18 сентября 1924 г.
Дорогой Александр Иванович,
возвратившись со вчерашнего Художественного совета 1 я сейчас же принялся за чтение «Товарища Семивзводного».2 Простите мне, Александр Иванович, но я с вами не могу согласиться в отношении этой пьесы, о которой вы дали, как будто бы, благоприятный отзыв. Не говоря уже о длинных предисловиях и послесловиях, о ремарках, которые здесь остаются зрителю непонятными, так как это не ремарки об ощущениях внутренних и т. д. — сама пьеса на три четверти состоит из скучнейших разговоров, порою превращающихся в длинные–длинные монологи. Один из них даже сам автор вычеркнул. Беда еще в том, что все эти политические диалоги и монологи выражают собою вещи всем известные. Правда, в эту канитель вкраплены то там, то здесь более или менее действенные боевые сцены, кое–какие комические выходки и т. д. Но в общем нигде не смешно. Единственно, что я могу посоветовать автору, — это писать не в драматической, а в беллетристической форме. Его, очевидно, к этому тянет. Он постоянно выходит за рамки драмы. Может быть, сама судьба Семивзвода и представляет собою курьез, способный быть обработанным в новеллу, но не более того. Но в таком случае нельзя городить столько разговоров и рассуждений, отнюдь не превышающих средний уровень интеллигенции скрепя сердце принимающей революцию, главным образом потому, что она искренне ненавидит монархию. Я решительно не советую ставить это! пьесы. Я совершенно убежден, что она не будет иметь успеха. Разве можно сравнить эту скучную претенциозную вещь с «Единым кустом) Ключникова?3
Нарком по просвещению А. Луначарский
- Луначарский был членом Художественного совета Малого театра и регулярно участвовал в его заседаниях, посвященных подготовке репертуара. ↩
- Пьеса В. Голичникова «Товарищ Семивзводный» в репертуар Малого театра включена не была. Поставлена в январе 1925 г. в ленинградском Красном театре. ↩
- Пьеса Ю. В. Ключникова «Единый куст. Драматические картины из русской жизни 1918 года» издана отдельной книгой в Берлине в 1923 г. ↩