Статья для Музыкальной энциклопедии

Музыкальная энциклопедия — научно-справочное издание по музыке, которое выпускалось в СССР издательствами «Советская энциклопедия» и «Советский композитор». Том 3. Корто—Октоль. 1976.

Луначарский Анатолий Васильевич [11(23) XI 1875, Полтава — 26 XII 1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве на Красной площади] - Советский гос. и обществ. деятель, публицист, критик, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик. Академик АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1895. Первый нар. комиссар просвещения (1917–29). В 1933 назначен послом в Испанию, но по пути в Мадрид скончался. Изучал философию и естествознание в Цюрихском ун–те. Вел революц. пропагандистскую работу с 17 лет, был видным деятелем большевистской партии. Участник Революции 1905–07 и Oкт. революции 1917, подвергался тюремным заключениями ссылкам. В 1906–17 был в эмиграции (Франция, Италия, Швейцария). Входил в состав редакции газ. «Вперед» и «Пролетарий», где работал вместе с В. И. Лениным, к–рый высоко ценил Л. как оратора–полемиста и, по свидетельству М. Горького, считал Л. «на редкость богато одарённой натурой». Ленин критиковал Л. за богостроительские идеи, отразившиеся в некоторых его работах 1904–11, выражал уверенность, что он освободится от увлечения эмпириокритицизмом.

Музыка занимала значит. место в деятельности Л., хотя спец. муз. образования он не получил. Л. хорошо знал музыкальное иск–во, общался с многими выдающимися композиторами и исполнителями, среди которых Ф. И. Шаляпин, Ж. Сигетти, А. Коутс, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Л. В. Собинов, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Проводя марксистско–ленинские принципы в исследовании иск–ва, Л. явился основоположником сов. муз. эстетики. Его выступления в большой мере способствовали становлению советского музыковедения. Борясь с упрощением и вульгаризацией, Л. считал необходимым, чтобы музыковедческое исследование включало структурный и эстотич. анализы, всестороннее изучение особенностей муз. произв. Среди теоретич. проблем, в разработку к–рых Л. внёс существ. вклад, — применение марксистской теории познания к области музыки, интерпретация муз. стилей, эстетич. и социологич. критерии оценки муз. иск–ва. Им были даны блестящие характеристики ряда явлений классич. и совр. музыки.

Как гос. и партийный деятель Л. сыграл выдающуюся роль в строительстве сов. муз. культуры. Он отмечал всё новое и талантливое, что могло быть полезным для революции, роста социалистич. иск–ва, высказывался в пользу разнообразия художеств. творчества и свободного соревнования разных стилистич. течений. Активно выступал Л. в защиту классич. наследия, последовательно борясь против модернистского и пролеткультовского отрицания культуры прошлого. Важной была роль Л. в сохранении и развитии Большого т–ра в тяжёлые годы Гражд. войны. Л. участвовал в организации Муз. секции Гос. учёного совета, Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, Российской филармонии, поддержал реформу муз. образования, содействовал организации симф. оркестров и струн. квартетов, Гос. коллекции редких и старинных муз. инструментов, развитию конц. деятельности внутри страны и междунар. муз. связей, учреждению фонда помощи молодым дарованиям. С инициативой Л. связано создание в Ленинграде центра музыковедч. исследований.

В своей первой работе о музыке — рецензии на кн. А. А. Берса «Что такое понимание музыки» (1903) Л. указывает на полезность книг, облегчающих массовой аудитории доступ к муз. культуре. Статья «Юношеские идеалы Рихарда Вагнера» (1906) посвящена социально–эстетич. проблемам: важной роли музыки в духовной жизни борющихся за свободу масс и великому значению революции для расцвета музыки; эту идею Л. развивал в более поздних выступлениях («Путь Рихарда Вагнера», 1933, и др.). Осн. направление критич. статей Л. о музыке определялось стремлением «ближе подводить дилетанта из демократических кругов к интеллектуальному и эмоциональному осознанию открывающегося ему мира музыки». Большая их часть обращена к широкому кругу читателей. Этими же качествами отличаются речи, произнесённые Л. перед концертами или циклами концертов: «Народные концерты гос. оркестра», «Речь на первом представлении для рабочих в бывшем Мариинском театре», «Речь перед концертом для революционных моряков» (1918), «Рихард Штраус» (1920), «Бетховен», «»Гибель Фауста» Берлиоза», «О Скрябине» (1921), «Речь на концерте под управлением Оскара Фрида», «Три года работы квартета им. Страдивариуса» (1923), речи на конкурсах гармонистов (1926, 1928) и др. Л. писал краткие комментарии к оперным спектаклям («Князь Игорь», 1920; «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане», 1921). Особое место принадлежит его работам о Бетховене, творчество к–рого Л. считал одной из величайших муз. вершин, указывающих путь прогрессивному муз. творчеству («Бетховен», «Ещё о Бетховене», 1921; «Бетховен и современность», 1927; «Что живо для нас в Бетховене», «Почему нам дорог Бетховен», 1929). О месте Бетховена в истории, о значении бетховенской традиции для современности говорится и в статьях Л., посв. Шопену, Веберу, Вагнеру, рус. композиторам 19 в. Блестящий пример конкретной историч. характеристики содержит ст. «Путь Рихарда Вагнера» (1933), в к–рой выясняются истоки пессимистич. мировоззрения композитора после поражения Революции 1848–49 в Германии. Л. как критик стремился постигнуть творчество композиторов в тесной связи с историч. эпохой, показать реальный источник их сильных и слабых сторон. Это качество Л. ярко выразилось в ст. «Н. А. Римский–Корсаков» (1933, с подзаголовком: «Музыкально–критическая фантазия к 25–летию со дня смерти»). Ряд статей (гл. обр. по поводу антрепризы С. П. Дягилева — 1913, 1914, 1927) содержит критику модернистского иск–ва.

Нек–рые работы Л. имеют более спец. характер. Среди них — «Танеев и Скрябин» (1925), в к–рой индивидуальные особенности творчества этих композиторов рассматриваются как отражение обществ. процессов пред- революционного периода, и выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма (1930), содержащее методологич. анализ теории ладового ритма Б. Л. Яворского. Последоват. защитник реализма в лит–ре, т–ре, изобразит. иск–ве, Л. не пользовался термином «реализм» применительно к музыке (за исключением муз. т–ра), предпочитая говорить о значимости муз. идей, запечатлевающих эпоху, о силе, ясности, психологич. правдивости их выражения («Р. Штраус», 1920; «Ответ комсомольцам консерватории», 1926, и др.). При жизни Л. были изданы 2 сб. его статей: «В мире музыки» (1923) и «Вопросы социологии музыки» (1927).

Сочинения:

Литература:

  • Дрейден Сим., Музыка и революция. (Из высказываний А. В. Луначарского), «СМ», 1960, № 3;
  • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библ. указатель, 1902–1963, сост. К. Д. Муратова, Л., 1964;
  • Цытович Т., А. В. Луначарский и проблемы изучения западноевропейской музыки, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971, с. 5–18;
  • Джорджадзе И., Луначарский — музыкальный критик, «Сабчота хеловнеба», 1973, No 4 (на груз. яз.);
  • Lissa Z., Pogladу Anatola Lunaczarskiego na muzyke, в сб.: Polsko–rosyjskie miscellanea muzyczne, Кr., (1967).

И. А. Сац

Comments