Философия, политика, искусство, просвещение

Счастья без творчества нет…

Литературное наследие Анатолия Анатольевича Луначарского не велико. Жизнь этого молодого литератора и удивительно обаятельного человека оборвалась слишком рано. И тем не менее он оставил заметный и своеобразный след в истории советской литературы.

Анатолий Луначарский родился в 1911 году в Париже, когда его родители находились в эмиграции. На формирование его личности, развитие нравственных принципов и идейной убежденности огромное влияние оказали мать, Анна Александровна, умная, талантливая и образованная женщина, и в особенности отец, Анатолий Васильевич Луначарский, пламенный большевик, видный деятель Советского государства, одаренный писатель и драматург, блестящий знаток литературы, тонкий ценитель живописи и музыки, которого В. И. Ленин называл «сверкающим талантом».

Анатолий Васильевич горячо и нежно любил своего единственного сына и уделял его воспитанию много внимания. Он играл с мальчиком, читал ему книги, рассказывал сказки. А когда Толя подрос, вместе посещали театр, смотрели пьесы Островского в Малом, чеховские спектакли в Художественном, слушали в холодном, нетопленном Большом зале консерватории Баха и Чайковского, простаивали перед полотнами Серова и Левитана в Третьяковской галерее. А потом горячо обсуждали просмотренные спектакли, прослушанную музыку, увиденные картины.

Заметив у сына склонность к литературе, Анатолий Васильевич приучил Толю вести дневник, правильно излагать свои мысли, быть наблюдательным, осмысливать виденное, задумываться над происходящим.

Литературная деятельность Анатолия Луначарского началась рано, В семнадцать лет он написал свою первую повесть, получившую положительную оценку отца.

«Она (повесть. — Л. П.) очень мила, — писал Анатолий Васильевич в своем письме к сыну от 29 апреля 1929 года. — Но кое–где нуждается в отделке. Тон очень хороший». Вслед за повестью молодой литератор перевел c туркменского языка пьесу Таушан Эсеновой «Дочь миллионера», начинает сотрудничать в литературных журналах «Молодая гвардия», «Театр».

Молодость Анатолия Луначарского пришлась на начало тридцатых годов. Это была пора величайшего трудового энтузиазма советского народа. В строй вступали первенцы советской индустрии, на безбрежных полях Украины и Кубани бороздили землю новенькие, только что сошедшие с конвейера тракторы, на берегу Амура стали появляться контуры будущего Комсомольска, молодежь устремилась осваивать Север.

Вместе с тысячами юношей, и девушек Советской страны комсомолец Анатолий Луначарский — на переднем крае. Выучившись водить трактор, он несколько месяцев работает в украинском зерносовхозе, оттуда направляется к берегам Тихого океана и сотрудничает в хабаровской газете «Тихоокеанская звезда», а спустя некоторое время мы видим молодого писателя уже плавающим на рыболовецком сейнере в холодном Кольском заливе…

Каждый раз, возвращаясь из очередной поездки, Анатолий привозил новые очерки, стихотворения, рассказы. Тема творчества молодого писателя — советская действительность, герои произведений — его современники.

Журнал «Красная новь» в 1934 году опубликовал серию новелл Анатолия Луначарского под названием «Солнце вваливается в дверь» — о трудовых буднях зерносовхоза, «этого, — по словам автора, — островка в просторе пшеницы». С любовью рассказывает он о людях совхоза, о секретаре партийной ячейки Иване Сергееве, который добровольно оставил трактор и стал чернорабочим, чтобы вытащить отстающий участок, о деятельном Эвенчике, заведующем седьмым участком, о доброй тете Ганне, все еще оплакивающей убитого белополяками сына…

Север вошел в творчество Анатолия Луначарского репортажем «Ловцы живого серебра», публикуемым в этой книге. С подлинным мастерством художника рисует автор природу Севера, суровую красоту его моря, строгие вершины скал, выступающих из холодных свинцовых вод, хрупкие, едва распустившиеся деревья… Но главное, конечно, люди — сильные, храбрые, молодые моряки, занятые своим трудным повседневным делом — ловлей рыбы.

Герои повести демобилизованный красноармеец Паша Лагун, его друзья: Миша Бугаев, смелый моряк, но духовно слабый человек, из–за неразделенной любви пристрастившийся к вину; счастливый в своей любви к работе Костя Грустилин, — веселая, озорная, деятельная Соня Витель, секретарь комсомольской ячейки; старик Вдовушин, на своих плечах испытавший жизнь рыболовецкой фактории до революции. Репортаж рассказывает о взаимоотношениях людей, о жизни, которая для главного героя Паши Лагуна — поле битвы, нелегкая борьба с отсталостью, темнотой, с силами, враждебными социализму. И если в начале повествования Паша лишь пассивно наблюдает недостатки в работе колхоза, то в конце он, вероятно (репортаж, к сожалению, не закончен автором), вместе с Соней Витель, старым рыбаком Вдовушиным и другими колхозниками начинает действовать и бороться за преодоление трудностей.

В тридцатых годах литературная биография Анатолия Луначарского только складывалась. Он часто перечитывал одно из последних писем отца.

«Дорогой сын, — писал Анатолий Васильевич из Женевы, незадолго до своей смерти. — Мне захотелось кое о чем написать тебе. Во–первых, что я тебя горячо люблю, люблю, как развертывается твоя жизнь, и желаю, чтобы она была широкой, яркой и творческой, а значит и счастливой. Творчество без счастия приемлемо. Счастья без творчества нет!»

Это было жизненным убеждением страстного революционера, большевика–ленинца Анатолия Васильевича Луначарского. Это стало завещанием для его сына.

Анатолий — молодой член Союза писателей, у него много литературных планов, широких замыслов, впереди большая творческая жизнь.

День двадцать второго июня 1941 года нарушил все планы. В первый день войны Анатолий Луначарский — на митинге в Союзе писателей, а спустя некоторое время журналист и писатель Луначарский уже а действующей армии, на Черноморском флоте.

Старший лейтенант Луначарский участвовал в героической обороне Севастополя, был в составе 83–й бригады морской пехоты, на канонерской лодке «Красная Грузия» высаживался с десантом в районе Новороссийска.

Вот как запомнился Анатолий Луначарский матросам, с которыми служил на одном корабле.

«Подтянутый, красивый, темноглазый. Иногда был задумчивым, то вдруг становился порывистым, а порой и несдержанным. Из растопыренных карманов его кителя вечно торчали толстые записные книжки. И днем и ночью, в аду непрекращающихся сражений Анатолий Луначарский делал заметки в своей книжке, чтобы потом снова взяться за автомат и словом и делом поднимать дух бойцов».

В краткие часы затишья или ночью, под свист трассирующих пуль и рвущихся невдалеке морских мин молодой литератор делал свое прямое дело, писал для фронтовой газеты «В бой за Родину» стихи и очерки, рассказы и песни. Здесь же он написал повесть «На катерах–охотниках», вошедшую в сборник. В ней писатель рассказал о боевых делах небольшого экипажа МО-091. Словно живых, мы видим скромного, интеллигентного юношу, лейтенанта Русанова, смелого и мужественного, но по молодости лет напустившего на себя внешнюю браваду старшего лейтенанта Снежкова, чудесную девушку, кока сейнера Любу, прозванную моряками Черноморочкой…

Герои повести — люди с разными характерами и судьбами, с разным восприятием мира, но всех их объединяет жгучая ненависть к врагу и страстное желание любой ценой раздавить «гитлериаду» — так Анатолий называл гитлеровскую Германию.

На фронте он задумал писать пьесы: «Черный комиссар», «Десант», лирическую повесть «Мой корабль», у него возникает замысел большого романа о советских девушках, героинях войны на Черном море. Здесь же Анатолий много и успешно занимается: изучает английский язык, читает в подлиннике Шекспира, статьи Белинского, перечитывает «Былое и думы» Герцена, пишет полные любви письма матери, жене Елене Ефимовне, новорожденной дочурке Анютке.

В письмах, часть которых опубликована в книге, особенно ярко раскрывается образ этого необычайно обаятельного, мужественного и душевно чистого человека.

С гордостью сообщает Анатолий матери о том, что ему дали рекомендацию в партию, что спустя сто дней после начала войны он уже коммунист, радуется, что команда корабля признала в нем не только писателя, но и боевого товарища, делится с Анной Александровной, как с человеком тонкого литературного вкуса, своими творческими планами, замыслами будущих книг.

Нельзя без волнения читать одно из последних писем Анатолия Луначарского.

«Иду в сложную морскую операцию… — писал он своим близким. — Я уверен, что мой «демон» оградит меня от вражеских пуль и снарядов, но все же… Все же мне хочется сейчас, когда все готово к битве, когда от рева пушек, грохота бомб, воя мин меня отделяет несколько часов, сказать вам, как безмерна моя любовь к тебе, мама, к тебе, Аленушка, к Анютке, к моей Родине, к жизни.

Я люблю вас! Эти слова я твержу, как девиз. Я люблю вас — и поэтому иду на опасность. Я хочу быть достойным своего счастья… И такого народа, как мой народ!..»

Нередко ему приходилось оставлять письма недописанными и отправляться в бой.

Анатолий Луначарский погиб 12 сентября 1943 года во время новороссийского десанта. Посмертно писатель–воин был награжден орденом Отечественной войны 2–й степени и медалью «За оборону Севастополя».

То, что осталось после него, дает нам представление о незаурядных способностях этого молодого литератора, раскрывает чистоту его помыслов, неуемную жажду творчества, горячую любовь к Родине, которой он отдал свой талант и свою жизнь.

Людмила Пинчук

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus