8 марта 1920 г.
Дорогой Владимир Ильич!
Как Вы знаете, согласно Вашему предложению, я изменил мое первое ходатайство о распространении красноармейских пайков на все <театральные> коллективы города Москвы в обмен, само собой разумеется, за нормальное обслуживание Красной Армии и вместо этого представил список наиболее важнейших для нас и наиболее ценных в художественном отношении коллективов. Таких набралось несколько более 2 тыс. (человек). Без поддержки пайком эти коллективы, несомненно, развалятся. Мы и так, благодаря всем этим проволочкам, едва–едва имеем возможность сохранить необходимый минимум артистов.
Малый Совнарком указал мне на то, что в настоящее время все такие вопросы предварительно обсуждаются в Комиссии Халатова (Комиссия по снабжению рабочих). Насколько я осведомлен, нельзя полностью ручаться за то, чтобы Комиссия Халатова отнеслась к этому делу с достаточным вниманием. Правда, мы сделали все от нас зависящее, чтобы защитить это наше ходатайство, но так как Вы в свое время высказали Ваше полное сочувствие этому делу и сказали, что Вы поддержите наше требование, то я бы очень просил Вас сказать два слова по телефону т. Халатову, чтобы он был немножко полиберальней по отношению к театру.
Имейте в виду, Владимир Ильич, что мы в самом скором времени приступим совместно с ПУРом вообще к урегулированию этого дела и что, по существу, установление равного и целесообразного пайка для артистов приведет не к расхищению, а к сокращению этих пайков, как это сделано в Петрограде, который и в этом отношении опередил нас.
Крепко жму Вашу руку.
Нарком А. Луначарский
«Исторический архив», 1962, № 1, стр. 37.
Через пять дней Луначарский направил в Управление делами Совнаркома следующее письмо:
«13 марта 1920 г.
Ввиду отказа Комиссии по снабжению рабочих распространить красноармейский паек даже на наиболее высокие в художественном отношении коллективы, прошу Малый Совнарком назначить на один из ближайших дней рассмотрение этого вопроса с вызовом представителя от Комиссии и с предупреждением меня накануне.
Народный комиссар по просвещению А. Луначарский
Секретарь А. Флаксерман»
(Публикуется впервые. ЦГАОР, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 668, л. 54).
Одновременно Луначарский послал в Совнарком докладную записку, в которой говорилось:
«Комиссия по снабжению рабочих отказала Наркомпросу в ходатайстве его о распространении пайка по крайней мере на театральные коллективы, которые представляют безусловную государственную ценность.
По–видимому, органы Центральной власти не представляют себе настоящего положения вещей. Очень часто указывают на относительно высокие актерские заработки, забывая, что вообще никакие заработки, за исключением разве баснословных, в настоящее время не дают возможности существовать семейному человеку. Указывают равным образом на то, что актеры часто путем так называемых халтурных выступлений, убивая таким образом свое искусство и разлагая коллективы, к которым они принадлежат, зарабатывают в разных военных частях полузаконные пайки и всякого рода подарки провизией.
Явление это действительно имеет место, но приводит к самому неправильному распределению продуктов в актерской среде, и в то время как одни из них, вовсе не наиболее талантливые, а наиболее ловкие, устраиваются таким образом не без комфорта, другие голодают, продают свои вещи и мечтают о том, чтобы покинуть Москву.
Как видно из данных Комиссии по распределению билетов, большая жажда в деле получения таких билетов проявляется рабочими по отношению к Малому, Большому и Художественному театрам, между тем коллективы этих театров самым решительным образом заявляют, к чему присоединяются и дирекции их, что театры эти находятся на краю гибели. Голод побуждает отдельных артистов оркестра, хора, солистов искать где лучше, а так как провинция рада получить любого из столичных артистов, военные части зовут их во все стороны России, то стремительное понижение художественного уровня в этих театрах абсолютно неизбежно.
Сторонние заработки (халтура в городе) и постоянные отъезды то того, то другого из артистов этих коллективов являются бедствием, которое можно предотвратить, только устранив от артистов опасность голода. Мы знаем, что на это отвечают ссылкой на голодание всего населения. Однако в этой скудности жизни, которой мы еще не избыли, великим утешением для масс (ибо это можно прямо заявить, так как в театрах, которые я упомянул, в настоящее время 75% дешевых мест и 50% более дорогих распространяется исключительно среди рабочих и красноармейцев через Комиссию при Московском Совете) являются именно театры.
Вместе с тем существование театров в Москве является важным для государства с международной точки зрения. Закрытие театров является как бы симптомом умирания культурной жизни в стране. Мне лично приходится каждую неделю принимать по поручению тов. Чичерина двух или трех иностранцев. Каждый раз они выражают свое удивление перед существованием и высоким уровнем нашего театра.
Меры, которые надо принять для того, чтобы дать возможность театрам продолжать свое существование и двигаться вперед в смысле обновления репертуара (новые постановки сейчас до крайности затруднены невольным голодным саботажем физических рабочих театра), достаточны следующие:
1. Распространить на указанные театры красноармейский паек (между прочим, как это ни странно, в чисто местном порядке это сделано уже в Петрограде);
2. Путем официального заявления Совнаркома гарантировать такой же паек в будущем сезоне, что крайне важно, дабы артисты, разъезжающиеся на лето из Москвы, могли взять на себя новое обязательство на будущую зиму и вернуться сюда без страха вновь оказаться жертвами голода;
3. Наконец, необходимо принять определенное постановление о поддержке рекомендованным Центротеатром группам артистов в их летних поездках, которые могут оказаться для артистов источником отдыха и облегчат содержание их в течение лета, которое, может быть, в продовольственном отношении будет трудным.
При разделе театров на местные и общегосударственные выяснилось, что имеются еще три небольших театра, значение которых надо признать общегосударственным. Обращаю внимание на то, что вся совокупность художественных коллективов этих театров составляет от 300 до 350 человек и поэтому в смысле увеличения количества пайков не имеет большого значения.
Таким театром является Государственный Показательный, просуществовавший только один год, выполнивший довольно интересную работу, ныне более рационально реформируемый и долженствующий явиться, рядом с театрами, выработавшими уже свои традиции, орудием нового государства в его новых театральных исканиях.
Такой театр нам абсолютно необходим, и в будущем году на него будет обращено особое внимание. Не взявши, однако, тех 200 человек, которые должны работать в нем, на паек, государство лишило бы Наркомпрос возможности иметь такой театр опытов в желательном для правительства направлении.
Камерный театр, количество художественных работников которого равняется только 80 или 90, представляет собой проявление так называемых левых исканий в театре, притом проявление наиболее удачное.
Наркомпрос считал бы крайне несправедливым оказать широкое покровительство традиционному направлению и не оказать никакой поддержки театру исканий молодежи, хотя эти искания, направленные главным образом к обновлению сценической формы, не надо, конечно, смешивать с исканиями в духе народного театра, которые будет выполнять Показательный театр.
Наконец, Центротеатр имеет в виду устройство образцового Детского театра. Труппа в настоящее время уже приглашена. Но от идеи этой надо будет совершенно отказаться, если и эта труппа, число работников которой не превзойдет 50, не будет получать паек.
Таким образом, что касается профессиональных театров — дело идет о шести, из которых три являются европейски известными театрами с вполне сложившейся физиономией (Большой, Малый и Художественный с его студиями), и три представляют собою театры новых исканий, находящиеся под непосредственным покровительством государства.
Так обстоит дело в области профессионального театра, но и в области рабоче–крестьянского театра имеются коллективы, которые необходимо поддержать. Было бы в высшей степени несправедливым не протянуть руку помощи студиям при Пролеткульте или другим, находящимся на учете секции рабоче–крестьянского театра при Центротеатре, ссылаясь на то, что они еще художественно не оформились, ибо как раз для того, чтобы они оформились художественно и дали бы нам приближение к подлинному социалистическому театру, необходимо обставить их художественное младенчество сколько–нибудь удовлетворительными условиями.
Вычисляя количество людей в каждом таком коллективе, мы берем во внимание только артистов в собственном смысле этого слова и театральных рабочих, т. е. специалистов сценической техники. Мы исключаем самым тщательным образом канцелярии, капельдинеров, дворников и т. п. Мы делаем это с довольно тяжелым сердцем, ибо и эти органы театра грозят разрушением вследствие отсутствия пайка, но в тяжелое время, которое мы переживаем, мы считаем невозможным давать такие привилегии лицам, не принадлежащим к коллективу в точном смысле слова, к тому коллективу, где отъезд или смерть даже нескольких лиц может повлечь за собою полную приостановку общей работы. Подписан Лениным
Исходя из такого минимального расчета, мы приходим к выводу, что на Большой
театр необходимо отпустить 900 пайков
на Малый 240
на Художественный театр со студиями 410
на Показательный театр 200
на Камерный театр 90
на Государственный детский театр 90
на студии рабоче–крестьянского характера 250
Итого — 2180 пайков
Еще раз настоятельно указываю Совнаркому, что Петроград с его более разумной продовольственной политикой уже сумел взять всех артистов сколько–нибудь серьезных театров Петрограда на паек и что количество пайков, отпускаемых в Петрограде, значительно больше, чем те, которые мы сейчас просим у Совнаркома.
Исходя из того, что в Петрограде так или иначе вопрос о пайках для артистов разрешен более или менее удовлетворительно, и что из провинции прямых жалоб на невозможность существования для артистов не поступает, да и коллективов, которые могут быть признаны государственно важными, там нет, Центротеатр не ходатайствует в настоящее время ни о каком дальнейшем распространении артистического пайка».
(Публикуется впервые по машинописной копии. ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 385, лл. 423–426).
Очевидно, не все письма Луначарского к Ленину до нас дошли, о чем свидетельствует письмо В. Аванесова, в котором приводятся некоторые формулировки Луначарского. На письме Аванесова — надпись Ленина: «Напомнить мне в СНК при Луначарском» (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13193).
17 марта вопрос о красноармейских пайках для работников театров был поставлен на заседании Малого Совнаркома, но затем, по всей вероятности, из–за отсутствия заключения ведомств (Наркомпрода) был снят (прот. 438, п. 11). Протокол подписан Лениным (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13316, л. 3). 22 марта (прот. 440, п. 17) Малый Совнарком принял решение: «Назначить слушание дела на среду 24/III с. г. с вызовом тт. Халатова и Луначарского». Протокол также подписан Лениным (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13364, л. 6).
24 марта 1920 г. (прот. 442, п. 9) состоялось обсуждение вопроса на заседании Малого Совнаркома и было принято следующее решение:
«Предоставить работникам сцены московских театров и студийцам–стипендиатам московского Пролеткульта право получения красноармейского пайка в количествах — для первых — 1700 пайков и для вторых — 300 с распределением вакансий по усмотрению Центротеатра и ВЦСПС. (Принято единогласно, при согласии т. Луначарского)»
(ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13385, лл. 2–4).
6 апреля 1920 г. на заседании Совнаркома под председательством Ленина была внесена следующая поправка:
«а) Поручить Малому Совету удовлетворить через Комиссию рабочего снабжения 300 студийцев–стипендиатов московского Пролеткульта и рабочих сцены, особо выделенных и безусловно необходимых театру. Те из рабочих сцены, которые взяты из лагерей принудительных работ, остаются на прежнем положении, б) Просить Комиссию при ВЦИК по вопросу о снабжении расследовать размер заработка по халтуре и размер получения вознаграждения продуктами, в) Поручить Малому Совету выделить в определенных 4–х театрах артистов, заведомо не получающих ни халтуры, ни добавочных пайков, и перевести их на красноармейский паек через Комиссию снабжения, г) Обязать Комиссию по снабжению и Комиссию по улучшению положения советских служащих делегировать своих представителей на заседание Малого Совета, д) Рассмотреть вопрос в четверг в СНК»
(прот. 359, п. 8, ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13509, л. 3).
8 апреля 1920 г. Малый Совнарком (прот. 451, п. 6) вынес следующее постановление по докладу Луначарского:
«а) Предложить Комиссии по рабочему снабжению при НК продовольствия зачислить на усиленное довольствие триста студийцев–стипендиатов московского Пролеткульта и рабочих сцены Большого, Малого, Художественного, Камерного, Показательного и Детского театров в Москве, согласно спискам, представленным московским Пролеткультом и Центротеатром.
Примечание: Рабочие, взятые из концентрационных лагерей, зачислению на довольствие не подлежат, б) Предложить Центротеатру представить в Малый Совет списки работников сцены вышеуказанных московских театров, не получающих усиленного или добавочного довольствия из других ведомств или при помощи частных выступлений путем халтуры».
Ленин подписал протокол
(ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 13542, лл. 2, 4).
4 мая Совнарком (прот. 366, п. 19), рассмотрев решение Малого Совнаркома, постановил:
«Ввиду заявления Наркомпроса о том, что вопрос исчерпан, снять его с повестки дня»
(ЦПА ИМЛ, ф. 19, оп. 1, ед. хр. 366, л. 7–8).
Государственный Показательный театр сушествовал в Москве в ноябре 1919 — октябре 1920 г., придерживался в основном классического репертуара.
Первый государственный театр для детей был создан в Москве в нюне 1920 г.