Статья для Философской энциклопедии

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. 

Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Е. Шарапова. Москва.

Об авторе

Ша­ра­по­ва Еле­на Ге­ор­ги­ев­на

[р. 31.01.1927 в с. Усо­во Граж­да­нов­ско­го рай­о­на Там­бов­ской об­ла­сти]

Спе­ци­а­лист по на­уч­но­му ком­му­низ­му.

Отец: Ло­мов­цев Ге­ор­гий Афа­на­сье­вич (1902—1972), сель­ский учи­тель, из кре­стьян.

Мать: Ло­мов­це­ва Ана­ста­сия Пан­кра­тьев­на (1903—1987), сель­ская учи­тель­ни­ца, из кре­стьян.

В 1944 г. окон­чи­ла сред­нюю шко­лу в с. Кра­сив­ка Кра­си­вско­го рай­о­на Там­бов­ской об­ла­сти. С 1944 г. по 1949 г. обу­ча­лась на ис­то­ри­че­ском фа­куль­те­те МГУ. По окон­ча­нии ун–та, в 1949 го­ду по­сту­пи­ла в ас­пи­ран­ту­ру фи­ло­соф­ско­го ф–та по ка­фед­ре ис­то­рии фи­ло­со­фии на­ро­дов СССР, ко­то­рую за­кон­чи­ла в 1952 г., за­щи­тив кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по те­ме «Ми­ро­воз­зре­ние М. Е. Сал­ты­ко­ва–Щед­ри­на».

Во вре­мя обу­че­ния в МГУ наи­боль­шее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние на­уч­ных ин­те­ре­сов ока­за­ли Ой­зер­ман Т. И., Дын­ник М. А., Мо­лод­цов В. С., Щи­па­нов И. Я., во вре­мя обу­че­ния в ас­пи­ран­ту­ре До­ми­на В. А., по­сле окон­ча­ния ас­пи­ран­ту­ры — Ко­ва­лев A. M.

По окон­ча­нии ас­пи­ран­ту­ры ас­си­стент, стар­ший пре­по­да­ва­тель, до­цент в Мос­ков­ском Го­су­дар­ствен­ном Ис­то­ри­ко–Ар­хив­ном ин­сти­ту­те (1952—1963). В МГУ — до­цент ка­фед­ры на­уч­но­го ком­му­низ­ма с 04.1963 г., за­тем до­цент ка­фед­ры ис­то­рии и тео­рии ми­ро­во­го ра­бо­че­го и ком­му­ни­сти­че­ско­го дви­же­ния ОНК фи­ло­соф­ско­го фа­куль­те­та МГУ.

С 05.1977 г. по 06.1982 г. —  и. о. зав. ка­фед­рой ис­то­рии и тео­рии ми­ро­во­го ра­бо­че­го и ком­му­ни­сти­че­ско­го дви­же­ния. С 1988 г., уй­дя на пен­сию, про­дол­жа­ла пре­по­да­вать в МГУ до 1991 г. На­граж­де­на ме­да­лью «Ве­те­ран гру­да» (1987 г.).

Чи­та­ла кур­сы: «Тео­рия ми­ро­во­го ре­во­лю­ци­он­но­го про­цес­са», «Тео­рия со­вре­мен­но­го на­ци­о­наль­но–осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния».

Яв­ля­лась уче­ным сек­ре­та­рем Уче­но­го Со­ве­та по за­щи­те кан­ди­дат­ских, а за­тем, док­тор­ских дис­сер­та­ций; ру­ко­во­ди­те­лем аф­ри­кан­ско­го се­ми­на­ра сту­ден­тов при До­ме Друж­бы с на­ро­да­ми за­ру­беж­ных стран; чле­ном парт­ко­ма фи­ло­соф­ско­го фа­куль­те­та.

Муж — Ша­ра­пов Гер­ман Вла­ди­ми­ро­вич. Умер в 1982 го­ду. Име­ет двух до­че­рей.

Со­чи­не­ния:

  • Ме­то­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы ис­сле­до­ва­ния на­ци­о­наль­но–осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (1981);
  • гла­ва «На­ци­о­наль­но–осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние» в мо­но­гра­фии «Со­вре­мен­ная эпо­ха и ми­ро­вой ре­во­лю­ци­он­ный про­цесс»;
  • ряд ста­тей в жур­на­лах «Вест­ник МГУ» и «На­уч­ный ком­му­низм»;

new.philos.msu.ru

ЛУНАЧА́РСКИЙ Анатолий Васильевич (24 нояб. 1875 – 26 дек. 1933) – деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, пропагандист марксизма-ленинизма, эстетик, художеств. критик и драматург. Первый нарком просвещения (1917–29).

Мировоззрение Л. складывалось под влиянием рус. революц. движения и марксизма. Познакомившись в юности с "Капиталом" Маркса, Л. в 1892 вступил в киевскую с.-д. организацию, по заданию к-рой вел пропаганду идей науч. социализма. В 1894–95, учась в Цюрихском ун-те, он сблизился с членами группы "Освобождение труда", познакомился с Плехановым, под влиянием к-рого стал изучать историю материализма и нем. классич. философии. Возвратившись в Москву в 1897, Л. участвовал в пропаганде идей марксизма в массах, был арестован и затем сослан в Вологду. После II съезда партии в 1903 Л. встал на сторону большевиков, однако не смог удержаться на позициях марксизма-ленинизма в период после поражения революций 1905–07. В это время он вместе с А. Богдановым встал на позиции махизма и проповедовал богостроительство, вступил в отзовистскую группу "Вперед". Попытка Л. переработать эмпириокритицизм в "марксистском духе" привела его к эклектизму. Подвергнув критике Л., Ленин указывал на его преданность пролетариату, а также пропагандистский талант. С 1912 Л. вновь сотрудничает в большевистских газетах. Вступление в ряды РКП (б) в июле 1917 явилось важным шагом в идейном развитии Л. На посту наркома просвещения он проводит линию партии по вопросам культуры, междунар. и внутр. политики. В 1933 он был назначен полномочным представителем СССР в Испании.

В филос. работах, написанных в дооктябрьский период ["Очерк позитивной эстетики" (в сб.: "Очерки реалистич. мировоззрения", 1904; в 1923 издана под названием "Основы позитивной эстетики"), "Этюды критич. и полемич." (1905), "Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложении А. Луначарского" (1905), "Религия и социализм" (т. 1–2, 1908–11), ст. "Атеизм" (в сб. "Очерки по философии марксизма", 1908), "Мещанство и индивидуализм" (в кн.: "Очерки по философии коллективизма", 1909) и др. ], Л. пытался "дополнить" диалектич. и историч. материализм философией эмпириокритицизма, махизма. Он ошибочно считал, что т. зр. эмпириокритицизма дает возможность уничтожить мнимую "пропасть" между материей и сознанием. В работах периода 1908–11 Л. встал на позиции богостроительства, заявляя, что философия Маркса есть "философия религиозная", что она якобы "вытекает из религиозных исканий прошлого" ("Религия и социализм", т. 2, СПБ, 1911, с 326). Ленин оценил проповедь "богостроительства" Л. как "...порождение эмпириокритицизма, и русского, и немецкого" (Соч., т. 14, с. 330), а его положение "социализм есть религия", как "... форму перехода ... от социализма к религии" (там же, т. 15, с. 378).

Поворот от махизма и богостроительства к марксизму наметился у Л. еще в дооктябрьский период. В "Письмах о пролетарской литературе" (опубл. в журн. "Борьба", 1914, No 1, 3, 6), выступая за связь иск-ва с политич. борьбой пролетариата, Л. призывал иск-во служить делу социалистич. революции, боролся за реализм, против формализма, декадентства и мещанства.

В первые годы после Октябрьской революции Л. гл. внимание обращал на разработку проблем эстетики, лит. критики, проблем культурной революции. На посту наркома просвещения Л. в целом последовательно проводил линию партии по вопросам культуры; выступление Л. в защиту автономии Пролеткульта в 1920 было подвергнуто критике Лениным.

В работах "Десятилетие революции и культура" (1927), "Культура на Западе и у нас" (1928), "О роли пролетарского гос-ва в развитии социалистич. культуры" (речь, опубл. в журн. "Под знаменем марксизма", 1933,  № 6) он указывал на связь культурной и хозяйственной революции, выдвигал задачу создания новой, социалистич. культуры, воспитания новой интеллигенции. Л. заботливо поддерживал молодые таланты и помогал их становлению. Одной из важнейших проблем строительства социалистич. культуры Л. считал критич. освоение культурного наследия прошлого.

Л. занимает выдающееся место в развитии сов. лит. критики, в изучении и популяризации наследия рус. критич. реализма (статьи о Пушкине, Достоевском, Тургеневе, Короленко, Некрасове, Герцене и др.), рус. революц. демократов 60-х гг., а также ряда зарубежных классиков (статьи о Диккенсе, Мериме, Гейне, Прусте, Шоу и т.д.). Многочисл. выступления Л. по драматургии, различным вопросам изобразит. иск-ва и музыке сыграли большую роль в становлении социалистич. культуры.

В наиболее важной с методологич. т. зр. статье Л. "Ленин и литературоведение" (1932, "Лит. энциклопедия", т. 6) рассматриваются проблемы идейности, классовости иск-ва, отношения к наследию прошлого. Основываясь на ленинском учении о культуре, Л. выясняет смысл борьбы с сектантскими пролеткуль-товскими теориями, отрицавшими преемствен-ность художеств. развития и значение классич. культуры для социалистич. иск-ва. На обширном материале работ Ленина Л. раскрывает подлинно марксистское отношение к классич. лит.-критич. и эстетич. мысли прошлого.

Л. проявлял большой интерес к истории философии. Ему принадлежит историко-филос. очерк "От Спинозы до Маркса" (1925), брошюра "Барух Спиноза и буржуазия" (1933), статьи: о А. Н. Радищеве (1923), Н. Г. Чернышевском (1928), Л. Н. Толстом (1924), брошюра "Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения (1818–1918)" (1918).

Соч.:

  • Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская, П., 1923; 
  • Наука. Искусство. Религия, М., 1923; 
  • Беседы по марксистскому миросозерцанию, Л., 1924;
  • Ленин и литературоведение, Л., 1934;
  • О театре и драматургии, т. 1–2, М., 1958;
  • О народном образовании, М., 1958; 
  • В мире музыки, М., 1958;
  • Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959;
  • Собр. соч. в 8 томах, т. 1–2, М., 1963–64 (изд. продолжается).

Лит.:

  1. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 67, 68, 175, 269, 317, 328–31, 835;
  2. его же, О пролетарской культуре, там же, т. 31;
  3. его же, [Письма А. В. Луначарскому ], там же, т. 34, 35;
  4. О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде (Резолюция), в кн.: КПСС в резолюциях..., 7 изд., ч. 1, [М. ], 1953, с. 222;
  5. Лебедев-Полянский П. И., А. В. Луначарский, М., 1926;
  6. Альтман И., Л. – драматург, "Лит. критик", 1934, 3;
  7. его же, Большевик – энциклопедист, "Художественная литература", 1935, № 1;
  8. его же, [Доклад, посвященный годовщине со дня смерти Л. ], "Вестник коммунистич. Академии", 1935, № 3;
  9. Памяти А. В. Л. 1875–1933, М., 1935;
  10. Кривошеева Α., А. В. Л. – лит. критик, "Лит. современник", 1938, № 12;
  11. ее же, Эстетич. взгляды А. В. Л., Л.–М., 1939;
  12. Лебедев Α., Α. Β. Л. о принципах и задачах марксистской лит. критики, "Вопр. литературы", 1958, № 12;
  13. Шульгин В., Памятные встречи, М., 1958;
  14. Самойлова Η. Α., А. В. Л. в борьбе за идейность и художеств. богатство сов. лит-ры, М., 1959;
  15. Бугаенко П. Α., А. В. Л. как лит. критик, Саратов, 1960;
  16. Бычкова Н. В., Лебедев Α. Α., Первый нарком просвещения, М., 1960;
  17. Мандельштам Р. С., Книги А. В. Л. Библиографич. указатель, М.–Л., 1926.
Comments