Философия, политика, искусство, просвещение

Письмо Болтянскому

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Народный Комиссар по Просвещению.

9/I, 1925 г. № 190, Москва, Сретенский б., 6, кв. 4, телеф 40–61.

Тов. Болтянскому.

В ответ ваш запрос сообщаю вам, что большая беседа моя с Ильичем о кино была вызвана острым интересом его к киноделу, который и сказался к его известном письме к тов. Литкенсу написанном им в январе. Приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его, Владимир Ильич предложил мне зайти к нему для разговора. Насколько помню, разговор касался нескольких текущих вопросов жизни Наркомпроса. Спрашивал он меня и о том, что сделано в исполнение его бумаги, посланной Литкенсу. В ответ я изложил довольно подробно все, что знал о состоянии кино в Советской республике и об огромных трудностях, какие встречает развитие этого дела. Я в особенности указывал на отсутствие средств у Наркомпроса для широкой постановки кинопроизводства, а также на отсутствие руководителей этого дела или, вернее оказать, руководителей–коммунистов, на которых можно было бы вполне положиться. В отлет на это Владимир Ильич сказал мне, что постарается сделать что–нибудь для увеличения средств Фото–киноотдела, но что у него есть внутреннее убеждение в большой доходности этого дела, если оно только будет правильно поставлено. Он еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. К несчастью, это еще и до сих пор слабо поставлено. Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильм, проникнутых коммунистическими идеями, отражающими советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильм, может быть, еще не пришло: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая–нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все–таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «По мере того, как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известною ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того в деревне». Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». На этом, помнится, наша беседа прекратилась.

Что касается частных предписаний Владимира Ильича — снять ленту по торфу и т. п., то это немедленно проводилось в жизнь.

Нарком по просвещению А. Луначарский

(Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским.).

Подготовил к печати В. Вишневский.

Письмо от
темы:

Автор:

Адресат: Болтянский Г. М.


Запись в библиографии № 1942:

[Беседа с В. И. Лениным о кино в 1922 г.] — В кн.: Болтянский Г. Ленин и кино. М.—Л., 1925, с. 16–19.

  • То же, под загл.: Важнейшее из искусств. Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским (1922 г.). — «Кино», 1933, 22 янв., с. 1.
  • То же, под загл.: Из беседы В. И. Ленина с А. В. Луначарским. — «Сов. кино», 1933, № 1–2, с. 10.
  • То же. — В кн.: Партия о кино. Изд. 2–е. М., 1939, с. 31–32. В статье: Беседа В. И. Ленина о кино с А. В. Луначарским;
  • Луначарский о кино. М., 1965, с. 39–41.

Поделиться статьёй с друзьями: