Философия, политика, искусство, просвещение

Из литературного наследия. Публикуется впервые

Театральная деятельность А. В. Луначарского необычайно разнообразна и еще ждет всестороннего и глубокого исследования. С первых послереволюционных лет руководство молодой советской театральной культурой; активная и неизменно целеустремленная работа театрального критика с начала века и до последних лет жизни; напряженное драматургическое творчество, наиболее плодотворное в двадцатые годы. Понять содержание всех этих сторон театрального созидания, осуществленного А. В. Луначарским, пронизанного его мощным политическим и общественным темпераментом, можно только в согласии с пониманием развития его идейных, философских, эстетических воззрений, его особого умения сочетать заботу и поддержку как новых, невиданных прежде прогрессивных форм нарождающегося социалистического искусства, так и усвоения всего лучшего, подлинно демократического наследия, оставленного художественной классикой. Разумеется, сегодняшнее значение всего сделанного А. В. Луначарским для театра неоднородно, но очень многое сохраняет свою ценность не только как документы истории, но и как живое, действенное оружие в современной идеологической борьбе.

В этой связи особый интерес представляет собой драматургия А. В. Луначарского. В двадцатых и тридцатых годах его пьесы были непременным достоянием репертуара многих театров, особенно большое распространение получили «Оливер Кромвель», «Бархат и лохмотья», «Канцлер и слесарь», «Фауст и город», две части «Фомы Кампанеллы», «Освобожденный Дон Кихот», «Медвежья свадьба» (по новелле Мериме «Локис»), «Яд».

Известно пристрастие Луначарского–драматурга к образам крупным и обобщенным, к философскому осмыслению истории и давних легенд, к их перекличке с проблемами современными, к героико–романтической интонации и к лексике, не лишенной яркой метафоричности и нередко патетики. Не случайно главной сценой этой драматургии был Малый театр, органично воспринявший революционный пафос ряда пьес Луначарского с характерным для них прямым противостоянием героев, их идейных позиций и социальных устремленностей. Глубокая содержательность, свежесть стиля, четкость характеристик, напряженное движение сюжетов с неожиданными, как правило, поворотами интриги обеспечивали на протяжении многих лет драмам Луначарского зрительский успех и у нас в стране, и за рубежом. Нередко они возобновлялись и в послевоенное время; так, сравнительно недавно премьера одной из них состоялась в Португалии.

Казалось, что драматургия Луначарского уже изучена, и от нее трудно ожидать каких–либо удивляющих новшеств. Но вот из архива извлечены три его миниатюры, прежде совершенно неизвестные не только широкому читателю, но и театральным деятелям. И оказалось, что далеко не все мы знаем о драматургических опытах Луначарского, что далеко не все то, что выше о них сказано, приложимо ко всему написанному им для сценического воплощения.

Раньше считалось, что Луначарский–критик гораздо шире в своих приятиях различных художественных направлений, чем Луначарский–драматург. Конечно, три публикуемых драматургических этюда не могут полностью опровергнуть это мнение, но, несомненно, все же его поколеблют. Они показывают разнообразие жанровых стилевых поисков, причем, что особенно интересно, на современном жизненном материале. Две из трех миниатюр — отчетливо комедийны и саркастичны, третья, хотя отнюдь не лишена сатирических оттенков, приближается по жанру к мелодраме. Все три, особенно «Звезда в конюшне», наполнены оригинальными и меткими наблюдениями над бытовыми приметами времени. Высматривается моральное падение белой эмиграции, новые разновидности русского провинциального мещанства, его нравственное убожество...

Не вызывает сомнения, что предлагаемая публикация обогатит наши представления о Луначарском–писателе, а может быть, и репертуар театров миниатюр.

Знакомство с неизвестными, не публиковавшимися ранее драматическими сочинениями А. В. Луначарского, осмысление его театрального наследия с позиций современности побуждает в качестве весьма актуальной задачи поставить вопрос — но пришло ли время для специального издания его драматических произведений. Собранные воедино, хорошо прокомментированные в историко–эстетическом и текстологическом отношении, пьесы и драматические этюды одного из замечательных строителей социалистической культуры могли бы стать крупным событием в нашей художественной жизни.

Авнер Зись, доктор философских наук

от

Автор:


Источник:

Поделиться статьёй с друзьями: