Философия, политика, искусство, просвещение

Пролетариат и искусство [Тезисы доклада для первой Всероссийской конференции Пролеткультов]

1. Искусство может быть названо общечеловеческим постольку, поскольку все ценное в произведениях веков и народов является неотъемлемым содержанием сокровищницы общечеловеческой культуры.

2. Никому, однако, не приходит в голову отрицать бросающиеся в глаза различия искусства отдельных эпох и народов.

3. Мы, марксисты, знаем, что различия эти объясняются не расплывчатыми понятиями: национальный дух, век или климат, а общественным строем, определяемым, в свою очередь, соотношением классов.

4. Искусство является то чистым выражением идеологии того или другого класса, то испытывает на себе перекрестное влияние нескольких классов; но классовый анализ произведения искусства есть наиболее плодотворный метод его исследования.

5. Искусство одного и того же класса не всегда одинаково. Классические примеры эволюции классового искусства: зародыши, период стремлений, классицизм, реализм, романтизм отчаяния, мистицизм.

6. Все ступени эволюции искусства данного класса окрашиваются тем не менее психологией именно данного класса.

7. Попытка характеристики грядущего пролетарского искусства, исходя из этих положений.

8. Самостоятельность пролетарского творчества выражается в оригинальности отнюдь не искусственной и предполагает ознакомление со всеми плодами предыдущей культуры.

9. Интеллигенция уже играет известную роль в рождении пролетарского искусства созданием ряда произведений переходного характера.

Тезисы
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:



Источники:

Запись в библиографии № 967:

Пролетариат и искусство. — «Пролет. культура», М., 1918, № 2, с. 23–24.

  • Тезисы доклада подготовленного для первой Всероссийской конференции Пролеткульта.
  • То же. — В кн.: Советское искусство за 15 лет. М.—Л., 1933, с. 192–193;
  • Луначарский А. В. Собр. соч. Т. 7. М., 1967, с. 201.

Поделиться статьёй с друзьями: