Философия, политика, искусство, просвещение

Бабинькин кочет (Комиссару просветительному). Скоморошьи Лясы

Эй, вы люди честные, тараканы запечные, выходите сюда послушать не быль, не сказку неведомую, а и не ложь.

— Не тем отдает!

Завелась на Руси такая птичка,
да язык у него очень потешен,
больно уж ладно подвешен:
говорит, не умолкая,
и ни в чем не унывая.

Говорит он о чем хочешь:
сегодня о христианстве,
завтра об обезьянстве, —
сегодня ублажает,
а завтра хобот выставляет.

И грозит и хлопочет,
все попасть в точку хочет,
да никак не удается,
все мимо, да мимо суется.

Знай себе без толку тарахтит,
неведомо что говорит.

А вокруг него народ все чудак:
каждому его слову хлопают,
да еще и ногами топают.

Чем меньше понимают,
тем больше его уважают.

А он, дурак, этому и рад:

«Я, говорит, всех вас выше вознесу,
просвещение вам несу!»

И весь–то он день хлопочет,
суется, ровно бабинькин кочет.

— А не пора ли ему, братцы, дергача

Задавать!

Скоморох Терентий.


Комментарий из «А. М. Ремизов Собрание сочинений [в 10 томах]» М., «Русская книга» 2000–2002

Адресат сатирического произведения Ремизова — Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) — советский партийный и государственный деятель, видный член Российской социал–демократической партии (большевиков). 25 октября 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Луначарский огласил написанное В. И. Лениным воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», извещающее о победе восстания рабочих и солдат и переходе власти к Советам. Он был избран членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и вошел во Временное рабочее и крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров (CHK), в котором был утвержден народным комиссаром просвещения.

Сатира направлена как против неприемлемого Ремизовым диктата новой власти в области культурной политики (в частности, против принятой 17 ноября «Резолюции ВЦИК по вопросу о печати», фактически ликвидировавшей свободу прессы; против принятого 22 ноября Декрета ВЦИК и CHK об учреждении Государственной комиссии по просвещению), так и конкретно против Наркома просвещения. Как свидетельствуют источники, за все время непосредственных контактов между Ремизовым и Луначарским не было никакого личного конфликта. Они познакомились в 1901 г., в период вологодской ссылки (см. их оценку друг друга в кн.: Луначарский А. В. Великий переворот: Октябрьская революция. Ч. 1. Пб., 1919. С. 24; Иверень. С. 197–198). В период 1917–1921 гг. Луначарский не раз помогал Ремизову в житейских делах, вызволял его из ЧК и способствовал даче разрешения на выезд за границу. Тем не менее именно Луначарский стал мишенью сатиры Ремизова как олицетворение жесткого и некомпетентного отношения власти к культуре. Жанр произведения — «скоморошина» — вольная интерпретация фольклорных текстов, связанных с народной смеховой культурой, особо интересовавшей Ремизова в 1917–1921 гг. Такой жанр не раз использовался в его сатирическом творчестве этого времени. Источник псевдонима «Скоморох Терентий» — былина «Про гостя Терентиша».

Автор:



Источник:

Публикуется по: rvb.ru


Поделиться статьёй с друзьями: