В числе прочего годного к употреблению наследия из царского двора достался нам и «императорский придворный оркестр».1
Не знаю, понимали ли цари и их компания что–нибудь в хорошей музыке, но царское звание обязывает. Хочется перед Европой щегольнуть, поэтому, как многое при дворе, так и оркестр был хорошо поставлен. Прекрасные исполнители не получали только ни достойного руководителя, ни, в особенности, достойной публики.
Взяв власть, мы, коммунисты, представители трудового народа, и не подумали — как ожидали от нас, «вандалов» — разрушить и распустить оркестр. Мы сохранили его как государственный, в уровень современной дороговизне подняли оплату в нем труда, и оставили за ним еще временным правительством приглашенного чудесного дирижера С. Кусевицкого,2 дав ему значительно более широкие возможности осуществить его музыкальные планы, чем те, какими он раньше располагал, мы дали продолжительные каникулы музыкантам и теперь предоставим народу на поучение и наслаждение этот прекрасный музыкальный коллектив.
Один раз Государственный оркестр, вместе со своей красавицей–сестрицей — Государственной капеллой, уже блестяще и волнующе принял участие в революционном торжестве. Это было Первое мая. Никто, кто попал тогда в Зимний, не забудет вдохновенного исполнения в память павших героев революции «Реквиема» Моцарта под управлением дирижера Государственной оперы А. Коутса.3 Потом «Реквием» был повторен на чествовании Маркса.
Теперь Государственный оркестр начинает огромную работу, намереваясь давать по четыре больших концерта в неделю.
Уже начат цикл симфоний Бетховена в зале Народного Собрания. Я был на одном концерте, видел восхищение публики; должен был признать, что такого исполнения надо очень поискать и в лучших музыкальных центрах Европы. Но эти концерты, и по составу программы, и по ценам, не являются общедоступными. Как они ни важны, особенно для самих музыкантов и специально подготовленных ценителей музыки, не в них центр тяжести работы Государственного оркестра: он в серии народных концертов.
Каждую неделю вечером в шесть часов в пятницу и днем в двенадцать в воскресенье в чудной Растреллиевской зале Зимнего дворца будут даваться по чрезвычайно малой цене большие симфонические концерты.
Народ полюбил пышный и стройный дворец, им завоеванный. Нигде рефераты, концерты, киносеансы не собирают столько публики. Будут, знаю, посещаться толпами и эти вечера и утра первоклассной музыки.
Имейте в виду, что оркестр вовсе не хочет давать народу так называемую общедоступную музыку, играя ее во втором сорте. Оркестр сознает, что он народу должен дать лучшее, на что он способен, и выбрать программы, полные великим духовным содержанием. Но исполняемое будет так выбрано и расположено, чтобы сделать его возможно более понятным и для тех, кто в музыке не искушен и кому нужна известная постепенность. Постепенность не от худшего к лучшему, конечно, а от прекраснейшего, но более простого, к тому же прекрасному, но более сложному. Будут составляться программы с пояснениями, иногда читаться небольшие вступительные лекции.
В ближайшую пятницу будет иметь место первый такой концерт. Я хочу открыть эту серию вечеров высокого искусства для народа небольшой лекцией на тему: «Народ и музыка».
Мы, однако, не хотим ограничиться этим. Из рабочих районов не так легко поехать в Зимний дворец слушать музыку. Мы не будем только ждать дорогих гостей к себе. Гора народная, пожалуй, не сдвинется сразу с места. Пусть же музыкальный Магомет пойдет к горе. Каждую неделю Государственный оркестр предполагает выезжать с концертом в какой–либо район. Но тут уж культурно–просветительные центры районов, стоящие в них красноармейские части и т. п. должны нам помочь. Перевозочные средства дороги и скудны. Входите с оркестром в сношения насчет того, как получить грузовик для перевозки инструментов, как облегчить передвижение. Я убежден, что каждый район, каждый полк придет на помощь оркестру, чтобы заполучить его к себе, чтобы чарующая фея музыки на пару часов слетела к ним и своей божественной песней, своей бессмертной лаской помогла забыть скорби, утешила бы и новую мощь вдохнула бы в богатырскую рабочую грудь.
- Стр. 259 — 16 июля 1882 года утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора, который 10 апреля 1897 года преобразован в Придворный оркестр. 6 апреля 1917 года Придворный оркестр переименован в Государственный оркестр, а 24 января 1918 года передан в ведение Комиссариата имуществ Республики. ↩
- Кусевицкий Сергей Александрович (1874–1951) — дирижер, виртуоз–контрабасист и музыкальный деятель. В 1909 году организовал в Москве собственный симфонический оркестр. С 1920 года жил за границей. В 1924–1949 годах — дирижер Бостонского симфонического оркестра. ↩
- Коутс Альберт (1882–1953) — английский дирижер и композитор. В 1910–1919 годах — дирижер Мариинского оперного театра в Петербурге (Петрограде). Позднее дирижер Лондонской филармонии, силами которой исполнены были «Борис Годунов» и симфонии Чайковского. Неоднократно концертировал в СССР. ↩