ПРОЛЕТАРИАТ И ИСКУССТВО [Тезисы доклада для Первой Всероссийской конференции Пролеткультов]

Впервые напечатано в журнале «Пролетарская культура», 1918, № 2, июль, в разделе: «К созыву Всероссийской конференции пролетарских культурно–просветительных организаций».

По плану проведения конференции Луначарский должен был приветствовать ее открытие от имени Наркомпроса и затем, 18 сентября, прочесть доклад «Пролетариат и искусство».

Конференция состоялась в Москве 15 — 20 сентября 1918 года. Как говорилось в обращении к рабочим за подписью Организационного бюро конференции, она была созвана «для организационного завершения строительства классовой пролетарской культуры путем создания Всероссийского Пролеткульта» (ЦГАЛИ, ф. 1230, он. 1, ед. хр. 137).

Еще до созыва Первой Всероссийской конференции Пролеткультов в журнале «Пролетарская культура», 1918, № 3, появилась редакционная статья, где уже проявились политические ошибки руководителей Пролеткульта:

«Советская власть есть государственно–политическая организация; это, как значится на заголовке «Известий», власть, исходящая из Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Это — политический блок весьма различного классового состава, а отнюдь но чистая диктатура пролетариата. Контроль и руководство блока вполне нормальны и целесообразны в деле государственной постановки просвещения для всех классов народа. Но ставить дело организации самостоятельного культурного творчества пролетариата под контроль и руководство идейных представителей крестьянства, армии, казачества, городской мещанской бедноты есть, по меньшей мере, большое унижение культурного достоинства рабочего класса, отрицание его права культурно самоопределяться.

Смешение задач политического блока с культурно–классовыми — такова основа этих требований. Мы их категорически отвергаем.

В вопросах культуры мы — немедленные социалисты. Мы утверждаем, что пролетариат должен теперь же, немедленно, создавать для себясоциалистические формы мысли, чувства, быта, независимо от соотношений и комбинаций политических сил. И в этом созиданииполитические союзники — крестьянская и мещанская беднота — контролировать его работу не могут и не должны» 

(«Пролетарская культура», 1918, № 3, август, стр. 36).

На конференции 19 сентября было оглашено письмо В. И. Ленина — ответ на посланное ему приветствие. Ленин подчеркнул значение господства пролетариата для «объединения всей массы трудящихся и эксплуатируемых» и призвал Пролеткульт помочь делу «выдвиганиярабочих для управления государством» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 37, стр. 87). Всем своим содержанием письмо В. И. Ленина противостояло кастовой замкнутости Пролеткульта, его изоляции от широких масс, оторванности от общеполитической жизни страны.

В связи со срочным вызовом в Петроград Луначарский не смог принять участия в работе конференции.

Хотя отсутствующий на конференции Луначарский и был избран в почетные председатели, тезисы его доклада по существу оспаривались в выступлениях многих руководителей и участников конференции. Так, например, тезису о том, что «интеллигенция уже играет известную роль в рождении пролетарского искусства», П. И. Лебедев–Полянский в своем докладе «Революция и культурные задачи пролетариата» противопоставил категорическое утверждение: «Но кто же все–таки может разрешить проблему пролетарской культуры? Только пролетариат. Только он — путем самодеятельности, путем революционного творчества; другие классы, вернее, группы общества, близкие пролетариату, разрешить этой задачи не могут» («Протоколы Всероссийской конференции пролетарских культурно–просветительных организаций», изд. «Пролетарская культура», М. 1918, стр. 20). Отдельные участники конференции требовали полного отказа от культуры прошлого. «Мы, — говорил один из ораторов, — вступаем в новую жизнь с грузом пролетарского сознания; нас хотят нагрузить еще непомерной ношей — достижениями буржуазной культуры. Мы уподобимся в таком, случае перегруженному верблюду и не сможем пойти дальше. Отбросим целиком буржуазную культуру, как старый хлам» (там же, стр. 30). Большинством голосов эта точка зрения была все же отвергнута.

Тезисы «Пролетариат и искусство» печатаются по тексту журнала.

1. Искусство может быть названо общечеловеческим постольку, поскольку все ценное в произведениях веков и народов является неотъемлемым содержанием сокровищницы общечеловеческой культуры.

2. Никому, однако, не приходит в голову отрицать бросающиеся в глаза различия искусства отдельных эпох и народов.

3. Мы, марксисты, знаем, что различия эти объясняются не расплывчатыми понятиями: национальный дух, век или климат, а общественным строем, определяемым, в свою очередь, соотношением классов.

4. Искусство является то чистым выражением идеологии того или другого класса, то испытывает на себе перекрестное влияние нескольких классов; но классовый анализ произведения искусства есть наиболее плодотворный метод его исследования.

5. Искусство одного и того же класса не всегда одинаково. Классические примеры эволюции классового искусства: зародыши, период стремлений, классицизм, реализм, романтизм отчаяния, мистицизм.

6. Все ступени эволюции искусства данного класса окрашиваются тем не менее психологией именно данного класса.

7. Попытка характеристики грядущего пролетарского искусства, исходя из этих положений.

8. Самостоятельность пролетарского творчества выражается в оригинальности отнюдь не искусственной и предполагает ознакомление со всеми плодами предыдущей культуры.

9. Интеллигенция уже играет известную роль в рождении пролетарского искусства созданием ряда произведений переходного характера.

Comments