Философия, политика, искусство, просвещение

Новая философская энциклопедия: Луначарский

Луначарский Анатолий Васильевич (псевдонимы А. Анютин, В. Воинов и др.) [11(23) ноября 1875, Полтава — 26 декабря 1933, Ментона, Франция] — русский политический деятель, теоретик искусства, публицист, переводчик. По окончании Киевской гимназии (1895) изучал философию в Цюрихском университете. С 1896 профессиональный революционер, 8 раз сидел в тюрьмах. С 1917 нарком просвещения; с 1922 член ВЦИК; с 1933 посол в Испании. Академик (1930). Еще в гимназии увлекся философией и пытался „создать эмульсию из Спенсера и Маркса“. Отстаивал материалистические позиции в споре с идеалистами, в гносеологии соединял материализм с эмпириокритицизмом. В биосоциальной эволюции человека отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, концепция которой составляет основные принципы воспитания и обучения. Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считал марксизм „новой, глубоко критической… синтетической религиозной системой“, находя в ней стремление к совершенствованию человека и общества. Гуманизм Фейербаха развил до обожествления человека будущего. Свои богостроительные идеи назвал символом „беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни“. Идею развития человека положил в основание „науки об оценке“ — эстетики.

Соч.:

  • Собр. соч., т. 1–8. M., 1963–67;
  • От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925;
  • Неизданные материалы. — „Литературное наследство“, т. 82. M., 1970;
  • Избр. статьи по эстетике. М., 1975;
  • Очерки по истории русской литературы. М.. 1976;
  • Об искусстве, т. 1–2. М., 1982.

Лит.:

  • Северикова Н. М. Луначарский о воспитании. М., 1990;
  • Ефимов В. В. Летопись жизни и деятельности А. В. Луначарского (1917–1933), т. 1–3. Душанбе, 1992;
  • Angres D. Die Beziehungen Lunatscharskijs zur deutschen Literatur. B., 1976.

Архивы:

  1. РГАЛИ, ф. 279;
  2. ΓΑΡΦ, ф. 5146.

H. M. Северикова

Автор:


Источник:


Поделиться статьёй с друзьями: