Философия, политика, искусство, просвещение

Культурная фильма

Производство культурной фильмы построено у нас до ужаса слабо. Насколько помню, я опубликовывал уже категорическое мнение Ленина, высказанное им по этому поводу. В[ладимир] И[льич] говорил: «Всякий киносеанс обязательно должен заключать в себе три части: во–первых, хорошо поставленную хронику, которая должна быть пропитана нашими идеями, показывать вещи с нашей точки зрения; во–вторых, основную картину, которая должна иметь одновременно художественно — увлекательное и воспитывающее значение; в–третьих, хорошую научную картину, дающую те или иные наглядные и поучительные сведения».

Ленин тогда уже указывал мне на то, что во всех культурных странах так это и делается и что нам нужно только, принявши эту форму, вложить в нее возможно более четкий коммунистический смысл. Из этого вовсе не следует, конечно, чтобы мы то и дело вращались вокруг коммунистических идей и фактов и суживали таким образом наш горизонт, — всякому понятно, что весь мир должен быть открыт для нас, что мы интересуемся всей областью науки, техники и т. д., и что можно отнюдь не ценою сужения, тем не менее придать всякому такому сеансу характер действительно рассчитанных на нашу публику и наше время показов.

Но до сих пор этого добиться не удалось. Едва–едва при больших усилиях протолкнули мы наконец хронику, которая все же заставляет желать много лучшего.

Почему–то западные коммерческие кинотеатры считают вполне возможным показывать небольшие культурные фильмы в каждом сеансе, а у нас это оказывается невыгодным, хотя культурно мы в этом нуждаемся не менее, а несравненно более, чем Запад. Кое–что сделано у нас для создания наших собственных больших культурных фильм в области науки и техники, но это кое–что в достаточной мере жалко, если сравнивать с тем, что должно было быть сделано. А пока купленные нами западноевропейские культурные фильмы, среди которых имеются превосходные, также заброшены.

Между тем значение научного, технического, социально–экономического и т. д. кино, а также и его убедительность, даже для неграмотного и малограмотного, даже трудно учесть. Те небывалые до сих пор формы наглядности, которыми оно может пользоваться, известны сейчас каждому школьнику, но часто только понаслышке, а отнюдь не на практике. Кино чрезвычайно мало используется в нашей школе, начиная с элементарной и кончая высшей, между тем как во многих местах на Западе кино уже сделалось одной из существеннейших опор всего педагогического процесса, где бы и как бы он ни происходил.

Россказни о том, будто наша публика совсем не интересуется культурной фильмой и что ей только романы и подавай, конечно, совершенный вздор. Если бы даже на первых порах культурная фильма не встретила триумфального приема, то надо приучить к нему публику, и сделать это нетрудно.

Никто, однако, по–настоящему о культурной фильме не думает. Идеологическое влияние Наркомпроса на производство надо признать исключительно слабым. Только в самое последнее время мы вновь пытаемся создать соответственную организацию, перейти от простого цензурования к некоторому реальному руководству кинопродукцией и кинопросветительным делом в РСФСР.

Хозяйственные органы, в административном и финансовом ведении которых находится теперь кинопродукция, конечно, еще гораздо меньше сделали, [чем] могли и могут сделать для поднятия идеологического уровня нашего кино вообще и культурной фильмы в особенности.

Общественным организациям и прессе приходится выражать свое руководство больше в форме более или менее резких, иногда даже излишне резких выпадов. (Я, например, считаю, что наша пресса и общественные организации проявляют часто недооценку, притом весьма существенную, нашей художественной картины). На все эти выпады производственники склонны, по–видимому, отвечать одной знаменитой пословицей: «Брань на вороту не виснет». При этих условиях мне кажется заслуживающей всяческого сочувствия инициатива комсомола, вообще богатого инициативой, относительно выделения производства культурной фильмы в особое централизованное предприятие.

Немногочисленные и к тому же разрозненные силы, которые могут принять участие в этом производстве, надо собрать в одном месте. Надо установить здесь особый компетентный Совет для руководства этим делом. Необходимо, чтобы правительство смотрело — вначале по крайней мере — на это производство не как на такое, какое может начисто самоокупаться. Тут нужна некоторая субсидия со стороны государства. Позднее, конечно, дело встанет на ноги.

1929 г.

Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции
темы:

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 3233:

Культурная фильма. — «Правда», 1929, 24 марта, с. 5. (За культкино).

  • То же. — В кн.: Луначарский о кино. М., 1965, с. 156–158.
  • О производстве и пропаганде научно–популярных кинофильмов.

Поделиться статьёй с друзьями: