<1922 г.>
Дорогие товарищи, вашу просьбу написать обзор современной научно–художественной литературы, как я уже писал вам, я выполнить не могу. Не предполагаете же вы, что в мои короткие досуги я мог перечесть всю эту в последнее время необъятную литературу. Однако я прочел книг тридцать или сорок по–немецки, пять–шесть французских и английских книг. Так как у меня под руками нет никаких обозрений, а этот материал я считаю недостаточным, то я предпочитаю начать у вас серию под заголовком «Очерки научно–художественной литературы», не претендуя таким образом на целостный охват.
Мне хотелось бы сразу дать вам несколько таких очерков, но отъезд в Петроград и ваше понукание заставляют меня послать вам очень небольшой кусок, именно: общую характеристику идей Гаузенштейна и отзыв о замечательной книге Кассирера.1 На столе у меня, кроме этого, лежат разные другие книги, начиная с «Анархии в театре» Дибольда, «Искусство и война» Гильдебранда и т. д.
К следующей книжке я могу приготовить сразу пять или шесть очерков о наиболее значительных книгах этого года.2
Нарком по просвещению
<А. Луначарский>
- Присланная Луначарским статья была напечатана в журн. «Вестник Социалистической академии», № 1, 1922, ноябрь, стр. 182–189, под названием «Очерки научно–художественной литературы», со следующим примечанием редакции: «Под этим заголовком т. Луначарский любезно обещал помещать обзоры новинок иностранной научно–художественной литературы». В первой части статьи говорилось о работах немецкого искусствоведа Вильгельма Гаузенштейна, о котором Луначарский написал в это же время и специальную большую статью (см. VII, 372–400), во второй части — о книге немецкого философа Эрнста Кассирера «Идея и образ» (1921), посвященной Гете, Шиллеру, Гельдерлину и Клейсту. ↩
- Из обещанных очерков появился еще только один — о книгах Б. Дибольда «Анархия драмы» («Anarchie in Drama». 1920) и Г. Иеринга «Борьба за театр» («Der Kampf ums Theater», 1922) в № 2 того же журнала (1923, январь). ↩