Не входя в исторические справки,1 мы можем констатировать факт, что почти с самого начала нашего революционного театра одной из сильнейших его сторон оказалось театрально–декоративное искусство.
На этом поле выяснилось несколько тенденций, ведущих между собой интенсивную борьбу, отрицающих друг друга, но в конце концов почти в одной мере оплодотворяющих рост нашей театральной декорации.
Мы обыкновенно не очень скоро и не очень чутко замечаем наши достижения. Мы гораздо чутче ко всякого рода недостаткам и промахам, так что о нашей культуре можно составить себе совершенно превратное мнение, если пользоваться по преимуществу материалами и суждениями нашей прессы.
Нужна была Всемирная выставка декоративного искусства во Франции, на которой наши художники имели совершенно исключительный успех 2 для того чтобы у нас заговорили об оригинальности, разнообразии и силе наших приемов сценической декорации.
Довольно полно представлены были достижения этого рода искусства за десять лет революции на выставке макетов 3 в Государственном театральном музее имени А. Бахрушина.4
Само по себе очень важное (поскольку нам важно развитие театра) театрально–декоративное искусство не должно и не может замыкаться только на театральной сцене. Дело декорирования, то есть постоянного или временного убранства зданий и зал, отдельных индивидуальных жилищ, дело временного праздничного убранства улиц и площадей городов, как равно и учета художественного эффекта от той или другой планировки зданий, фонтанов и т. д., тесным образом связано с темп же художественными принципами и приемами, которые кладут в свою основу театральная декорация и сценический художник–декоратор.
К этому нужно прибавить, что всякого рода искусство, всякая художественная деятельность в нашем быстро и творчески растущем обществе должны оцениваться в свете надежд, которые имеются на их будущем, а также по той степени участия в их работе, какую проявляет молодежь, и в особенности по достоинству достижений художественной молодежи. А на выставке художников–декораторов как раз самое замечательное — это изобретательность и рост молодежи.
Все сказанное выше показывает интерес и важность ныне организованной выставки Московской ассоциации художников–декораторов. Возникла она недавно, но проявила уже широкую деятельность и находится на пороге превращения своего в ассоциацию всероссийскую.
Объединение это правильно ставит во всю широту возможные задачи своего искусства и правильно сторонится преждевременного замыкания в рамки какой–нибудь школы или школки.
Выставка должна показать, что совершается у нас в этой области искусства, процветающей уже много лет, но до сих пор еще не организованной и недостаточно оцененной.
- Выставка открылась весной 1929 г. в Москве, в Парке культуры и от дыха. Участвовало 39 художников, экспонирован 381 театральный эскиз. ↩
- Международная выставка художественно–декоративных искусств от крылась 28 апреля 1925 г. в Париже, в Большом дворце галереи Эспланад и в построенном СССР павильоне. Разделы: 1) архитектура, 2) книга, пла кат, графика; 3) кустарное искусство; 4) театрально–декорационное искусст во. Участвовало 109 советских художников. Издан иллюстрированный ката лог (на французском языке) отдела Советского Союза: Международная вы ставка нового декоративного и промышленного искусства Союза Советских Социалистических Республик. Каталог. Париж, 1925. Советский Союз получил по разделу театра четыре высших награды (присужденных Театру им. Мейерхольда, Камерному, Художественному и Большому), пять почетных дипломов, шесть золотых и пять серебряных медалей. Всего было получено 183 награды по всем тем разделам, в которых были представлены экспонаты Отдела СССР. ↩
- Луначарский имеет в виду, наверное, выставку «Итоги театрального се зона Москвы 1928–1929 годов» (1929). Участвовало 34 художника. Издан «Каталог выставки «Итоги театрального сезона 1928–1929 гг.» Макеты, эс кизы, фотографии постановок московских театров». (Вступит, статьи П. Ко гана, А. Эфроса и В. Сахновского.) М., (ГАХН). 1929. ↩
- Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929) — русский театральный деятель. На основе своих коллекций создал частный литературно–театральный музей (1894 г.); ныне Театральный музей его имени. ↩