Философия, политика, искусство, просвещение

Просветительная политика Советской власти

В стране, искусственно погруженной в невежество, просветительные задачи не могли не стать во весь рост на следующий же день после народной революции, передавшей власть в руки трудовой массы. Бросается в глаза, что ни завоевание политической власти, ни завоевание положения экономического хозяина страны не могут быть прочны, если не завоеваны народом также и знания.

Лишь при высоком уровне народного просвещения возможно сознательное, обнимающее массы до дна народовластие. В промежуток особо важную роль должна была бы сыграть интеллигенция, пользовавшаяся одиозной привилегией исключительной образованности и считавшаяся в России сугубо народолюбивой. Еще в эпоху революции 1905–06 гг. Каутский с надеждой указывал на то, что в России дело рабочего класса облегчено будет преданным союзником его революционной интеллигенцией. Но Каутский не предвидел тогда, что в час реального осуществления его мечтаний, в час социальной революции и он–то сам окажется врагом пролетарского авангарда!

Нет худа без добра! Отвратительный саботаж со стороны большинства русской, в том числе в первую голову так называемой социалистической интеллигенции был пролетариату прекрасным уроком и подчеркнул сугубо непреложную необходимость для него поскорее овладеть реальными знаниями, насколько успеется для себя и во всей полноте для детей своих.

Эта–то задача огромной важности и пала на плечи Комиссариата по Просвещению.

Выполнить се было до крайности трудно, ибо в лагере саботантов одним из самых непримиримых отрядов были как раз господа учителя, увлеченные па этот путь Всеросс. Учит. Союзом. Саботирован был чиновниками и центральный аппарат бывшего Министерства Нар. Просв.

Мы оказались среди руин, без путеводителя, без реальной связи со школой, оторванными от провинции и с невероятно ограниченными специально педагогическими силами.

На пути нашем возникали за этот год и другие препятствия. Достаточно назвать наполовину разрушившую то, что понемногу наладилось, — эвакуацию Комиссариата в Москву во время германского наступления перед брестским миром.

Тем не менее, в настоящее время центральный аппарат, а в значительной мере и местный, налажен, учительство в значительной своей части (низы) искренно идет с нами, в другой плетется за нами волей–неволей.

Два слова о том механизме, которым мы заменили старое министерство и его органы на местах.

В центре Комиссариата стоят Народный Комиссар и его заместитель и коллегия, в настоящее время из 12 лиц, решающая все текущие дела, выходящие за рамки компетенции заведующих отделами. Принципиальные вопросы решаются государственной Комиссией по Нар. Образованию, куда, кроме членов коллегии и заведующих отделами, входят представители от центров Советской власти, от рабочих профессиональных и культурных организаций и от той части учительства, которая стоит на платформе лояльного сотрудничества с Советской властью.

Наконец, особо важные вопросы, — напр., принципы общей реформы школы, — обсуждаются на Всероссийских Съездах, первый из которых, весьма многолюдный, дружный и проникнутый коммунистическими идеалами, происходил в Москве в августе.

На местах делом народного просвещения руководят Отделы Народного Образования при Исполнительных Комитетах губернских, уездных, городских и, наконец, волостных. При губернских, уездных и городских отделах, соответствующих центральной коллегии, имеются Советы по Народному Образованию, соответствующие на местах Государственной Комиссии.

Само собой, главнейшей заботой Комиссариата Народного Просвещения было выработать общие начала коренной реформы на смену унаследованного нами от царского режима школьного аппарата.

На место школ всех родов и видов, прежде всего резко делившихся: на низшую школу — для простонародья и среднюю — для привилегированных сословий и зажиточных классов, а затем на женские и мужские, реальные и классические, общие и специальные учебные заведения, Комиссариат поставил Единую Трудовую Школу.

Единство этой школы должно понимать двояко. Во–первых, разрушается классовая перегородка, и школа превращается в одну лестницу. В принципе всякий ребенок России вступает в школу одного и того же типа и имеет равную со всяким другим возможность окончить высшее образование. Во–вторых, до 16 лет избегается всякая специализация. Образование дается в полном смысле общее, политехническое, одинаковое для обоих полов. Само собой разумеется, это не препятствует проведению принципа индивидуализации и возможно большей полиморфии внутри каждой школы. Специализация в полном смысле этого слова допускается только после 16 лет на приобретенном уже фундаменте общего и политехнического образования. Школа объявлена абсолютно светской; аттестаты, как документы, дающие особые права, отвергнуты, и древние языки объявлены необязательными.

Школа эта, единая в принципе, разделяется на две ступени, по четыре года каждая; восьмилетний курс этот в принципе признан обязательным.

Школа наша явится реально общедоступной. Во имя достижения этой цели не только отменяется всякая плата за право учения, по и дети обеспечиваются бесплатной горячей пищей, а беднейшие — обувью и одеждой. Нечего и говорить, что все учебные пособия доставляются ученикам школой.

Комиссариат прекрасно понимает, как необъятны трудности, лежащие па этом пути. Страна разорена и голодна, учебных пособий далеко не хватает на нужды даже старой школы, тем менее на столь колоссально расширенную новую. Но Комиссариат при поддержке всего Советского правительства вступит в борьбу с этой нуждой и надеется осилить ее, если не сразу, то в близком будущем.

Объявляя восьмилетний курс принципиально обязательным. Комиссариат поручает всем советам учесть общее количество детей школьного возраста, разместить всех, кого физически возможно включить в школы, по учебным заведениям, остальным выдать свидетельство в том, что они временно находятся вне школы не по вине или нежеланию родителей. Выяснив количество таких детей для каждой местности, Комиссариат немедленно приступит к развитию школьной сети. Для ближайшего года предполагается открыть десять тысяч школ первой ступени и тысячу школ второй ступени,1

Трудовой характер школы заключается в том, что труд, как чисто–педагогический, так и в особенности производительный, будет положен в основу обучения.

В школе первой, ступени это будет труд по преимуществу в стенах учебного заведения: в кухне, в саду, в специальных мастерских и т. п. Труд должен носить производительный характер в особенности в смысле обслуживания детьми всех доступных их силам нужд школьного общежития. Он носит на этой ступени характер преимущественно домашний и ремесленный, в городе, естественно, более приближаясь к тину мастерской, в деревне — к типу фермы. При этом предполагается, однако, выносить на лето в деревню по возможности все городские школы.

В школе второй ступени производительный и широко общественный характер труда подчеркивается резче. Мы имеем здесь дело с детьми с тринадцати лет. С этого года возможны легкая, но реальная работа вне школы, участие в фабричном или заводском труде, помощь серьезному сельскому хозяйству, сотрудничество на каком–нибудь промысле, содействие какому–нибудь делу, общественному пли государственному. С этого возраста мы сливаем детский труд, участие ребенка в борьбе общества за существование и развитие с его воспитанием. Школа, не сводя глаз с подростка, оберегая его от вреда, обращая всякий акт сию труда на пользу его общему физическому и умственному развитию, ведет его в самую гущу общественных производительных работ.

Эта задача наиболее нова и наиболее ответственна.

Только путем опыта и внимательного сотрудничества педагога с техниками и рабочей администрацией фабрик и заводов нащупаем мы постепенно правильные методы тесного общения жизни педагогической и промышленной.

Между тем тут–то и встречаем мыто оригинальное, что свойственно только коммунистическому подходу к школьной проблеме.

Каждый раз, как Марксу приходилось говорить о воспитании, он обращался именно к вопросу о детском труде и настаивал на том, что не воспрещение детского труда, а его упорядочение и превращение в политехническую основу образования путем рационального соединения с наукой, физическими упражнениями и эстетическим развитием дадут гармоничного и истинно современного человека.

Такова в самых общих чертах трудовая основа общеобразовательной школы. Конечно, для подростка возможны и некоторая специализация, изучение по преимуществу той или другой техники; отдельные школы второй ступени могут по местным условиям сосредоточивать, естественно, свое внимание на местном производстве, так, однако, чтобы всё же на примере конкретного производства развивать в ученике все возможности и ознакомить его со всей культурой, а не замыкать его в специальность. Настоящая же специализация, переход к профессиональной подготовке, но мнению Комиссариата, допустима лишь на третьей ступени с шестнадцати лет, в школах, которые мы называем высшими, или в заведениях внешкольного типа.

Комиссариат считает крайне желательным на второй ступени разрушить невольную, но чрезмерную специализацию между городской и деревенской школами. Необходимо не только превращать городские школы на лето в колонии, но я ввозить поочередно на некоторое время вт. течение зимнего сезона учеников деревенских школ второй ступени в фабрично–заводские и культурные центры.

Для реализации бегло намеченной здесь грандиозной реформы, разработанной Комиссариатом в сотрудничестве с первым Всероссийским Съездом по народному образованию относительно подробно, необходимо, конечно, значительное количество хорошо подготовленных учителей.

Школьная политика Комиссариата сводилась к следующему:

1) по возможности парализовать влияние саботажного Всер. Уч. Союза;

2) сплотить в широкий профессиональный союз в особенности низовое учительство, опираясь при этом на так называемый Союз Уч. — Интернационалистов;

3) сравнять в правах учителей низших и средних школ, по возможности нивелируя также оплату их труда;

4) поднять как можно выше общий уровень этой оплаты;

5) всемерно содействовать развитию и умножению учебных заведений для подготовки учителей;

6) пока прибегать как можно шире к организации учительских курсов.

Политика эта была одобрена на целом ряде учительских съездов и нашла окончательное определение последних пунктов на Московской Конференции по вопросу о подготовке учителей.

Во всех намеченных отношениях Комиссариатом достигнут весьма реальный успех. Учительский союз обессилен и просит пощады. Низовое учительство организуется всё лучше, и десятки получаемых Народным Комиссаром с учительских съездов приветственных телеграмм показывают непрерывный рост симпатии народного учительства к Советской власти.2

Заимствую страницу из официального отчета Народного Комиссариата по Просвещению, поданного в сентябре 1918 года Совету Народных Комиссаров, о действиях Комиссариата для поднятия экономического, морального и интеллектуального уровня учителей:

«26‑го июня Совет Народных Комиссаров, по представлению Народного Комиссариата по Просвещению, принял меры, стоящие совершенно особняком в летописях школьной истории не одной России. Вознаграждение народных учителей было повышено сразу более чем вдвое, с выплатою им разницы за три месяца назад, начиная с марта. Соответствующая статья расхода поднялась в бюджете народного просвещения за второе полугодие 1918 г. почти до миллиарда, по мере приближения к идеалу действительно всеобщего обучения, по мере открытия сети новых школ (в которых содержание учительского персонала предполагается еще повысить, школьные работники будущей трудовой единой школы все переводятся по отношению к оплате труда в первую, т. е. высшую, категорию). Этот расход должен достигнуть нескольких миллиардов: годичный бюджет единой трудовой школы, когда её план будет окончательно развернут, со всеми добавочными расходами на обмундирование, на постройки и т. д. должен дойти до шести миллиардов рублей. Но трудовая Россия ничего не пожалеет для того, чтобы иметь школу, достойную стомиллионного народа рабочих и крестьян, впервые в мире взявшего власть непосредственно в свои руки.3

Поднять материальный уровень труженика народной школы — это значило, однако, сделать лишь половину дела и притом не самую важную. Буржуазное общество не только держало тело просветителя народных масс в голоде и холоде, — оно старалось держать его ум в темноте: история учительского саботажа показала, как дальновидна была в этом случае буржуазия. Новой России нужен не только не забитый нуждой физически, но и умственно бодрый, действительно образованный, действительно культурный учитель. Учреждения для подготовки учителей старого типа, учительские институты и учительские семинарии, совершенно не отвечали этой задаче. Их курс намеренно держался на высоте средней школы. хотя в них обучались не подростки, а взрослые, притом в учительских институтах даже уже испытавшие свои силы в школьной работе: в учительские институты принимались только преподававшие уже в начальной школе не менее двух лет. Совещание по подготовке преподавателей, устроенное Народным Комиссариатом во второй половине августа 1918 г., выработало новые планы как учительских семинарий, так и институтов. Вторые превращаются в высшие учебные заведения, соответствующие педагогическому факультету университета. В курс учительских семинарий вместо закона Божия и т. п. введены новые предметы, как, например, история социализма, основы теории права и т. д..4

Вот краткие итога советской работы в области подготовки учителей. Вновь открыто после октября 1917 г.: учительских институтов — 4, учительских семинарий — 42, постоянных педагогических курсов — 10, краткосрочных педагогических курсов — 110. Приняты в ведение Комиссариата и преобразованы 31 учительская семинария и 6 постоянных педагогических курсов. При Комиссариате были организованы в течение нынешнего лета центральные педагогические курсы по новой программе, привлекшие более 800 слушателей, исключительно народных учителей и учительниц. Курсы, на которых в качестве лекторов выступали тов. Бухарин, Рейснер и др., прошли с огромным подъемом».

Прибавлю к этому, что подобная же работа идет и в провинции, особенно в Северной области, где в Петрограде организованы были курсы сначала на 400, а потом на 2,000 учителей, а но области — 11 таких курсов с 200–500 слушателей на каждом.5

Комиссариат Народного Просвещения считает необходимым, не ограничиваясь заботами о детях школьного возраста, теперь же поставить себе цель. — устроить при всех школах первой ступени двухлетний подготовительный и обязательный детский сад. В ожидании Дошкольный Отдел развернул широкую деятельность по организации детских площадок, клубов и колоний. Среди последних особого внимания заслуживают детские трудовые колоши в Царском Селе, так как они являются первым камнем в задуманном Комиссариатом превращении этого лучшего под гигантским Петербургом места в огромное Детское Село, куда переселено будет много тысяч пролетарских детей. В течение лета колония эта приютила до 1,600 детей, часть которых осталась и теперь; предполагается еще до наступления 1919 года расширить колонию до 2,000 детей и больше.

В деле питания и призрения детей Комиссариат Народного Просвещения находится в живом контакте с Комиссариатом Социального Обеспечения.6

Волей Совета Народных Комиссаров в руки Комиссариата Народного Просвещения перешли все школы других ведомств, а по обстоятельствам времени почти абсолютно все частные учебные заведения.

Переходя к реформе высшей школы, укажу, что реформа эта, задуманная Комиссариатом, обсуждалась всеми университетами и высшими техническими школами России как на местах, так и на двух многолюдных совещаниях в Москве.

Часть пожеланий Комиссариата была принята профессурой, часть была проведена вопреки мнению профессуры, но при гарантии с её стороны подчиниться требованиям революционного народа. Основные черты реформы высшей школы таковы: высшее образование России объявляется общедоступным. Каждый гражданин или гражданка, достигшие 16-летнего возраста, могут вступить в любое высшее учебное заведение. К слушанию лекций допускаются все непосредственно. К практическим работам непосредственно допускаются лица, оказавшиеся по проверке способными приступить к таковым. Лица, недостаточно подготовленные, получают эту подготовку по планам и под руководством профессуры данного учебного заведения на особых подготовительных курсах.

Профессора занимают кафедры на основании определенным образом организованный всероссийских конкурсов, возобновляемых через каждые 10 лет по каждой кафедре (для учителей Единой Школы также обязательны выборность советскими органами и периодические перевыборы).

Обладающие таким составом высшие школы пользуются широкой автономией, при чём в самоуправлении их участвуют в справедливой пропорции профессора и студенты. Доценты и другие лица преподавательского персонала высших учебных заведений получили звание профессора и уравнены с ними в правах.

Кроме основной Учебной Ассоциации, отвечающей прежним задачам высшей школы, каждая из них обязана развернуть еще и Ассоциацию Просветительную, являющуюся серьезной помощью делу внешкольного образования народа. Просветительная Ассоциация, во–первых, выражается в организации лекторского института для подготовки лекторов в народные университеты, которыми начинает покрываться земля Русская, и, во–вторых, в открытии общедоступных курсов, в сгущенной форме дающих суть и новейшие завоевания отдельных наук не для специалистов, а для людей, желающих пополнить свое общее образование.

Комиссариат предполагает также в дальнейшем вменить в обязанность всем высшим учебным заведениям организовать в своих недрах особые Научные Ассоциации специально для разработки научных проблем и чистоученой работы. Однако, в виду странного сопротивления профессуры, в особенности университетской, Комиссариат пришел к выводу о большей рациональности организации таких научных институтов вне пока еще, очевидно, слишком немощного для подобной триединой жизни университета.7

Просветительная Ассоциация высших учебных заведений подводить нас вплотную к задачам внешкольного образования, которому Комиссариат придает, разумеется, огромное значение.

В ожидании прилива новых коммунистически просвещенных масс, которые даст нам школа, мы должны экстренно идти навстречу жажде взрослых к познанию. Для этой цели предполагаются создание целого ряда народных университетов в столицах, городах и деревнях, а также развитие густой сети библиотек для пользования народа, как оседлых, так и циркулирующих, наконец, организация учебных экспедиций в деревню и продажа литературы через посредство органов путей сообщения и почтово–телеграфного ведомства.

Дабы внести единство в деятельность крупных центральных библиотек, они слиты в настоящее время под руководством Центральной Библиотечной Комиссии, разрабатывающей вопросы наибольшей общедоступности их путем организации, между прочим, обмена книгами и рассылки их абонентам. Публичная библиотека в Петрограде получила новую, глубоко — демократичную конституцию и значительные средства для своего расширения. Отметим здесь также, что централизованы и превращены в достояние науки и все казенные архивы.

Победоносному народу досталось громадное достояние царское, барское, церковное. Наряду с официальными музеями Комиссариат Народного Просвещения создал новые музеи, превратив в них исторические, художественно наиболее ценные дворцы царей и вельмож. Охраняя их в смутную годину брожения, когда культурно высокоценное имущество ненавистных классов подвергалось опасности быть уничтоженным. Комиссариат Народного Просвещения создал особый орган, — Комиссию по охране памятников искусства и старины, — который не только сохранил многое, без его вмешательства обреченное па гибель, но и превратился в центр национализации и демократического использования всего культурного достояния низвергнутых привилегированных групп.

Равным образом бывшие императорские, ныне государственные театры не только были сохранены Комиссариатом, по и подучили широкую художественную автономию и, несмотря на невероятно тяжелые условия переходного времени, функционируют удовлетворительно, всё более и по репертуару, и через посредничество особых спектаклей, организуемых для рабочей публики, приближаясь к единственно достойному зрителю — трудовому народу. Государственные театры Петербурга, довольно долго ведшие саботажную политику, кончили тем, что недавно поднесли Народному Комиссару весьма трогательный благодарственный адрес.

Кроме того, Комиссариат поддерживает советские театры’ и сеть коммунальных театров Петербурга.

Театральный Отдел деятельно разрабатывает вопросы сценических методов обучения в общей школе, специально театрального образования, детского театра, истории и теории театра, опубликовывая журналы и труды, посвященные этим вопросам.8

Равным образом от министерства двора и от синода перешедшие к нам государственный оркестр, певческая капелла и синодальные хор преобразованы на демократических основаниях. Государственный оркестр даст в настоящее время каждую неделю один концерт, так сказать музыкально–академического характера, два народных концерта в великолепных залах Зимнего дворца, превращенного в Народный Дворец Искусств, и один концерт поочередно в районах.

Оба лучших, быть может, в мире хора, капелла и синодальный, превращены в общедоступные Народные Академии Музыки и Пения. Чисто народный характер придан также различным музыкальным школам, унаследованным от военного и морского ведомств. Консерватории приняты Комиссариатом Народного Просвещения в свое ведение, и вскоре созывается конференция деятелей музыки для обсуждения коренной реформы этих высших музыкальных учебных заведений. Музыкальным Отделом организуются, кроме того, во всех крупнейших центрах курсы пения для учителей, и разработан план музыкального образования в Единой Трудовой Школе. Национализирована нотная торговля. и положен предел спекуляции на нотном рынке.

Отдел изобразительных искусств, упразднив совершенно дряхлую Академию Художеств, радикально демократизировал состоявшее при ней высшее учебное заведение. Оно сделано общедоступным. Профессора были перевыбраны самими учениками, и таким образом основаны были Государственные Свободные Художественные Мастерские. Также освежены и художественные школы: Живописи, Ваяния и Зодчества, Штиглица, Строгановское училище и т. п.

При Отделе изобразительных искусств имеется художественно–промышленный отдел, занятый вопросом о подъеме художественной стороны производства и для этой цели руководящий в настоящее время фарфоровым заводом, гранильной фабрикой и организующий обширные мастерские в Царском Селе. Отметим здесь, что фарфоровый завод делает по заказу Комиссариата Продовольствия в сотнях тысяч посуду для крестьян, украшенную новым гербом Советской республики и революционными изречениями.

На Отдел изобразительных искусств пала также обязанность устранения наиболее безобразных в моральном и эстетическом отношениях памятников и открытия новых памятников великим деятелям революции, мыслителям и поэтам.

В большинстве случаев эти памятники имеют пока временный характер и служат как бы монументальной основой для пропаганды революционных идей в массах. Лучшие из них будут увековечены. До настоящего дня открыты в Петрограде памятники Радищеву. Добролюбову и Фердинанду Лассалю, в Москве готовы постоянный памятник Достоевскому, весьма оригинальный Степану Разину и др.

Кроме того, изготовляются каменные и металлические доски с изречениями, способствующими той же монументальной пропаганде революционных и коммунистических истин.

В области литературы Комиссариат упразднил совершенно посмертную литературную собственность и монополизировал на пять лет право издания освобожденных. таким образом, литературных трудов, дабы, изъяв из рук частных предпринимателей. дать их народу в возможно совершенном виде и по самой доступной цене.

В ожидании первых; критически проверенных, выдержанных в новом духе изданий наших классиков, из которых норным в этом отношении будет вскоре выходящий Некрасов, Государственное Издательство при Комиссариате бросило на рынок огромное количество произведений классиков, воспользовавшись для этого имевшимися матрицами, что дало возможность продавать по неслыханно в послевоенное время дешевой цепе полные собрания сочинении: Щедрина, Успенского, Толстого, Тургенева, Чехова. Жуковского, Крылова, Кольцова, Никитина и т. д. Я перечисляю здесь только тех авторов, сочинения которых пли уже изданы полностью, или появились первыми томами.

В ближайшее время начинает функционировать отдел иностранной литературы под руководством Максима Горького. Предвидится и дальнейшее расширение издательства при непосредственном участии этого писателя.

Научный отдел задается целью мобилизации всех научных сил России для работы по разрешению проблем, ставимых жизнью перед Советской властью. Академия Наук, Ассоциация Точных Знании и целый ряд всякого рода научных обществ работают в контакте с научным отделом.

Как через этот отдел, так и через отдел высших учебных заведении открыт целый ряд новых ученых и учебных институтов. Таковыми являются: Физический Институт в Москве, Рентгенологический Институт в Петрограде, Институт Фотографии и Фототехники там же, университеты в Воронеже, Тамбове и Нижнем Новгороде, Политехникум в Вознесенске.9 Для последнего местным населением собрано 7 миллионов рублей. Кострома для открытия в ней университета собрала также 2 миллиона рублей.

В скором времени начнет функционировать чрезвычайно важный для России Горный Институт в Москве, долженствующий специально способствовать разработке местного угля.

В близком контакте с научным отделом Комиссариата Народного Просвещения работает вновь организованный научно–технический отдел при Высшем Совете Народного Хозяйства.

В некотором контакте с последним находится также и Кинокомитет при Комиссариате Народного Просвещения, как в Петрограде, так и в Москве широко развертывающий свою деятельность во всех областях кинодела, от изготовления и закупки материалов до съемки и организации кинотеатров.

Наконец, высшее учреждение социалистической науки в России, Социалистическая Академия Общественных Наук, состоит также в ведении Комиссариата Народного Просвещения и явится как учено–учебное заведение великим рассадником коммунистического сознания в нашей стране.10

Из этого суммарного очерка читатель видит, как велика и обильна область, руководимая сейчас Комиссариатом Народного Просвещения, какая работа кипит в его рамках и какие скромные по отношению к идеалу, но более чем заметные успехи уже достигнуты при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Помимо настоящей статьи и краткого отчета, представленного некоторое время назад Совету Народных Комиссаров, Комиссариат Народного Просвещения готовить обширный доклад, по крайней мере, о некоторых сторонах своей деятельности, снабженный цифровыми данными и сопровождаемый той сметой, которая подается им на утверждение центральной власти на конец 1918 года.

Колоссальны трудности, окружающие работу Комиссариата. Но, гордясь своей ролью одного из товарищей в дружной семье советских комиссариатов, он одинаково далек от робости, ведущей к оппортунизму, и от порывистости, превращающейся в отчаяние, когда поставленная высокая цель не оказывается достигнутой сразу в полном объеме.11

А. Луначарский.


  1. За этот год открыто приблизительно как раз такое количество школ. (Прим. 1919 г.).
  2. Учит. Союз был совершенно безболезненно распущен, а учительство организовало в более широкий, насчитывающий уже до 80000 членов, союз работников школы и социалистической культуры. (Прим. 1919 г.).
  3. Фактически бюджет Единой школы на 1-ое полугодие 1919 г. уже значительно превысил эту сумму и переходит за 10 миллиардов.
  4. С тех пор все семинарии принципиально решено превратить в институты. (Прим. 1919 г.).
  5. Работа эта весьма значительно расширилась за 1918–19 год. Точные цифры будут опубликованы в особом отчете Комиссариата Нар. Просв.
  6. Согласно постановлению Совнаркома все детские учреждения Наркомсобеза переходят в Наркомпрос.
  7. К сожалению, эту реформу не удалось провести полностью, и университеты подвергались обновлению лишь по частям (напр. уничтожение старостатов, упразднение юридического факультета и замена его широким факультетом общественных наук и т. п.). Вообще университеты поддаются реформе туго. Важным является решение открыть при каждом особые рабочие факультеты. Отмечу еще открытие нескольких новых университетов и высших институтов. (Прим. 1919 г.).
  8. В настоящее время театральная политика объединена согласно особому декрету и руководится Центральным Государственным Комитетом по делам театров или Центротеатром. (Прим. 1919 г.).
  9. Университеты открыты также в Костроме и Смоленске, организованы Академия истории материалистической культуры и т. д. (Прим. 1919 г.).
  10. Занятые борьбою и государственным строительством комиссариаты не смогли уделить достаточно времени Академии. Для её процветания нужны более спокойные времена.
  11. Настоящая статья написана год тому назад. Вся теоретическая её часть остается верной. Практически же в чём достигнуты успехи, частью отмечено в примечаниях, а частью будет подробно перечислено в особом отчете, подготовляемом к октябрьскому празднику 1919 г.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции
с метками:

Автор:



Запись в библиографии № 1125:

Просветительная политика Советской власти. — В кн.: Октябрьский переворот и диктатура пролетариата. М., 1919, с. 145–153.


Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus