НАРОДНЫЕ КОНЦЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРКЕСТРА

Опубликовано в газете «Петроградская правда», 1918, № 211, 27 сентября, стр. 2.

В числе прочего годного к употреблению наследия из царского двора достался нам и «императорский придворный оркестр» *1.

Не знаю, понимали ли цари и их компания что–нибудь в хорошей музыке, но царское звание обязывает. Хочется перед Европой щегольнуть, поэтому, как многое при дворе, так и оркестр был хорошо поставлен. Прекрасные исполнители не получали только ни достойного руководителя, ни, в особенности, достойной публики.

Взяв власть, мы, коммунисты, представители трудового народа, и не подумали — как ожидали от нас, «вандалов» — разрушить и распустить оркестр. Мы сохранили его как государственный, в уровень современной дороговизне подняли оплату в нем труда, и оставили за ним еще временным правительством приглашенного чудесного дирижера С. Кусевицкого *2, дав ему значительно более широкие возможности осуществить его музыкальные планы, чем те, какими он раньше располагал, мы дали продолжительные каникулы музыкантам и теперь предоставим народу на поучение и наслаждение этот прекрасный музыкальный коллектив.

Один раз Государственный оркестр, вместе со своей красавицей–сестрицей — Государственной капеллой, уже блестяще и волнующе принял участие в революционном торжестве. Это было Первое мая. Никто, кто попал тогда в Зимний, не забудет вдохновенного исполнения в память павших героев революции «Реквиема» Моцарта под управлением дирижера Государственной оперы А. Коутса *3. Потом «Реквием» был повторен на чествовании Маркса.

Теперь Государственный оркестр начинает огромную работу, намереваясь давать по четыре больших концерта в неделю.

Уже начат цикл симфоний Бетховена в зале Народного Собрания. Я был на одном концерте, видел восхищение публики; должен был признать, что такого исполнения надо очень поискать и в лучших музыкальных центрах Европы. Но эти концерты, и по составу программы, и по ценам, не являются общедоступными. Как они ни важны, особенно для самих музыкантов и специально подготовленных ценителей музыки, не в них центр тяжести работы Государственного оркестра: он в серии народных концертов.

Каждую неделю вечером в шесть часов в пятницу и днем в двенадцать в воскресенье в чудной Растреллиевской зале Зимнего дворца будут даваться по чрезвычайно малой цене большие симфонические концерты.

Народ полюбил пышный и стройный дворец, им завоеванный. Нигде рефераты, концерты, киносеансы не собирают столько публики. Будут, знаю, посещаться толпами и эти вечера и утра первоклассной музыки.

Имейте в виду, что оркестр вовсе не хочет давать народу так называемую общедоступную музыку, играя ее во втором сорте. Оркестр сознает, что он народу должен дать лучшее, на что он способен, и выбрать программы, полные великим духовным содержанием. Но исполняемое будет так выбрано и расположено, чтобы сделать его возможно более понятным и для тех, кто в музыке не искушен и кому нужна известная постепенность. Постепенность не от худшего к лучшему, конечно, а от прекраснейшего, но более простого, к тому же прекрасному, но более сложному. Будут составляться программы с пояснениями, иногда читаться небольшие вступительные лекции.

В ближайшую пятницу будет иметь место первый такой концерт. Я хочу открыть эту серию вечеров высокого искусства для народа небольшой лекцией на тему: «Народ и музыка».

Мы, однако, не хотим ограничиться этим. Из рабочих районов не так легко поехать в Зимний дворец слушать музыку. Мы не будем только ждать дорогих гостей к себе. Гора народная, пожалуй, не сдвинется сразу с места. Пусть же музыкальный Магомет пойдет к горе. Каждую неделю Государственный оркестр предполагает выезжать с концертом в какой–либо район. Но тут уж культурно–просветительные центры районов, стоящие в них красноармейские части и т. п. должны нам помочь. Перевозочные средства дороги и скудны. Входите с оркестром в сношения насчет того, как получить грузовик для перевозки инструментов, как облегчить передвижение. Я убежден, что каждый район, каждый полк придет на помощь оркестру, чтобы заполучить его к себе, чтобы чарующая фея музыки на пару часов слетела к ним и своей божественной песней, своей бессмертной лаской помогла забыть скорби, утешила бы и новую мощь вдохнула бы в богатырскую рабочую грудь.


*1 Стр. 259 — 16 июля 1882 года утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора, который 10 апреля 1897 года преобразован в Придворный оркестр. 6 апреля 1917 года Придворный оркестр переименован в Государственный оркестр, а 24 января 1918 года передан в ведение Комиссариата имуществ Республики.

*2 Кусевицкий Сергей Александрович (1874 — 1951) — дирижер, виртуоз–контрабасист и музыкальный деятель. В 1909 году организовал в Москве собственный симфонический оркестр. С 1920 года жил за границей. В 1924 — 1949 годах — дирижер Бостонского симфонического оркестра.

*3 Коутс Альберт (1882 — 1953) — английский дирижер и композитор. В 1910 — 1919 годах — дирижер Мариинского оперного театра в Петербурге (Петрограде). Позднее дирижер Лондонской филармонии, силами которой исполнены были «Борис Годунов» и симфонии Чайковского. Неоднократно концертировал в СССР.

Comments