходимыми для кукольного театра мастерскими. Общее заведование художественной частью принадлежит председателю Художественного совета Камерного театра А. Я. Таирову. При мастерской образован художественно–административный комитет под председательством Таирова, состоящий из заведующего мастерской режиссера и актера Камерного театра В. Соколова, и всеми мастерскими — художника П. Павлинова, заведующего декорационно–монтировочной частью режиссера Камерного театра Л. Лукьянова и секретаря комитета. Обязанности комитета: установление художественного плана работ „Мастерской“, выбор пьес, составление репертуара, поручение и прием заказов, постановка и разрешение тех или иных задач кукольного театра. Общее утверждение работ „Мастерской“ принадлежит Художественному совету Камерного театра, в который входит членом заведующий „Мастерской“.

При кукольном театре имеется ряд необходимых оборудованных мастерских.

1. Деревообделочная, токарная и слесарная — зав. художник Павлинов.

2. Костюмерная — зав. художник Б. Быковская.

3. Формовочно–бутафорская — зав. художник М. Быковская.

4. Декорационная — зав. Л. Лукьянов. Выстроена специальная опытная репетиционная сцена.

Имеются 5 человек невропастов (управляющих марионетками): Павлинов, Соколов, Лукьянов, Б. Быковская и М. Быковская.

Ученики школы Камерного театра обучаются двигать марионетками, извлекая отсюда четкое знание схемы пантомимического движения и, присутствуя на репетициях пантомим, когда марионетками управляют уже опытные невропасты, они постигают ритмику и законы музыкального движения тела. Манипулируя петрушками, ученики упражняются над труднейшей частью актерского мастерства: над предельно выразительной и образной речью и дикцией, доведенной в разговоре за куклу до гротеска в комическом или трагическом уклоне.

Эта сторона воспитания молодых актеров признана Камерным театром обязательной. Наиболее же способный из учеников пополняет кадр невропастов и петрушечников кукольного театра как будущие специалисты.

Попутно с этим в „Мастерской“ читаются лекции по истории кукольного театра для развития и пополнения в учениках понимания настоящей широкой театральности.

  1. Результаты работ „Мастерской“

За короткое время работы „Мастерской“ (5 месяцев) сделано следующее: к постановке пьесы „Принцесса Брамбилла“ на сцене Камерного театра исполнены двигающиеся по принципу больших фантошей фигуры страусов с всадниками, лошадь, негры, мавры и до 20 кукольных масок для актеров.

Не получив от студии ТЕО ни одной цельной постановки, ни одной готовой куклы–марионетки, „Мастерская“ одновременно с работами к „Принцессе Брамбилле“ работала над системой марионеток и машинок для управления ими. После кропотливой, трудной работы (проб и исканий), во время которых „Мастерской“ было сделано до 10 различных систем марионеток и несколько видов машинок к ним, „Мастерская“ выработала и окончательно узаконила три марионетки, идеально отвечающие задаваемым им движениям любого порядка: перемещения, ходьбы, танца, оперирования с различными предметами и т. д. Система эта является крупным художественно–техническим достижением в области кукольного театра. Таких кукол изготовлено три: Пьеро, Коломбина и Арлекин.

Равным образом для управления ими выработан и исполнен вид машинки, являющейся донельзя удобной, точной и чуткой клавиатурой для движения тельца куклы.

Работая над куклами и их движениями чисто лабораторным путем, „Мастерская“ пришла к заключению, что технические ее замыслы до того узаконены практическим осуществлением их, художественный путь „Мастерской“ до того ясен, что следует уже иметь выход в виде спектаклей, т. е. открыть кукольный театр с представлениями марионеток и петрушек–гиньолей, так как кукольный театр вообще является одним из наиболее острых видов театрального искусства как зрелище чистого движения, как театр неограниченных возможностей в смысле фантастики, большей образности и крайней выразительности юмора.

Из упомянутых трех кукол „Мастерской“ составлена пантомима с музыкой М. Кузмина и в декорациях художника Истомина. Пьеса эта уже готова и через несколько окончательных репетиций явится показательным представлением „Мастерской“ как в смысле технических ее достижений, так и в смысле подхода к кукольному театру вообще.

Находится также в работе постановка с марионетками пьесы–сказки „1001 ночь“. Готовы 10 марионеток к ней, — из них 5 — работы художника Фаворского. Так как в данное время труппа и школа Камерного театра в отпуске до 1 августа, а для этой пьесы требуется более пяти имеющихся сейчас невропастов, то репетиции ее начнутся с 1 августа, и пьеса к сентябрю будет готова. Декорация художника Розенфельда* музыка Фортера.

Находится на рассмотрении комитетом „Мастерской“ сценарий для марионеток <пропуск в тексте> „Кунсткамера обманов“ и два сценария Морозовой: „Сгоревший портной“ по Гофману и „Гибель одного режиссера, или взбунтовавшиеся марионетки“.

Для спектаклей с петрушками–гиньолями „Мастерской“ изготовлены за летние месяцы все персонажи — числом до 30 кукол — многих пьес комического характера, переведенных с французского. С приездом труппы начнутся репетиции к осенним спектаклям следующих пьес:

1. „Счастливый трубочист“.

2. „Привидение“.

3. „Брак по расчету“.

4. „Трагедия Арлекина“.

5. „Завещание“.

6. „Братья Кок“.

7. „Потерянный ключ“.

В последнее время кукольный театр занят работой над представлениями агитационно–политического характера при помощи петрушек, о чем вошел в связь с ТЕО и Комиссией по содействию Запфронта. Пьесы эти будут носить характер политической сатиры, персонажами которой явятся типические фигуры врагов нашей рабоче–крестьянской Республики.

Помещение, занимаемое „Мастерской“, как нельзя более подходит для кукольного театра. Все мастерские удобно размещены и снабжены необходимыми инструментами и станками.

В последнее время было приступлено к оборудованию зрительного зала на 100 чел. (почти предельная норма для зрительного зала кукольного театра, — так лучший кукольный театр — Мюнхенский — имеет зал на 121 человека), фойе и к переноске усовершенствованной кукольной сцены с ее специальными приборами, типа, выработанного „Мастерской“ после продолжительных опытов и исканий.

С осени должен открыться кукольный театр с регулярными спектаклями. Работы и достижения „Мастерской“, становясь известными, заинтересовали целый ряд культурно–просветительных учреждений центра и провинции, откуда стали поступать в „Мастерскую“ заказы на куклы и запросы об инструктировании возникающих на местах кукольных театров.

Таким образом „Мастерская“ становится как бы рассадником этого дела по России.

  1. Невозможность переселения, затруднения в работе

Все работы по устройству кукольного театра и по постановке пьес очень тормозились неблагоприятными обстоятельствами, их сопровождавшими. Постоянные угрозы выселением лишали „Мастерскую“ уверенности и покоя в работе, в оборудовании и приспособлении помещения под театр в смысле установки сцены, с ее приборами, электрической проводки особого характера и обстановки.

В последнее время караул, поставленный Наркоминоделом, не допускает никакой постройки и ремонта.

Все это безусловно задержит открытие спектаклей.

Перенести же кукольный театр в другое место абсолютно невозможно: Камерный театр не имеет никакого помещения, — так он уже два года тщетно ищет помещения для занятий своей школы.

Близость кукольного театра от Камерного является также необходимым условием, так как постоянный обмен артистами и другими работниками очень бы затруднился при другом положении.

Таким образом выселение кукольного театра из его помещения разрушило бы совершенно это интересное высокохудожественное дело.

Камерный театр без „Мастерской“ лишился бы возможности успешно и углубленно работать над встающими перед ним задачами нового театра и актера.

А главное — с разрушением „Мастерской“ не осуществилось бы создание кукольного театра, над которым много, упорно и преданно трудились его руководители, веря, что кукольный театр есть поистине прекрасное и важное дело, необходимое для развития и украшения театра в России.

Подлинный подписали: За председателя правления <подпись>

Зав. мастерской кукольного театра <подпись>

1920 г. 17 июля. Москва»

23 июля 1920 г. вопрос о выселении Студии кукольного театра при Камерном театре рассматривался на заседании Малого Совнаркома (прот. № 520, п. 3). Ходатайство Луначарского было отклонено (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 14792, л. 1–1 об.).

Редакция «Лит. наследства» обратилась к народному артисту СССР С. В. Образцову с просьбой охарактеризовать значение публикуемых материалов для истории советского театра кукол и по возможности прокомментировать их. В своем ответном письме С В. Образцов пишет:

«Материалы, связанные с историей „Мастерской кукольного театра“ при Московском Камерном театре, представляют несомненный интерес: они восполняют весьма скудные сведения об этом начинании, встречающиеся в виде хроники в периодической печати начала 20–х годов. Из этих заметок, однако, почти ничего нельзя узнать, кроме самого факта существования „Мастерской“.

Докладная записка, приложенная к письму А. В. Луначарского, достаточна точно раскрывает задачи „Мастерской“ и методы ее работы. Анализировать эту сторону дела, как и возвращаться к вопросу о выселении „Мастерской“ из того помещения в Ржевском переулке, которое она занимала, — вряд ли сейчас имеет смысл. Это дело прошлое. Помещение было реквизировано, и в этом плане заступничество наркома просвещения ни к чему не привело. Тем не менее „Мастерская“, вернее, группа актеров–кукольников, еще продолжала некоторое время работать и показывала свои спектакли на сцене Студии Камерного театра. Сведения эти мне сообщили А. Г. Коонен и Н. С. Сухоцкая (племянница А. Г. Коонен и сама бывшая выпускница Студии).

Гораздо существеннее, мне кажется, что данные материалы позволяют добавить кое–что к общей истории становления советского театра кукол. Из материалов явствует, что одним из вдохновителей и организаторов „Мастерской“ был московский художник П. Я. Павлинов. Имя Павлинова в истории советского театра кукол впервые упоминается в связи с организацией „Театра петрушек, марионеток и теней“., открывшегося в Москве в октябре 1918 г. в Мамоновском переулке (ныне пер. Садовских). Театр этот, созданный по инициативе детского подотдела Театрально–музыкальной секции МОНО (сокращенно: „Темусек“), был фактически самым первым театром для детей в Москве. Кроме Павлинова, в этом театре работали художники Н. Я. Симонович–Ефимова, И. С. Ефимов, В. А. Фаворский, И. К. Истомин. Судьба этого театра хорошо известна благодаря книге Н. Я. Симонович–Ефимовой „Записки петрушечника“ (изд. 1925 г.) и многим другим источникам. С него и начинается по существу история советского театра кукол.

Но просуществовал этот театр недолго. К середине 1920 г. он закрылся. Создание „Мастерской“ при Камерном театре датируется февралем 1920 г. Совершенно очевидно, что интерес Павлинова к куклам не оборвался с закрытием театра в Мамоновском, что художник искал возможности продолжить свою работу в этой области.

В музее, имеющемся при Государственном центральном театре кукол, хранятся три марионетки работы П. Я. Павлинова.

Одна из них — Коломбина, другая — Арлекин, третья — Арапка. В докладной записке о „Мастерской“ упомянуты сделанные Павлиновым куклы, две из них как раз и находятся в нашем музее. Говорится также, что с этими куклами была поставлена пантомима на музыку М. Кузмина, в декорациях Истомина.

Таким образом восстановлено еще одно звено в цепи фактов, почти утерянных за давностью лет. Наконец, краткое упоминание в начале докладной записки о том, что „Мастерская“ возникла на базе существовавшей с февраля 1919 г. Студии кукольного театра при ТЕО Наркомпроса, также имеет существенное значение, поскольку сведения об этой Студии пока еще остаются очень скудными, хотя и об этой Студии встречаются упоминания в прессе того времени, но точными данными даже о сроках ее существования мы не располагали.

Теперь становится понятным хотя бы, когда и как она перестала действовать».

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Ленин В. И.



Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации

Из: ЛН т. 80: Ленин и Луначарский

С американским корреспондентом Линкольном Эйром. Февраль 1920 г. Фотография В. Кьюбса
С американским корреспондентом Линкольном Эйром. Февраль 1920 г. Фотография В. Кьюбса