Философия, политика, искусство, просвещение

Десант в Новороссийск

Глава из кн. Воронин К. И. На черноморских фарватерах. — М.: Воениздат, 1989. militera.lib.ru

В этой главе описан бой, в котором погиб Луначарский А. А.

К началу наступления войск Северо–Кавказского фронта на Таманском полуострове в сентябре 1943 года самым мощным узлом сопротивления противника оставался Новороссийск. Перед Черноморским флотом ставилась задача высадить десант непосредственно в порт и во взаимодействии с войсками 18–й армии, семь месяцев сковывавшей здесь силы противника, освободить город.

Хроника Новороссийского десанта

Противник, учитывая возможность высадки морских десантов, создал на участке побережья от Новороссийска до Темрюка сильную противодесантную оборону. В городе и порту гитлеровцы установили тысячи противотанковых и противопехотных мин. На всех пристанях, модах и портовых постройках стояли пулеметы, минометы и орудия, перекрывавшие бухту многослойным огнем. Вход в порт был минирован, закрыт бонотросовым заграждением и пристрелян несколькими десятками орудий и минометов.

Обстановка для высадки десанта была сложной, но выбирать не приходилось.

Высадку в порт намечалось провести в ночь на 10 сентября 1943 года на широком фронте — от мыса Любви до электростанции. Первый эшелон планировалось высадить до рассвета, второй — на рассвете.

Для высадки войск первого эшелона были созданы три отряда кораблей.1

Первый десантный отряд состоял из трех групп. В первую группу вошли три катера–охотника, катерный тральщик и десять мотобарказов. Группу возглавил командир 4–го дивизиона малых охотников капитан–лейтенант Н. И. Сипягин. Вторую группу (командир капитан–лейтенант И. П. Михайлов) составили 5 катеров–охотников, сторожевой катер, 5 рейдовых и катерный тральщик, 6 десантных ботов. Третья группа (командир старший лейтенант Г. Д. Пупков) состояла из 3 катеров–охотников, 3 СКА, 4 КАТЩ и 8 десантных ботов.

Командиром первого десантного отряда был назначен командир 5–го дивизиона малых охотников капитан–лейтенант П. И. Державин, замполитом — капитан–лейтенант Л. Г. Уральский. Перед отрядом ставилась задача высадить 255–ю Краснознаменную бригаду морской пехоты (командир полковник А. С. Потапов) в районе от холодильника до мыса Любви.

Во второй десантный отряд вошли 7 катеров–охотников, 4 десантных бота и 4 мотобота. Возглавили отряд командир 1–го дивизиона малых охотников капитан–лейтенант Д. А. Глухов и политработник капитан–лейтенант А. Г. Косидлов. В задачу отряда входила высадка 383–го отдельного батальона морской пехоты (командир капитан–лейтенант В. А. Ботылев) и 290–го стрелкового полка НКВД (командир подполковник Н. И. Пискарев) в районе от Старопассажирской пристани до Лесной.

Третий отряд состоял из двух групп. В первую вошли 3 катера–охотника, СКА, 3 КАТЩ и 5 десантных ботов. Возглавил ее командир 6–го дивизиона малых охотников капитан–лейтенант Г. И. Гнатенко, находившийся на борту «МО-026». Вторую группу составили 3 катера–охотника, сторожевой катер, 2 КАТЩ и 5 десантных ботов (командир группы старший лейтенант А. А. Трофимов находился на «МО-022»). Этот отряд возглавили командир 2–го дивизиона малых охотников капитан 3 ранга Н. Ф. Масалкин и политработник капитан–лейтенант П. П. Васильченко — они находились на «МО-032». Задача отряда — высадить 1339–й стрелковый полк 318–й стрелковой дивизии (командир подполковник С. Н. Каданчик) в районе Восточного мола до пристани Старопассажирской.

Командиром высадки был назначен командир Новороссийской военно–морской базы контр–адмирал Г. Н. Холостяков, заместителем по политчасти — капитан 1 ранга М. И. Бакаев, начальником штаба — капитан 2 ранга И. М. Нестеров.

Кроме того, флот сформировал отряд обеспечения высадки в составе 32 торпедных катеров и «КМ-0168».

В обеспечении высадки участвовали также артиллерийские части и авиация.

9 сентября, с наступлением темного времени, в Геленджике началась посадка войск и погрузка вооружения первого эшелона десанта. Каждый боец заранее знал свой корабль и место.

По сигналу командира высадки корабли и плавсредства отошли от причалов и построились в походный ордер. Слева в колонне шел строем кильватера первый отряд, в середине — второй, справа — третий. Каждый катер имел на буксире один десантный бот или мотобот. Скорость на переходе не превышала 5 узлов.

Когда прошли мыс Дооб, все катера легли на створы, ведущие в порт. Пока никакого противодействия противник не оказывал.

Над Цемесской бухтой и над линией фронта барражировали советские одиночные самолеты, отвлекая внимание противника и заглушая шум моторов десантных отрядов. Когда катера вышли на исходную позицию, началась артиллерийская подготовка высадки. Тяжелый грохот сотрясал окрестности. Вскоре загремели еще более мощные взрывы: это рвались торпеды, пущенные с торпедных катеров группы прорыва.

Цемесская бухта

На берегу начались пожары. В воздухе стоял сплошной гул от выстрелов и разрывов снарядов. В это время «СКА-0168» (командир главный старшина Ф. Г. Перелыгин) подошел к боковым воротам. Команда подрывников подорвала боновое заграждение, Перелыгин дал сигнал: «Путь свободен». Краснофлотцы быстро высадились с катера на мол, уничтожили пулеметные гнезда, взяли в плен одного гитлеровца.2

Получив сигнал, торпедные катера ворвались в порт, на ходу уничтожая огневые точки врага.

Командир 2–го отряда капитан–лейтенант Глухов дал сигнал по УКВ: «Катерам полным ходом следовать на высадку». При подходе к «воротам» порта корабли столкнулись со шквальным артиллерийско–минометным огнем. Флагманский катер «МО-081», на котором находился Глухов, первым входил в порт. Неожиданно в борт катера врезалась торпеда, пущенная группой прорыва, и пробила борт ниже ватерлинии. К счастью, торпеда не взорвалась. Вода стала поступать в кормовое машинное отделение. Вышли из строя средний мотор и все вспомогательные механизмы, нарушилась герметичность водонепроницаемых переборок. Вода стала поступать в носовое машинное отделение и во все кормовые отсеки. Призатопленный катер, отдав буксиры десантных ботов, под сильным огнем врага подошел к Элеваторной пристани. За две минуты без потерь высадилось командование 393–го батальона во главе с капитан–лейтенантом Ботылевым. «МО-081» сразу же покинул порт. Аварийная партия, возглавляемая механиком воентехником 1 ранга А. А. Сафюлиным, все это время боролась с поступлением воды во внутренние помещения. Пробоину заделали. Катер благополучно прибыл в Геленджик. Следуя параллельным курсом со вторым отрядом, в гавань вошла 1–я группа катеров 1–го отряда под командованием капитан–лейтенанта Сипягина. И тут произошло непредвиденное. На «МО-0108» были убиты командир катера старший лейтенант В. В. Кошелев и рулевой. Падая, Кошелев передвинул ручку машинного телеграфа на «полный вперед», а мертвый рулевой тяжестью своего тела навалился на штурвал и отвел его в положение «право на борт». Это привело к столкновению с «МО-0141», через отверстие в левом борту которого хлынула вода и затопила носовой кубрик. Образовался дифферент на нос. Положение катера стало критическим. Но командир «МО-0141» старший лейтенант С. Н. Баженов решил во что бы то ни стало пробиться в порт. С носа катера все десантники перешли ни корму. Дифферент несколько уменьшился. Отдали буксиры десантных ботов. Баженов развернул катер на 180° и под ураганным огнем врага повел его кормой вперед. Все это время артиллеристы катера обстреливали огневые точки противника. Едва держась на плаву, «МО-0141» подошел к Старопассажирской пристани, высадил десантников и отошел. По ему тут же пришлось возвратиться. В средней части пристань оказалась разрушенной, и десантники не могли попасть на берег. Приняв бойцов на борт, экипаж высадил их на вторую пристань. Затем своим ходом катер вышел из порта, а на внешнем рейде его взял на буксир «МО-031» и отвел в Геленджик. Туда же отбуксировали и «МО-0108», на помощь которому пришел «РТЩ-105» (командир главный старшина А. А. Конотоп).

Отважно действовал экипаж «МО-0111» (командир старшин лейтенант А. Ф. Краснодубец), на борту которого находился командир звена старший лейтенант И. Ф. Кардаш. Под шквальным огнем, отдав буксиры десантных ботов, на полном ходу ведя огонь по огневым точкам врага, катер вошел в порт и без потерь высадил на второй пристани 68 бойцов, а затем, выйдя из порта, вступил в охранение «МО-0141» и «МО-0108».

Вслед за «МО-0111» в порт вошел «МО-031» (командир старший лейтенант С. Т. Еремин). Быстро высадив 64 десантника и выгрузив боевую технику, вышел из порта. Тем временем к пристани № 5 подошел «МО-0101» (командир старший лейтенант М. И. Трофименко). Комендоры непрерывно вели огонь по врагу. В течение двух минут на пристань высадились 64 бойца. Но едва главный старшина Н. И. Видин убрал трап, как у борта разорвался снаряд. Возник пожар. Загорелись ящики с боеприпасами. Краснофлотец Л. Ф. Черноудский сразу же выбросил их за борт. Пожар удалось быстро ликвидировать. Но у борта раздался новый взрыв — на этот раз мины. Раненный осколком в ногу, старшина 1–й статьи И. С. Соколовский не выпустил из рук пулемет и продолжал стрелять. Легкораненые краснофлотцы стояли на боевых постах, пока «МО-0101» не вышел из порта.

Уверенно шел к месту высадки «МО-018» (командир старший лейтенант Ф. С. Дьяченко). На причале № 5 он высадил 75 десантников и тут же, продолжая вести огонь, вышел из порта. Вечером «МО-018» вторично высадил 77 человек на Каботажную пристань. Третьим рейсом высадил 73 человека на Импортную пристань. При выходе катера из порта утром 11 сентября в него угодил вражеский снаряд. Взрывом разрушило радиорубку, осколком ранило старшего лейтенанта Дьяченко. Командование принял помощник командира старший лейтенант Н. М. Кучеренко. Приняв новую группу в Геленджике, катер вновь прорвался в Новороссийский порт и высадил десантников на Элеваторной пристани.

На «МО-0812» «Морская душа» находился резерв командира 393–го отдельного батальона морской пехоты: взвод разведки, пулеметный взвод, взвод ПВО и второй эшелон штаба. При входе в порт катер намотал на винт буксирный конец, вышло из строя рулевое управление. И в это время «МО-0812» накрыло залпом шестиствольного миномета. Появились убитые и раненые. Имея повреждение, катер в гавань войти не мог и возвратился в Геленджик. Находившиеся на его борту люди были высажены в Новороссийске следующей ночью.3

«МО-078» (командир старший лейтенант Г. С. Росейкин) в первом броске не участвовал. В полночь 11 сентября катер прибыл на 9–й километр Сухумского шоссе, принял 60 бойцов и пошел в Новороссийск. Под огнем врага высадив десантников, он сразу покинул порт. Во втором рейсе катер имел на борту 65 бойцов. В «воротах» порта горел «МО-084», пламя освещало вход. Противник сосредоточил по этому месту мощный артогонь. При прорыве в порт «МО-078» получил прямое попадание снаряда в машинное отделение, туда хлынула вода. Были убиты механик дивизиона А. И. Михеев и помощник командира катера лейтенант А. Г. Акулин. Получив значительные повреждения, катер не смог прорваться через завесу огня и возвратился на 9–й километр, оттуда его отправили в ремонт. Не сумев преодолеть завесу огня, вернулся в базу и «МО-052».

«МО-064» (командир старший лейтенант С. Д. Харченко) прорвался к пристани. Расчет носового орудия точным попаданием уничтожил пулеметную точку врага. Высадка 64 бойцов прошла успешно. Но в этот момент у самого борта катера разорвалась мина. Осколками были убиты командир звена капитан–лейтенант А. Г. Тарасов, рулевой краснофлотец Н. Т. Дубина, командир отделения комендоров старший краснофлотец П. К. Жилин; тяжелое ранение получил командир катера старший лейтенант Харченко. В командование вступил его помощник младший лейтенант И. Я. Семиглазов. Высадив десантников, катер вышел из порта. Машины были повреждены, из коллекторов выходили угарные газы, в помещения продолжала поступать вода. Положение катера становилось критическим. Семиглазов приказал дать аварийные сигналы. Набрав много воды, «МО-084» встал вертикально на корму и тут же затонул.4 Все это произошло на глазах у экипажей «СКА-023» (командир мичман С. А. Маслов) и «СКА-073» (командир младший лейтенант В. И. Довженко). Высадив десантников и выйдя из порта, они увидели аварийные сигналы, поспешили на помощь и успели поднять на борт плававших в море товарищей.

Почти одновременно с «МО-064» на Каботажную пристань высадил людей «МО-084» (командир старший лейтенант В. Ф. Школа) и сразу же направился за новой группой десантников в Кабардинку. Он успешно высадил и вторую группу на Импортную пристань. Третий рейс для «МО-084» оказался последним. При входе в порт катер намотал на все три винта трос и вынужденно лег в дрейф. Противник открыл по нему огонь. Прямым попаданием в катер мина пробила 8–местный кубрик. Осколками повредило бензоцистерну, бензин разлился по катеру. От попадания второй мины возник большой пожар. Командир, видя, что спасти катер невозможно, приказал покинуть корабль. Сам он не успел прыгнуть в воду и погиб вместе с катером.

Тяжелая обстановка сложилась на внешнем рейде, за пределами порта, на участке между Западным молом и мысом Любви, где вторая и третья группы кораблей первого отряда высаживали подразделения 255–й бригады морской пехоты.

К берегу шел «МО-082» (командир старший лейтенант Н. И. Осеев). Впереди горело здание водной станции «Динамо», хорошо освещая берег. Противник вел интенсивный огонь по урезу воды, и высаживать бойцов не имело смысла. Оценив обстановку, Осеев отвернул вправо и подошел к берегу, где дым закрывал катер от наблюдения. Старшина 1–й статьи П. И. Зайцев установил сходню и, стоя по грудь в воде, помогал бойцам сходить на берег. Высадка еще продолжалась, когда с водной станции враг обстрелял катер из крупнокалиберного пулемета. Надо было немедленно подавить огневую точку противника. Однако носовая пушка стрелять не могла, так как на баке находились десантники. Цель оказалась вне зоны обстрела кормовой пушки. Командир приказал боцману открыть огонь из пулемета. Длинная очередь трассирующих пуль врезалась в здание, откуда бил враг.

В это время справа от катера взметнулся столб пламени. Звука разрыва мины Осеев не слышал. Придя в себя, он обнаружил, что лежит на палубе за кормовой пушкой, привалившись к стеллажу малых глубинных бомб. «МО-082» сильно накренился на левый борт, пулемет молчал, а вражеские пули вновь начали свистеть над самой палубой. Осеев с трудом поднялся на ноги, подошел к мостику и увидел краснофлотца С. А. Новикова. Тот, упираясь в леера, ухитрился вести огонь из лежачего положения. Вскоре пулемет противника замолчал.

С мостика Осеев увидел, что десантники уже на берегу. Старший лейтенант решил отходить. Но катер имел крен и словно прирос к морскому дну. Невероятными усилиями удалось поставить его на ровный киль, а затем снять с мели.

В бою во время высадки десантников геройски погиб старшина П. И. Зайцев. Он был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

В течение дня «МО-082» удалось отремонтировать, и к вечеру он вошел в строй. Приняв на борт десантников, взяв на буксир два десантных бота, катер снова вышел в Новороссийск. На этот раз десантников высадили у Восточного мола, близ электростанции, которая являлась ключом обороны фашистов к районе цементных заводов. Когда штурмовая группа была уже на берегу, катер, отойдя от мола, открыл стрельбу по электростанции. Гитлеровцы ответили огнем. Загорелся один из мотоботов, и Осеев прикрыл его дымовой завесой.

К утру электростанция была взята.

На полном ходу подходил к берегу во время первого броска «МО-025» (командир старший лейтенант М. К. Глазунов). Когда до берега оставалось не более кабельтова, над катером вспыхнула яркая осветительная «люстра», и фашисты открыли огонь. Первый снаряд разорвался у борта. Катер вздрогнул, резко завалился на правый борт, но тут же стал на ровный киль. И вновь затряслась палуба: второй снаряд врезался в рубку, разрушил мостик. Погибли командир катера старший лейтенант Глазунов, командир звена старший лейтенант М. И. Малахов, рулевой краснофлотец А. Е. Селезнев и сигнальщик краснофлотец Н. Н. Виноградов.

Следующий вражеский снаряд пробил бензоцистерну, возник пожар. Очередной снаряд попал в моторный отсек. Были убиты механик катера главный старшина А. Н. Карпов, моторист старшина 2–й статьи М. Т. Довиденко. Катер, никем не управляемый, по инерции выбросился на мель. Однако экипаж продолжал вести бой. Носовая пушка вела огонь по берегу прямой наводкой. Командование катером принял помощник командира лейтенант Н. А. Горнаев.

Пламя уже охватило почти всю корму. Моряки делали все, чтобы спасти катер. Командир отделения мотористов старшина 2–й статьи В. С. Баранов сбил пламя в моторном отсеке, но на нем загорелась роба. Он стал выбираться через люк и увидел раненого моториста краснофлотца М. Т. Нижегорца. Вернувшись, взял его на руки и через люк с огромным трудом вынес на палубу.

Вражеские снаряды рвались со всех сторон. Полыхал пожар. Парторг катера командир отделения комендоров старшина 1–й статьи К. П. Сапожников подбадривал моряков, воодушевлял их личным примером. Вместе с комсомольцами краснофлотцами В. И. Тереховым и В. В. Алеевым он стрелял и стрелял по врагу.

Но пламя охватило весь катер. Тогда лейтенант Горнаев, видя, что спасти его невозможно, скомандовал:

— Всем покинуть катер!

Люди прыгали в воду и плыли к берегу. Сапожников и Терехов остались на борту и прикрывали их огнем. Они последними выбрались на сушу и влились в ряды десантников.

В ходе боя за плацдарм Сапожников, Алеев и Терехов с тремя бойцами штурмовой группы отбились от своих десантников и оказались в районе, где находился противник. Сапожников возглавил группу. В течение четырех дней они сражались в тылу врага. Когда Новороссийск был освобожден, Сапожников, Алеев и Терехов возвратились в Геленджик.

Рядом с «МО-025» шел на высадку «МО-0105» (командир старший лейтенант А. М. Ванин). Катер стремительно подлетел к берегу, морские пехотинцы быстро высадились, с помощью экипажа выгрузили боезапас. В это время невдалеке разорвались две мины. Осколки в нескольких местах пробили корпус катера. Пробоины быстро заделали, и катер отошел от берега.

Успешно высадил десантников и «МО-015» (командир старший лейтенант В. В. Варлей). На высадку потребовалось всего три минуты, после чего катер на полном ходу вышел из–под обстрела и благополучно прибыл в Геленджик.

Труднее пришлось командиру «МО-035» лейтенанту Г. А. Бондаренко. На подходе к берегу в катер уперся луч вражеского прожектора. Но командир не растерялся, резким маневром увел катер из освещенной зоны. Комендоры мгновенно открыли огонь по прожектору и уничтожили его. Затем подожгли склад с боеприпасами.

У борта разорвалась вражеская мина, по катеру полоснула пулеметная очередь. Сраженный осколком, упал на палубу парторг дивизиона старший лейтенант И. П. Гармаш. Несмотря на критическую ситуацию, командир «МО-035» быстро сориентировался и, подойдя на полном ходу к берегу, высадил десантников. Они без промедления вступили в бой.

Решительно действовал при высадке штурмовой группы командир «МО-0102» старший лейтенант С. Я. Верещак. Отдав буксиры десантных ботов, катер на полном ходу пошел на прорыв. Едва он миновал «ворота» порта, как в кормовой отсек угодила вражеская мина. Начался пожар. Командир отделения минеров старшина 2–й статьи Н. П. Обручников, краснофлотцы А. И. Мишин и Д. Г. Колесников бросились тушить пожар и через несколько минут ликвидировали его. Комендоры катера–охотника не прекращали обстрел огневых точек противника.

«МО-0102» подошел к Каботажной пристани и начал высадку штурмовой группы. В это время автоматная очередь с берега сразила командира катера старшего лейтенанта Верещака. В командование вступил В. А. Обухов. Несколько раз на катере возникали пожары, но моряки под руководством боцмана старшины 1–й статьи В. П. Тарасова ликвидировали их.

Закончив высадку десантников и выгрузив весь боезапас, «МО-0102» отошел от пристани и направился на выход из гавани. И тут в рубку попала мина. Затем в бензоотсеке разорвался малокалиберный снаряд и пробил топливную цистерну. Вновь вспыхнул пожар — в машинном отделении, в бензоотсеке и в восьмиместном кубрике. Старшина 2–й статьи А. И. Киселев, краснофлотец С. Я. Данилин, старшина 2–й статьи В. П. Кузнецов, краснофлотец Н. Л. Махно и старшина 1–й статьи Г. А. Казанцев справились с огнем и обеспечили работу моторов. «МО-0102» своим ходом прибыл в Геленджик.5

«МО-0122» (командир старший лейтенант Д. Е. Прилепский) у мыса Любви попал под сильный огонь. Погибли сигнальщик краснофлотец С. С. Мишин и кок краснофлотец В. А. Смирнов. Вышел из строя левый двигатель, из пробитого коллектора в отсек начали поступать газы. Из–за повреждения трубопровода водяного охлаждения мотора он начал перегреваться. Моторист краснофлотец А. А. Галкин стал кружкой заливать воду в систему охлаждения и от скопившихся в отсеке выхлопных газов потерял сознание.

После очередного попадания снаряда катер загорелся. Борясь с огнем и поступлением воды, люди продолжали выполнять боевую задачу. Высадив бойцов, «МО-0122» вышел из–под обстрела и направился в Геленджик.

В трудное положение попал также «МО-028» (командир старший лейтенант И. Н. Молодцов). При приближении к берегу, когда уже были отданы буксиры ботов, в районе кают–компании разорвалась вражеская мина. Появились убитые и раненые. Катер потерял управление, возник пожар, однако его быстро погасили. Комендоры продолжали вести стрельбу по огневым точкам противника. В районе Динамовской пристани высадили десантников. Катер вышел из порта, но при выходе в него снова попал снаряд. Были пробиты обе цистерны, бензин начал вытекать в трюм. Вторично возник пожар. С большим трудом его удалось потушить. Утром 10 сентября «МО-028» прибыл в Геленджик.

Успешно высадил штурмовую группу «МО-085» (командир старший лейтенант В. М. Торопков).

«СКА-0208» (командир старшина 1–й статьи Н. А. Околичный) при подходе к берегу попал под обстрел вражеских батарей. Были повреждены бензобаки, моторный отсек. Но десант моряки все же высадили, а пробоины заделали и не только сумели довести катер до Геленджика, но и привели на буксире поврежденный десантный бот.

Сильное сопротивление враг оказал катерам третьего отряда. На «МО-032» (командир старший лейтенант В. И. Горяшко) находились командир отряда капитан 3 ранга Н. Ф. Масалкин, замполит капитан–лейтенант П. П. Васильченко и командир 1339–го стрелкового полка подполковник С. Н. Каданчиков.6 Утром 10 сентября катер на полном ходу вошел и порт и направился к Импортной пристани. Противник открыл массированный огонь, подавить который не удалось. Тогда катер пошел к Цементной пристани. В это время снаряд попал в среднюю машину. Осколками разрушило бензопровод, бензин разлился, и вскоре произошел мощный взрыв. Воздушной волной капитан–лейтенанта Васильченко сбросило в воду, он утонул. Палубу катера сорвало, возник пожар. Моторы заглохли. Моряки принимали все меры для ликвидации пожара, но безрезультатно. Пламя продолжало полыхать по всему катеру. Противник тем временем усилил обстрел. Капитан 3 ранга Масалкин, убедившись, что спасти катер или хотя бы подойти к пристани невозможно, послал радиста старшину 1–й статьи А. А. Голофеева вплавь за десантным ботом, находившимся у пристани. Бот № 11 под командованием старшины 2–й статьи Б. Ф. Рыбина подошел к «МО-032», снял всех людей и высадил на пристань.

«МО-022» (командир лейтенант А. И. Норинский), на борту которого находился командир звена старший лейтенант А. А. Трофимов, преодолев сопротивление врага, вошел в порт и направился к месту высадки. Справа застрочил пулемет. Комендоры открыли по нему огонь. Пулемет захлебнулся, бойцы выбежали на причал и тут же вступили в бой. Катер после этого благополучно вышел из порта.

Стремительно прошел «ворота» порта «МО-036» (командир лейтенант Ф. И. Усатенко). Под минометным и пулеметным огнем катер ошвартовался у Импортной пристани. В момент швартовки гитлеровцы бросили гранаты. Осколком тяжело ранило командира. Погиб находившийся на катере журналист старший лейтенант А. А. Луначарский, сын первого советского Наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. В командование катером вступил старший лейтенант Л. П. Лысаков. Несмотря на непрерывный огонь противника, все бойцы высадились на пристань. Катер вышел из порта и направился за новой группой десантников. Второй раз «МО-036» зашел в порт без противодействия со стороны противника.

«МО-026» (командир лейтенант И. П. Анищенко) с командиром группы капитан–лейтенантом Г. И. Гнатенко на борту, успешно высадив бойцов, отошел и поддерживал огнем десантников, продвигавшихся к электростанции.

Наступил рассвет, но высадка войск продолжалась.

Утром 10 сентября 5 катерных тральщиков 7–го дивизиона «Т-521» (командир старший лейтенант В. А. Чулков), «Т-522» (командир капитан–лейтенант А. Н. Фадеев), «Т-524» (командир старший лейтенант И. И. Белый), на борту которого находился командир дивизиона старший лейтенант П. А. Суханов, «Т-525» (командир старший лейтенант А. В. Облыгин) и «Т-526» (командир лейтенант И. И. Поликарпов) с политработником дивизиона старшим лейтенантом Н. С. Матвеевым на борту, приняв 370 десантников и 10 тонн боезапаса, вышли из Кабардинки в Новороссийск. Строй кильватера возглавлял «Т-525».7

При подходе к порту противник встретил катерные тральщики артиллерийско–минометным огнем. Первым прошел «ворота» «Т-524». За ним устремились остальные.

КАТЩ «Т-521» в ста метрах от Импортной пристани накрыла мина, и он взорвался. Чудом уцелел командир старший лейтенант Чулков. С оставшимися в живых моряками и десантниками он выплыл на пристань и участвовал в боях за город.

Остальные четыре тральщика, высадив бойцов и выгрузив боезапас, прикрылись дымовой завесой, вышли из порта и благополучно прибыли в Геленджик.

Всего в первую ночь было высажено 4 тысячи человек, а в ночь на 11 сентября — около 3 тысяч человек.

В то время когда десантные части вели ожесточенные бои в городе, войска 18–й армии взламывали вражескую оборону на его подступах. 11 сентября части восточной группы армии прорвали фронт в районе цементного завода «Октябрь», соединились с морскими пехотинцами третьего десантного отряда и повели наступление на поселок Мефодиевский и Новороссийск. 14 сентября они соединились с войсками второго десантного отряда. Начались уличные бои.

Гитлеровцы сопротивлялись с отчаянием обреченных. Но уже ничто не могло спасти их от разгрома. В ночь на 16 сентября со стороны Станички ворвались в город войска западной группы войск 18–й армии. В 10 ч 16 сентября Новороссийск был освобожден. Как только по радио передали приказ Верховного Главнокомандующего, грянул победный залп. Небо осветились сотнями разноцветных ракетных огней. Двенадцать залпов прогремело над Новороссийском в честь его освобождения.

В боях за Новороссийск в числе других частей и подразделений отличились 1–й и 4–й дивизионы малых охотников. Они получили почетное наименование Новороссийских. Командир 4–го дивизиона капитан 3 ранга Н. И. Сипягин за героизм и мужество при высадке десанта был удостоен звания Героя Советского Союза. Орденом Суворова III степени награжден командир 1–го дивизиона капитан–лейтенант Д. А. Глухов, орденом Красного Знамени — М. Г. Бондаренко, П. И. Державин, Г. И. Гнатенко, Н. Ф. Масалкин, М. И. Трофименко, Н. И. Осеев и многие другие.

Разгром немецко–фашистских войск в Новороссийске сыграл решающую роль в полном изгнании врага с Таманского полуострова.

Бои за освобождение Таманского полуострова продолжались. В них участвовали и корабли Черноморского флота, в том числе подразделения ОВР. Чтобы затруднить отход таманской группировки немецко–фашистских войск по дорогам Анапа — озеро Соленое и Анапа — Джигинское, 25–27 сентября в районе станицы Благовещенская и 26–27 сентября в районе озера Соленое были высажены десанты. Командовал высадкой командир Новороссийской ВМБ контр–адмирал Г. Н. Холостяков. Были сформированы три отряда высадочных средств. В первый отряд вошли один БТЩ, четыре катера–охотника и тринадцать десантных ботов. Отрядом командовал командир 2–го дивизиона тральщиков капитан 2 ранга В. А. Янчурин. Второй отряд (командир капитан 3 ранга Д. А. Глухов) составили один БТЩ, три катера–охотника и одиннадцать десантных ботов. Третий отряд во главе с командиром 5–го дивизиона катеров–охотников капитаном 3 ранга П. И. Державиным состоял из БТЩ, 4 катеров–охотников, 3 СКА и 9 десантных ботов.

Командир высадки контр–адмирал Г. Н. Холостяков, его заместитель по политчасти капитан 1 ранга М. И. Бакаев и штаб, возглавляемый капитаном 2 ранга И. М. Нестеровым, находились на СКР «Шквал».

Для прикрытия высадки десанта с моря в районе мыса Железный Рог развертывались торпедные катера. Обеспечение действий десантников на берегу возлагалось на авиацию Северо–Кавказского фронта и Черноморского флота.

Днем 24 сентября все отряды произвели посадку войск. Первым в 16 ч 25 мин вышел в море третий отряд, за ним — первый и второй. На внешнем рейде они выстроились в походный трехкильватерный ордер. СКР «Шквал» шел головным в средней колонне. В темное время суток высадку с моря должен был прикрывать БТЩ «Искатель» (командир капитан–лейтенант Н. С. Белокуров).

Погода не благоприятствовала переходу. Усилился ветер. Десантные боты и катера КМ заливало водой. Командир высадки, оценив обстановку, решил изменить первоначальный план действий и приказал третьему отряду продолжать движение и произнести высадку в районе станицы Благовещенская, первому и второму отрядам зайти в Анапу, высадку произвести следующей ночью. Тральщик «Искатель» возвращался в Геленджик.

Выполняя поставленную задачу, третий отряд, прижимаясь к берегу, скрытно подошел в район Благовещенской и на рассвете 25 сентября внезапно для врага высадил около 900 человек десанта. Гитлеровцы были застигнуты врасплох. Они открыли огонь уже после того, как половина десантников высадилась на берег. Артиллерия катеров–охотников, маневрирующих вдоль берега, подавила огневые точки врага. Высадка прошла без потерь в людях и технике.

На рассвете 26 сентября в районе озера Соленое катера высадили второй десант численностью до 1600 человек с техникой и боеприпасами.8 27 сентября все катера и плавсредства возвратились в Геленджик.

Десант решил поставленную задачу. К десяти часам 9 октября войска Северо–Кавказского фронта под командованием генерала И. Е. Петрова совместно с морскими пехотинцами полностью очистили от оккупантов Таманский полуостров. Впереди был Крым.


  1.  ЦВМА, ф. 10, д. 18470, л. 7–8; там же, ф. 1083, оп. 9, д. 29, л. 16, 33–36, 92–95.
  2.  ЦВМА, ф. 54, д. 21324, л. 340.
  3.  ЦВМА, ф. 769, д. 32691, л. 15.
  4.  ЦВМА, ф. 1083, оп. 9, д. 29, л. 16, 33–36, 92–96.
  5.  ЦВМА, ф. 5218, оп. 26, д. 27, д. 121.
  6.  ЦВМА, ф. 5218, оп. 26, д. 27, л. 115.
  7.  ЦВМА, ф. 54, д. 21324, л. 328, 329.
  8.  ЦВМА, ф. 10, д. 32737, л. 33–35.
от

Автор:


Разделы статьи


Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации к статье

Действия торпедных катеров в Новороссийском порту перед высадкой десанта. 10 сентября 1943 года (zorich.ru)
Действия торпедных катеров в Новороссийском порту перед высадкой десанта. 10 сентября 1943 года (zorich.ru)
Новороссийская десантная операция. 9-16 сентября 1943 года  (zorich.ru)
Новороссийская десантная операция. 9-16 сентября 1943 года (zorich.ru)
Поврежденный СКА №0141 возвращается своим ходом на базу после Новороссийской десантной операции. 9-10 сентября 1943 года. (zorich.ru)
Поврежденный СКА №0141 возвращается своим ходом на базу после Новороссийской десантной операции. 9-10 сентября 1943 года. (zorich.ru)
Малый охотник МО-4. Обычно катера этого проекта имели буквенно–цифровые обозначения на основе аббревитаур МО, "малый охотник", и СКА, "сторожевой катер" (МО-0141, СКА-20). Но изображенный на фотографии черноморский катер был именным и назывался он "Морская душа". (novchronic.ru)
Малый охотник МО-4. Обычно катера этого проекта имели буквенно–цифровые обозначения на основе аббревитаур МО, «малый охотник», и СКА, «сторожевой катер» (МО-0141, СКА-20). Но изображенный на фотографии черноморский катер был именным и назывался он «Морская душа». (novchronic.ru)
Фрагмент посмертного наградного листа ст. лейт. адм. службы А. А. Луначарского орденом Отечественной войны II степени.
Фрагмент посмертного наградного листа ст. лейт. адм. службы А. А. Луначарского орденом Отечественной войны II степени.
comments powered by Disqus