Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве на Красной площади], советский государственный деятель, критик, публицист, литературовед, искусствовед, драматург, переводчик. Акад. АН СССР (1930). Чл. Коммунистич. партии с 1895. На протяжении всей жизни Л. проявлял интерес к балету. Автор мн. критич. и публицистич. статей на эту тему. Находясь в эмиграции (1904–17), присылал в журнал "Театр и искусство" корреспонденции о зарубежном искусстве (1911–15). Несколько "Парижских писем" Л. посвящено Русским сезонам за границей ("Елена Спартанская". Балетная буря, "Театр и искусство", 1912, № 22; Русские и немецкие новшества в Париже, там же, 1912, № 29, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 375–78; Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, № 23, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 431–37). Писал о балетах М. М. Фокина, новаторских поисках в балете Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, И. Ф. Стравинского, высказывал критич. замечания о В. Ф. Нижинском — постановщике балета "Послеполуденный отдых фавна" и восхищался Нижинским–танцовщиком. В целом миссию С. П. Дягилева — организатора Русских сезонов оценивал как плодотворную. После Окт. революции опубликовал "Путевые очерки" — о спектаклях дягилевской труппы, обосновавшейся за границей и оторвавшейся от творческой жизни России ("Развлекатель" позолоченной толпы, "Вечерняя Москва", 1927, 25 июня; "Новинки Дягилевского сезона", там же, 1927, 28 июня). В "Парижских письмах" в единый эстетич. ряд с Дягилевым Л. ставил Дункан, которую он считал родоначальницей совр. балета, подготовившей драматич. балет Фокина. Л. привлёк Дункан к организации в России школы физич. и эстетич. воспитания детей. Дункан — танцовщице и педагогу, Л. посвятил ряд статей и воспоминаний ("Наша гостья", "Известия", 1921, 24 августа; и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 157–62; Воспоминания об Айседоре Дункан, в сб.: Гул земли, Л., 1928, с. 37–40, и др.).
Первый нарком просвещения Республики, Л. осуществлял руководство гос. театрами, находившимися в ведении Наркомпроса. Боролся за сохранение академич. театров оперы и балета и хореографич. училищ, выступал с критикой театр. концепций вульгарных социологов, утверждавших, что рус. балет есть специфич. порождение помещичьего режима, прихоть царского двора. Поддерживал балетмейстерские поиски К. Я. Голейзовского и Ф. В. Лопухова в академич. театрах.
Соч.:
- Оперно–балетный театр. Его роль и значение. [Из доклада о роли и значении академических театров], "Р. и т.", 1924, № 1;
- [О Большом театре], "Рабочий зритель", 1925, № 5;
- Почему мы сохраняем Большой театр, [Л.], 1925;
- К столетию Большого театра, в его кн.: О театре. Л., 1926, с. 48–58;
- Мое мнение, "Р. и т.", 1926, № 47;
- Как оздоровить Большой театр. О двух поколениях в нашем искусстве, "Вечерняя Москва", 1928, 21 мая;
- [О ГАБТе], "Современный театр", 1928, № 21, с. 406–407;
- Новые пути оперы и балета, "Пролетарский музыкант", 1930, № 5, с. 4–10; № 6, с. 2–8.