Философия, политика, искусство, просвещение

Одиннадцатая выставка АХРР

Впервые — «Известия ЦИК», 1929, 4 июня, № 125 (3661).

Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 2, с. 246–247.

Несомненно, новая выставка АХРР 1 привлечет, как и предшествовавшие ей, много публики, притом самой драгоценной для нас, — рабочих, красноармейцев, крестьян и учащуюся молодежь.

За этот год центральная группа АХРР шла вперед и, вместе с тем, обрастала вспомогательными учреждениями и группами.

Большая публика, наверное, с интересом посмотрит выставку ОМАХРР ВХТИ 2 (текстиль, сработанный также молодежью) и большую выставку самоучек.

Я не буду в этой краткой заметке останавливаться на отдельных произведениях. Отмечу только, что интересных картин посетитель найдет немало. Превосходным мастерством блещут полотна преждевременно скончавшегося Карпова и ближайших к нему Рянгиной и Б. Н. Яковлева, составляющих прекрасное сопровождение к его последним произведениям. Занимая целую стену, работы эти являются, пожалуй, в отношении мастерства центральными на выставке. Шаг вперед сделал Соколов–Скаля. Интересные вещи выставили Ротов и другие.

Конечно, и на этой выставке есть известное количество произведений слабых, так сказать, олеографических; есть остаток примитивизма — не того, где часто неумение сочетается с большим дарованием (такой примитив мы встречаем в произведениях ОМАХРР ВХТИ и самоучек), а того, который определяется недостаточной культурой вкуса, органическим неумением художника оформить включенный в картину кусок действительности. Но такие произведения из года в год идут на убыль, а более зрелые — прибывают.

Самый ахрровский реализм начинает давать (и привлекать к себе) довольно неожиданные «уклоны».

В качестве такого продукта крайне оригинального творчества, где реализм остается реализмом, вместе с тем уходя от него, и где революционная тема есть, хотя ее трудно определить, — в качестве, словом, своего рода образной музыки можно указать на не совсем, может быть, законченную, но весьма впечатляющую картину Ходовки.3

Во всяком случае, одиннадцатая выставка АХРР является очень интересной и вызовет много суждений.4


  1. XI выставка АХР открылась 2 июня 1929 г. в Москве, в помещении стадиона МГСПС. В состав выставки входили: очередная XI выставка АХР с секциями и филиалами, II выставка ОМАХР, посвященная 10–летию ВЛКСМ, и II выставка ОХС (смотр художников–самоучек). Разделы: живопись, скульптура, графика, декоративное искусство, полиграфия, текстиль. Участвовал 331 художник, экспонировано 1234 произведения. Издан каталог: Выставка «Искусство в массы». XI выставка АХР…, II выставка ОМАХР…, II выставка ОХС… Вступ. статьи. М., (АХР). 1929 (в каталоге напечатаны Декларация АХР, Декларация ОХС). См. также: Рогинская Ф. Художественная жизнь Москвы. — «Новый мир», 1929, № 8–9.
  2. ОМАХРР — Объединение молодежи Ассоциации художников революционной России (с 1928 г. — Объединение молодых художников, сторонников АХРР). Основано в 1925 г. в Ленинграде. Организовало две выставки (1928, 1929). ВХТИ (Вхутеин) — Высший художественно–технический институт (быв. Вхутемас).
  3. В каталоге фамилия Ходовка не значится.
  4. См. приложение 14.
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции
темы:

Автор:


Запись в библиографии № 3280:

Одиннадцатая выставка АХРР. — «Известия», 1929, 4 июня, с. 5.

  • То же. — В кн.: Луначарский А. В. Статьи об искусстве. М.—Л., 1941, с. 602–603;
  • Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. Т. 2. М., 1967, с. 246–247;
  • Ассоциация художников революционной России. АХРР, М., 1973, с. 251–252.

Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации к статье

А. Луначарский и председатель Главискусства А. Свидерский (за столом в центре) на открытии XI выставки АХРР Искуство в массы. Москва. 1929.
А. Луначарский и председатель Главискусства А. Свидерский (за столом в центре) на открытии XI выставки АХРР Искуство в массы. Москва. 1929.
comments powered by Disqus