<21 октября 1926 г.>
Моя следующая пьеса (кот<орую> я рассчитываю написать в марте во время моего отдыха на Ривьере) будет называться «Печальный демон» или «Дух изгнания».1 Ее героем будет Лермонтов, а темой — мучительное продвижение к революционным позициям высокодаровитого предст<авителя> «малого дворянства», одновременно тянущегося к «большому свету», ненавидящему и презирающему его. Ваш доклад — тоже вода на эту мельницу.2
Там же хранится другая записка Луначарского — о пьесе К. А. Тренева «Любовь Яровая»:
«Последний с<пектак>ль Малого театра (делающий ему б<ольшую> честь) обещает стать противовесом „Дням Турбиных“».
О замысле этой пьесы Луначарский рассказывал в одном из своих интервью начала 1927 г.:
«В настоящее время я в свободные моменты, когда могу думать, подготовляю понемножку большую драму <…> из русской жизни. Я хочу показать в ней легочник и форму своеобразной революционности лучших представителей дворянского классицизма в литературе. Героем этой драмы будет один из величайших русских поэтов.
Хотелось бы воссоздать своеобразную среду романтических деятелей нашей литературы. Один из эпизодов в жизни этого поэта как нельзя больше поддается эффектному драматическому оформлению. Когда во мне созреет более или менее этот сюжет, когда я смогу подчитать кое–что в качестве необходимого материала, когда сумею написать и отшлифовать эту вещь, решительно не могу сказать. Может быть через год, может быть через два. Вообще вещь крепко во мне засела и волнует меня»
(«Репертуарный бюллетень Художественного отдела Главполитпросвета», 1927, № 2, стр. 59–60).
В архиве Луначарского следов работы над пьесой о Лермонтове не обнаружено.
↩- 21 октября 1926 г. П. Н. Сакулин выступил на заседании Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности с докладом «Классовое самоопределение Пушкина». Доклад этот был позднее опубликован в книге «Пушкин», сборник второй, под ред. Н. К. Пиксанова. М.–Л., 1930. ↩