ПРЕДСОВНАРКОМ тов. В. И. ЛЕНИНУ
6 апреля 1920 г.
Сегодня я буду разговаривать с некоторыми, боюсь немногими, делегатами, которые остались после съезда на совещание по народному образованию.1 Я повторю там в более расширенной доказательной форме то, что писал сегодня же в газетах.2
И вот Вам иллюстрация к этому положению, телеграмма из Екатеринбурга от заведующего губнаробразом Березова: «Совтрударм по освобождении от 6 лазаретов лучших в городе школьных зданий, отклонив ходатайство наробраза, передал немедленно эти здания в распоряжение округа путей сообщения». Между тем из Петрограда прибыл туда педагогический институт, нет никакого места для Екатеринбургского рабочего политехникума, без помещения находится народный университет.
Еще и еще раз совершенно определенно заявлено, что при таком положении дела говорить сколько–нибудь серьезно о народном образовании в России абсолютно невозможно.
Это только более показательный пример фактов, которые происходят повсюду сотнями. Самое пренебрежительное, самое недопустимое отношение к школе как таковой, ее можно занять под что угодно. И товарищам невозможно втолковать, что они режут курицу, несущую им яйца.
Ведь через несколько лет мы станем в тупик перед полным отсутствием квалифицированных рабочих и специалистов, ибо военные, санитарные, а теперь железнодорожные надобности, срочные надобности дня вырывают с корнем надежды завтрашнего дня. Близорукие люди никак не могут понять, на ком растут жёлуди.
Особой надежды на сегодняшнее совещание не возлагаю, так как вообще между прошлым и нынешним днем в отношении народного просвещения замечаю только ту разницу: при том же равнодушии к его нуждам — более обостренную критику его недостатков. Может быть это симптом грядущей перемены, но пока что, как Вы видите из телеграммы, дело делается по–прежнему: с одной стороны — поднимите нам квалификацию труда рабочих, а с другой — извольте убраться из принадлежащих вам зданий с вашим «рабочим политехникумом», потому что «всё для транспорта».
Если же присмотреться, то окажется, что «всё для транспорта» обозначает размещение в более или менее широких квартирах всякого рода железнодорожных служащих. В этом я убежден.
Поэтому я совершенно не могу представить себе, почему громадные школьные здания, где прежде учились, а потом лечились, должны теперь служить помещением для железнодорожного округа.
Нарком по просвещению А. Луначарский
Секретарь
Публикуется впервые. ЦПА ИМЛ, ф. 461, оп. 1, ед. хр. 30912.
- Речь идет о совещании по народному образованию, созванном после IX съезда РКП (б), который проходил с 20 марта по 5 апреля 1920 г. ↩
- 6 апреля в газете «Известия» (№ 75) была напечатана статья Луначарского «Несколько слов о забытом фронте». Здесь так же, как и в письме к Ленину, Нарком просвещения протестовал против использования школьных зданий под казармы, лазареты, военные учреждения. Луначарский характеризовал тяжелое материальное положение учителей, писал о настоятельной необходимости создать нормальные условия для работников просвещения. ↩