Приспела пора ликвидировать ту рознь, которая возникла между пролетариатом и руководимыми им трудовыми слоями народа с одной стороны и интеллигенцией — с другой.
Что в широком государственном строительстве, в быстром созидании нового социалистического порядка класс–диктатор нуждается в высочайшей мере в поддержке людей знания — в этом ни у кого ни на минуту не зарождалось сомнения.
Скорее удивительно, что при полном отказе интеллигенции в точение долгих месяцев оказывать поддержку Рабоче–Крестьянскому правительству, оно все же смогло продвигать дело пересоздания всей жизни огромной отсталой страны и констатировать в целом ряде областей и в общем политическом положении бросающиеся в глаза успехи.
При учете всех ресурсов, какими располагает Россия для своего спасения и социалистического обновления — учету такому подлежит и вся сумма знаний и технических умений, мобилизована должна быть и вся армия интеллигенции. Нет спора, что сделать это нужно, что сделать это никогда не слишком рано, если Советское Правительство, и в частности Комиссариат Просвещения, до сих пор не использовали во всей мере сил русской интеллигенции и не наладили с нею добрососедских отношений — то вина за это отнюдь не падает на них.
Разрушение устоев буржуазно–капиталистического общества верхний слой наиболее квалифицированной интеллигенции воспринял, как крушение и гибель всей европейской культуры. Организован был своеобразный и в бешенстве своем неожиданный пассивный отпор Народной Революции, показавшейся интеллигенции столь не симпатичной.
И конечно пролетариат со своей стороны учел активное противодействие своему торжеству со стороны интеллигентских верхов, растерянность остальной массы, почти полное отсутствие интеллигенции в передовых рядах борцов решительной революции и проникся глубоким недоверием ко всей интеллигенции. По мере укрепления Рабоче–Крестьянской власти кризис ослаблялся. Интеллигенция вынуждена была капитулировать.
Больше нужда, чем соображения идеального и политического характера вовлекли интеллигенцию в круг Советской работы.
Пролетариат старался использовать силы пришедших к нему на службу лиц, но доверие его нисколько не возрастало по отношению к ним.
Новое социалистическое строительство требовало громадного напряжения сил, ясного сознания конечного идеала и отчетливого понимания путей, ведущих к его достижению. Конечно никто не мог требовать от интеллигенции, чтобы она вдруг прониклась коммунистическим настроением, уверовала в коммунистические истины и с апостольским рвением принялась рядом с партией за преданную работу над созданием коммунистического строя. Но глубокое, подлинное сотрудничество возможно было только в том случае, если бы интеллигенция проявила, по крайней мере, объективность в этом отношении. Сумела бы оценить намеченную пролетариатом гигантскую культурную работу. Прониклась бы стремлением ко взаимному пониманию с коммунистами и наметила бы те формы работы, в которых ее цели совпадают с нашими, и где она может работать, отдаваясь целиком и для нее желанным глубоким реформам наследия, для всех одинаково ненавистного, былого.
Нам всегда казалось, что учительство вообще и в первую голову люди подлинного педагогического призвания и низовое народное учительство более или менее во всей своей массе — способны легче всех других отрядов интеллигенции найти широкую полосу культурно–трудового контакта с пролетарской властью в лице Народного Комиссариата по Просвещению и его местных отделов.
Как ни грубо оттолкнуло учительство через свои верхи руку, которую Народный Комиссар но Просвещению протянул ему в первые дни после переворота, как ни тяжело складывались наши отношения, вынудившие нас закрыть совершенно Всероссийский Учительский Союз — никогда не оставляла нас надежда найти формы действительно общей, действительно дружной работы с лучшей и большей частью учительства.
В настоящее время создаются благоприятные условия для ликвидации тяжелого периода в истории интеллигенции, периода борьбы ее против самоопределения трудовых масс, все более заметным становится переход значительной части ее на позицию пролетариата или, по крайней мере, к политике глубокого соглашения с ним на почве тех или других специальных задач социалистического строительства.
Упрочение власти пролетариата, развитие революции в мировом масштабе, возникновение некоторых уже сложившихся форм социалистического уклада жизни — все это явилось мощными побудителями для интеллигенции вступить на путь искреннего примирения с Советской Россией.
Теперь за нею, за Советской Россией, черед облегчить интеллигенции этот переход, создать наиболее благоприятные условия работы, сплотить силы интеллигенции и связать ее братской связью с новой молодой интеллигенцией, поднимающейся из рядов самого пролетариата.
Интеллигенция должна отчетливо сознавать, что ей во многом придется перевоспитаться, как перевоспитывается вся страна, в муках, но со светлой верой преображающаяся для нового существования.
Почвой для такого перевоспитания является, — в частности для учительства, этой бесконечно важной для народа части интеллигенции, — повышенная социалистическая форма ее работы в трудовой школе, в сельско–хозяйственных коммунах, на социалистических фабриках и заводах и в создании основных устоев нового трудового общества в самом тесном сотрудничество с промышленным и деревенским пролетариатом.
Распыленное учительство не сделает этого. Организация необходима ему. Но это не только не может быть возобновленная организация контрреволюционного типа вроде Всероссийского учительского союза, который умер, чтобы никогда больше не воскреснуть, — это не может быть и простая профессиональная организация. Должно создать благоприятные условия для коллективного и коллективистического творчества учительства. Не корпорацию хотим мы создать, просыпающуюся, когда приходится защитить интересы желудка и изредка разглагольствующую о поднятии этического и научного уровня учительства. Мы хотим объединить всех работников просвещения в деятельный, преисполненный сознания торжественности переживаемого момента и величия своего призвания, коллектив, который выполнял бы совместно о органами пролетарской власти и под руководством ее дело революционного, глубоко народного, трудового, подлинно социалистического просвещения и сознательно стремился бы содействовать строительству справедливого общественного строя, к которому не может но стремиться истинный педагог — созидатель гармоничного человека и гармоничного человечества.
С этой целью Комиссариат Народного Просвещения и инициативное совещание коммунистов–деятелей по просвещению и социалистической культуре решили взять на себя почин в дело планомерной профессиональной организации всех работников просвещения и культуры в России.
Союз этот должен быть широким. Принципиально в него может войти всякий работник просвещения и культуры. Моральным условием такого вхождения является, конечно, готовность работать на той принципиальной школьной и обще–культурной платформе, которую выдвинула Советская Власть.
Мы заинтересованы в том, чтобы как можно шире раскрыты были для учительства двери в наш новый союз. Но мы не можем допустить, конечно, чтобы в двери эти проникли элементы явно враждебные, или замаскированный враг, или косные люди, негодные для педагогической деятельности.
Мы знаем, что не можем сразу, при всем желании и нашем и учительства, дать революционной России армии педагогов и просветителей, которая была бы на высоте требований нашего исключительного времени, но мы можем и должны дать такую армию, которая, уча и просвещая, лихорадочно и настойчиво учится и просвещается сама. Если то не будет армия идеального выполнения деда, то она должна быть армией доброй воли и постоянного самоусовершенствования.
Всероссийское совещание коммунистов по организации работников просвещения определило цели и задачи этого союза следующим образом:
I) Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры объединяет всех работников просвещения, участвующих в деле социалистического строительства и действует рука об руку с пролетариатом в его борьбе за полное торжество социалистической революции и международного коммунизма.
II) Ближайшей его задачей в пределах Р.С.Ф.С.Р. являются:
совместно с организованным пролетариатом и органами его власти работа по социалистическому строительству в области народной культуры и просвещения, на основах борьбы с пережитками буржуазного строя и укрепления начал коллективизма;
повышение уровня политической сознательности, образования и производительности труда работников просвещния;
создание наиболее благоприятных технических, культурно–правовых и экономических условий их труда;
участие и создание новых коммунистических условий жизни и развития подрастающего поколения;
содействие Народному Комиссариату по Просвещению и его отделам в разработке и проведении в жизнь программ и планов народного образования;
тесное взаимодействие с другими коммунистическими культурно–просветительными организациями, Пролеткультом, Союзом Коммунистической Рабочей Молодежи и т. д.;
содействие советам народного образования в деле создания тесного сотруничества трудового населения с органами Народного Комиссариата по Просвещению с целью поднятия культуры и распространения образования;
сплочение в организованные группы всех деятелей в области образования на основе платформы Союза.
В самом неотложном будущем инициативные ячейки, которые будут повсюду созданы Народным Комиссариатом по Просвещению и Всероссийским совещанием работников просвещения коммунистов, начнут дело созидания союза работников просвещения и социалистической культуры согласно определенному уставу.
Мы верим и знаем, что союзу этому предстоит светлое, трудовое будущее и что самое создание его будет знаменовать собою новый этап в деле сплочения и организации всех без исключения сил трудовой России в такой момент жизни ее, когда, не смотря на тяжесть, сгибающую ее плечи, она выполняет небывалую в истории миссию авангарда человечества на его боевом и трудовом пути к коммунистическому идеалу.
Народный Комиссар по Просвещению А. Луначарский.
Президиум Всероссийского Совещания Коммунистов по организации Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры.