Философия, политика, искусство, просвещение

О театре «Романеск». Письмо к Е. К. Малиновской

Машинописная копия. Хранится у Е. М. Бебутовой–Кузнецовой. Оригинал на бланке наркома по просвещению. Заглавие дано редакцией.

Елена Константиновна Малиновская (1875–1942) — советская общественная и театральная деятельница. С 1918 г. заведовала государственными театрами Москвы, с 1920 г. — управляющая московскими академическими театрами и директор Большого театра.

4 августа 1922 г.

Дорогая Елена Константиновна!

Надеюсь, что вы хорошо отдыхаете и скоро вернетесь работать. Очень бы хотелось повидать вас перед своим отъездом, но, к сожалению, этого сделать не удастся. Сейчас же я пишу вам по одному небольшому, но очень важному делу. Несколько молодых актеров, частью бывших комиссаржевцев, под режиссерским руководством Бебутова и при очень большом участии Эггерта организовали так называемый театр Романеск.1 Я у них раза два был, видел репетиции.2 Принципы, на которых организован этот театр, совершенно совпадают с теми, которые я уже двадцать лет развиваю для обновления театра и создания театра чисто народного, а именно возвращение к мелодраме и романтической драме 30–х и 40–х годов, когда французы создали шедевры занимательности и высокой театральности, захватившие самые глубокие рабочие массы.3 Театр Романеск возвращается к этой замечательной традиции не для того, чтобы застрять на ней, а для того, чтоб, научившись мастерству создания сценического возрождения широкого народного спектакля по образцу этих замечательных захватывающих работ Дюма и других, создать новый с нынешним содержанием. Я как драматург думаю поработать в этом направлении. Публика там замечательно симпатичная, горячая, бессребреники, влюбленные в свое дело, одним словом, по–моему, настоящая находка. Они не просят никакой субсидии, стоят на своих собственных ногах, но одну вещь для них необходимо сделать, а именно на приемлемых для них условиях дать им возможность давать один спектакль в неделю в Новом театре.4 Тут у них будет, так сказать, некоторый централ. Здесь они будут проверять свой спектакль, а затем разъезжать по районам, так как у них помимо всего прочего еще и прекрасная система передвижных декораций, сделанных известной вам художницей Бебутовой.5 Рассчитываю, дорогая Елена Константиновна, на вашу поддержку в этом отношении. Вы человек идейный, никогда не поставите никаких чисто хозяйственных соображений над идеей, а кроме того — мой друг и захотите, конечно, мне помочь в оказании поддержки симпатичной группе актеров, наконец–то вступающих и притом с величайшим энтузиазмом и самостоятельно на ту дорогу, которую я считаю единственно правильной для создания подлинного рабочего театра.

Крепко жму вашу руку.

Нарком по просвещению <А. Луначарский>


  1.  Театр «Романеск» существовал в Москве в 1922–1923 гг. Его руководителями были режиссер Валерий Михайлович Бебутов (1885–1961) и К. В. Эггерт (см. примеч. 2 на стр. 382 настоящ. тома). Некоторые участники труппы играли до этого в московском театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
  2.  Луначарский присутствовал на репетиции первой постановки театра «Романеск» — мелодрамы А. Дюма–отца «Нельская башня». О направлении этого театра он сочувственно писал в статье «Правильный путь» («Известия», 1922, № 175, 6 августа; см. III, 112–114).
  3.  В защиту мелодрамы Луначарский выступил впервые в одной из корреспонденций о спектаклях Вологодского городского театра («Северный край», Ярославль, 1902, № 343, 31 декабря). О значении мелодрамы для современного театра он писал и в советское время — в статье «Какая нам нужна мелодрама?» (II, 212–215).
  4.  Новым театром назывался филиал московских Малого и Большого театров, существовавший в 1898–1907 гг. и находившийся на Театральной площади (в теперешнем здании Центрального детского театра). В последующие годы там помещался театр Незлобина. В 1922–1924 гг. это помещение (снова под названием Нового театра) являлось второй сценической площадкой Большого театра. Малиновская удовлетворила просьбу Луначарского, и здесь раз в неделю шли спектакли театра «Романеск».
  5.  Елена Михайловна Бебутова–Кузнецова (р. 1892) — живописец и театральный художник. Автор художественного оформления свыше двадцати постановок, в том числе спектакля «Нельская башня» в театре «Романеск» (1922). В 1923 г. были организованы ее персональные выставки в Москве и Париже, куда она ездила по командировке Наркомпроса.
Письмо
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Малиновская



Поделиться статьёй с друзьями: