Философия, политика, искусство, просвещение

Энциклопедия «Философы России XIX–XX столетий»: Луначарский

Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875–16.12.1933] — литературный критик, публицист, философ, теоретик и практик социалистического культурного строительства.

Род. в Полтаве, в семье статского советника.

Окончил Киевскую гимназию. Еще в гимназии вступил в кружок марксистского самообразования. Основательно изучил первый том "Капитала" К. Маркса. Вел пропаганду среди рабочих. По окончании гимназии уехал в Цюрих, где поступил в университет, обучался там в 1895–1898 (изучал философию и естествознание, в частности, философию и биопсихологию в семинаре Р. Авенариуса). За границей сблизился с марксистами Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом. Г. В. Плеханов и труды Л. Фейербаха, Ф. Ницше оказали на него большое влияние.

В 1898 вернулся в Россию.

В 1899 Луначарский перевел на русский язык первый том сочинений Ницше. Познакомился с А. А. Богдановым и его философскими работами. Развернул свою деятельность как профессиональный революционер. Работал в московской социал–демократической организации.

В 1899 арестован, сослан в Калугу, затем в Вологду и Тотьму, где находился до 1904. Вступил в РСДРП (1903).

В 1904 выехал за границу, примкнул к большевистской фракции социал–демократов.

В 1905 вернулся в Россию, был членом редакции газеты "Новая жизнь".

В январе 1906 арестован, в марте освобожден. Эмигрировал. В годы реакции идейно отошел от большевизма, в философии следовал за Авенариусом. Исключен из партии. Вошел в состав богдановской группы "Вперед". Совместно с А. А. Богдановым и М. Горьким участвовал в организации партшкол на Капри и в Болонье. Вернулся из эмиграции в мае 1917. Примкнул к "межрайонцам", на VI съезде РСДРП(б) принят в большевистскую партию.

С ноября 1917 по 1929 — Нарком просвещения. Избран академиком АН СССР в 1930.

В 1933 Луначарский назначен послом в Испанию.

Скончался по пути в Мадрид, на юге Франции (в Ментоне).

Особо значимой была деятельность Л. в качестве Наркома просвещения. Он был одним из немногочисленных широкообразованных марксистов, кто понимал культуру, ее место в обществе и кто предпринимал реальные шаги для спасения культуры России. В ведение Луначарского как Наркома просвещения входили тогда кроме общеобразовательных школ, также вузы, театры, научно–исследовательские институты. Политическая же обстановка была такой, что порой преобладала тенденция (в том числе и среди руководящего звена марксистов) по уничтожению всей этой "буржуазной" культуры.

Луначарский отмечал: "В основу пролетарской культуры предлагают положить полную противоположность ее старой культуре, и творцы этой культуры говорят, что главным признаком того, что они угадали правильный путь, будет полное несходство новой культуры со старой". Луначарский постоянно сталкивался с людьми, выступавшими против "буржуазной" культуры.

"Люди, полные революционным пылом (в лучшем случае, а иногда не менее почтенными страстями), много кричали о культурном Октябре; они представляли себе, что в один прекрасный час какого–то прекрасного месяца не менее прекрасного года произойдет параллельно взятию Зимнего дворца взятие приступом Академии наук или Большого театра и водворение там новых людей, по возможности, пролетарского происхождения и, во всяком случае, любезно улыбающихся этому пролетариату"

(Луначарский "Еще к вопросу о культуре" // Известия В ЦИК. 1922. 3 ноября).

Предлагали ликвидировать все "старые" вузы, перекроить на новый лад учебные программы вузов, ввести трудовую повинность для ученых (работать на заводах, выполнять слесарные работы в мастерских) и т. п.

Луначарский и его немногие помощники (как М. Н. Покровский) при поддержке В. И. Ленина вели тяжелую борьбу с "левыми" коммунистами, толкавшими общество на гибельный для страны путь. Организационно–политическая деятельность Луначарского способствовала сохранению значительной части ученых России. Решение ЦК партии о высылке за границу в конце 1922 ряда крупнейших философов, некоторых экономистов и публицистов, поддержанное Луначарским и трактуемое ныне неоднозначно в плане их судеб, не может изменить в целом позитивной оценки деятельности Луначарского по привлечению интеллигенции к сотрудничеству с новой властью, по сохранению учреждений науки и культуры в первые 10–12 лет Советского государства. Эта политика Луначарского со временем все более расходилась с левацкой линией сталинистского руководства партии, и он был отстранен со своего государственного поста.

П. В. Алексеев

* * *

В биографии Луначарского как философа наибольший интерес представляет первое десятилетие XX в. В эти годы он сформировался как оригинальный мыслитель, философская позиция которого, в целом марксистской и материалистической, не укладывается в догматический марксизм. В Ницше его привлекали "гордый вызов обществу и его устоям", подчеркивание прав личности на "совершенствование и радость жизни". Защищая марксизм, Луначарский пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом. Материальность объективного мира отстаивал с монистических позиций, заявляя, что "принципиально существует только материальный мир", но при этом признавал влияние и духовных факторов, ибо всякое человеческое действие первоначально должно пройти через сознание человека. Считал Вселенную комбинацией "из звуков, цветов, давлений, движений и температур", а также "ощущений удовольствия и боли". Принимал учение о двух независимых рядах — психическом ("познание есть процесс организации данности") и физическом ("…процесс приспособления организма к среде"). Задача познающего — "точное, полное и последовательное" описание фактов.

Луначарский даже причинность склонен считать не объективной связью между явлениями, а привычкой нашего сознания к определенными сочетаниям явлений. Занимаясь разработкой соотношения биологии, социальных и исторических аспектов проблемы человека, Луначарский отмечал закономерность рассмотрения марксисткой, социологии человека в его внешних связях с социальной средой, но считал необходимым дополнить марксизм изучением психологических процессов, происходящих внутри человека. В биосоциальной эволюции человека Луначарский высоко ценил роль активной человеческой деятельности, "жажду жизни". Значительное место в философии Луначарский заняла теория жизнестроения, которая "питалась" биологической концепцией Авенариуса и жизнеутверждающим пафосом Ницше. В противоположность Шопенгауэру, призывавшему сказать жизни "нет!", Луначарский провозглашал ненасытимость воли, ибо "эта вечная жажда есть сущность жизни".

Свой материализм Луначарский называл "реалистическим" и одновременно "религиозным": религия "психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы". Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считает марксизм новой, последней, глубоко критической, очистительной и вместе с тем синтетической религиозной системой, находя в ней и стремление к развитию человеческого вида, и к совершенствованию человеческого общества. Проповедь Фейербахом любви и веры в человека Луначарский развил до обожествления человека будущего. Идею развития человеческого вида Луначарский положил в основание эстетики, которую он трактовал как науку об оценках, утверждая, что от характера оценки зависит, ведет ли она к развитию человечества, или к застою и деградации. Сравнивая различные типы оценок, он называет наивысшим эстетическим типом, для которого "весь мир прекрасного есть как бы часть его большого "я". Дополняя марксизм разработкой проблем эстетики и этики — главным направлением своего творчества, Луначарский объединял их понятием "эстетической совести", согласно которой совершить безнравственный поступок человеку не позволяют чувство собственного достоинства и "красота своего внутреннего единства". В своих эстетических исследованиях Л. стремился к синтезу психофизиологич. и соц.–ист. методов анализа.

Н. М. Северикова

Соч.:

  • Очерк позитивной эстетики // Очерки реалистического мировоззрения. 1904;
  • Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. C6.I. СПб., 1909;
  • Карл Маркс и социалистическая революция. [В соавт. с Г. Е. Зиновьевым]. М., 1918;
  • Диалог об искусстве. М., 1919;
  • Этюды. М.–Пг., 1922;
  • Введение в историю религии. М.–Пг., 1923 (2-е изд. 1924);
  • Лев Давидович Троцкий о литературе // Печать и революция. 1923. № 7;
  • Основы позитивной эстетики. М.–Пг., 1923;
  • Наука, религия, искусство. М., 1923;
  • История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах. T.I–II. М., 1924;
  • Беседы по марксистскому миросозерцанию. Л., 1924;
  • Идеализм и материализм. Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.–Л., 1924;
  • Против идеализма. Этюды полемические. М., 1924;
  • О социологическом методе в теории и истории музыки // Печать и революция. 1925. № 3;
  • От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925;
  • Мораль с марксистской точки зрения. Харьков, 1925;
  • Очерки марксистской теории искусств. М., 1926;
  • Десятилетие революции и культуры. М.–Л., 1927;
  • О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры // ПЗМ. 1933. № 6;
  • Собрание сочинений в 8 т. М., 1963–1967;
  • Избранные статьи по эстетике. М., 1975;
  • О воспитании и образовании. М., 1976;
  • Статьи, речи, доклады, письма, документы. Т.1. М., 1981;
  • Об искусстве. Т. 1–2. М., 1982;
  • Статьи о литературе. В 2 т. М., 1988.

Авторы:


Источник:


Поделиться статьёй с друзьями: