Философия, политика, искусство, просвещение

Декану факультета общественных наук I МГУ тов. Волгину

22 июня 1921 г.

В ответ на ваш запрос о курсах и семинарах, которые я могу предложить Московскому университету в предстоящем семестре, сообщаю вам следующее.

Согласно вашему предложению, я начал в летнем семестре открытые лекции, представлявшие собою введение в теорию искусства. Предполагалось прочесть семь лекций.1 Я успел прочесть только четыре. Введение это является совершенно необходимым для дальнейшего курса по «социологии искусства», как это у вас названо. Ввиду того, что курс не был закончен, что образуется большой перерыв, что могут появиться новые слушатели и что введение, в сущности говоря, является органической частью курса, хотя и выступает за него, поскольку дает некоторые психофизиологические премиссы* для дальнейшего социально-<псих>ологического анализа, — постольку мне кажется необходимым начать все сызнова. В таком случае курс мой окажется очень большим. Предлагаю краткую программу этого курса в двух версиях: менее для меня желательной, но широкой, и более для меня желательной, суженной. Первые лекции в обеих версиях одинаковы:

* предпосылки (от франц. prémisses).

1) Общее вступление.

2) Психо–физиологическое и социально–психическое определение понятия красоты.

3) Роды прекрасного вне красоты.

4) Искусство как род труда и его социальные задачи.

5) Искусство как идеология и его задачи.

6) Общественно–психологические законы развития искусства.

7) Искусство и его жизнь и направление в зависимости от общей схемы классовой борьбы.

Далее по расширенной схеме пойдут такие лекции:

8) Роль искусства в примитивных обществах и теократических деспотиях.

9) Роль искусства в Греции. Начало и расцвет.

10) Искусство в Греции. Упадок искусства в Риме.

11) Церковно–христианское искусство.

12) Демократическое искусство на исходе средних веков. Флоренция.

13) Возрождение на Юге и его эволюция (Петрарка, Винчи).

14) Великаны искусства Возрождения на Юге.

15) Возрождение на Севере и его эволюция (Рубенс, Рембрандт, Шекспир).

16) Испания. Веласкес. Театр. Сервантес. Барокко. Тинторетто. Tacco.

17) Франция. Поздний Ренессанс. Расцвет придворного искусства. Литература. Театр. Пуссен, Ватто, Фрагонар.

18) Революция, ее предтечи и деятели в области искусства.

19) Германия и ее классицизм.

20) Франция. Романтики.

21) Россия. Общий очерк русского искусства до Пушкина.

Эти четырнадцать лекций хотелось бы заменить еще более фрагментами и примерами из области истории искусств. Вы понимаете, что читать о марксистской точке зрения на искусство, не отдав V4 курса марксистскому анализу искусства, нелегко. Но так как в общем я читаю все–таки не историю искусства, а его «социологию», то приходится ограничиваться примерами в этом духе составленной и вышеизложенной программы, но постольку же она может быть сокращена. В таком случае получатся такие шесть лекций вместо выше перечисленных четырнадцати:

1) Искусство в Элладе.

2) Искусство средних веков. Раннее Возрождение.

3) Искусство позднего Возрождения в Италии.

4) Возрождение на Севере.

5) Искусство Французской революции.

6) Классическое искусство в Германии.

В первом случае дальше нужно будет начинать с 22–й лекции, во втором случае — с 14–й.

22/14). Художественная весна в России. Пушкин. Лермонтов. Портретисты. Брюллов. Архитектура. Белинский. Герцен. Театр.

23/15). Реализм на Западе и в России.

24/16). Западноевропейское декадентство. Импрессионизм.

25/17). Поворот к империализму и его отражение в искусстве.

26/18). Символизм и последующие направления в России.

27/19). Искусство военного и послевоенного времени в Западной Европе.

28/20). Искусство военного и революционного времени в России.

29/21). Социализм и искусство. Чего ждет социализм от искусства.

30/22). Искусство и социализм. Что даст искусство социализму.

Таким образом, если вы хотите настаивать на более полном курсе, представляющем собою нечто вроде общего абриса истории искусства, то придется предоставить мне 30 лекций, номинально по четыре часа каждая. Думается, что это вряд ли удастся, так как читать более одного раза в неделю я никак не смогу. К тому же возможны и мои отлучки из Москвы. Вот почему я просил бы вас согласиться на второй вариант курса. Если же это много, то возможны и дальнейшие сокращения по указанию факультета.

Нарком по просвещению

<А. Луначарский>


  1.  В ЦГАЛИ (ф. 279, оп. 1, ед. хр. 96, лл. 27–29) хранится машинописный экземпляр следующей программы этих лекций: «Введение в теорию искусства»

    Семь четырехчасовых лекций в Московском университете

    Лекция первая. Эстетическая оценка художественного творчества

    Сознание. Мир как связная совокупность ощущений. Самосознание. Связь среды и личности. Оценка.

    Воля. Борьба с миром. Целесообразный труд. Мир как воля. Мир как труд. Представления оказываются материей.

    Эстетическая оценка. Момент обособления от материальных потребностей. Момент организованности. Момент восхищения.

    Эстетический труд, или искусство. Связь его с ремеслом. Связь с игрой, с полом, с религией:

    Самосознание искусства в марксизме.

    Лекция вторая. Основы гедоники. Красота

    Все эстетическое положительно организовано. Кантовская попытка отделить приятное от эстетического. Что верно и что неверно в ней. Элементы эстетического в акустике, в оптике, принцип ритма, основы модификации ритма. Линии и формы движения. Движение как форма жизни. Грация. Животная человеческая красота. Красота среды. Принцип эстетической ассоциации. Принцип симпатии.

    Лекция третья. Прекрасное и его виды

    Прекрасное за пределами красоты. Возвышенное. Изящное. Живописное. Типичное. Трагическое. Комическое. Прекрасное как создание искусства. Основная тайна прекрасного за пределами красоты.

    Лекция четвертая. Реальные задачи искусства

    Украшение себя и среды. Задача претворения или довершения мира. Творчество, мастерство и техника. Коллективизм как основа подлинного и реального искусства. Преобразование земли. Архитектура как центр изобразительных искусств. Музыка как центр социальной эстетической жизни. Слияние науки, искусства и труда. Борьба с бесконечностью и конечностью бытия.

    Лекция пятая. Искусство как идеология

    Классы и культура. Роль идеологий в классовой борьбе. Искусство как щит (классовое самосознание). Искусство как меч (классовая пропаганда). Стиль. Роды искусства в зависимости от места его носителей в классовой борьбе. Внутреннее движение искусства. Общечеловеческое искусство: а) как ценность истории, б) как ценность общезначимая, в) как искусство бесклассового общества.

    Лекция шестая. Краткий очерк истории и теории искусства

    Идеалисты: Платон и Плотин, Шеллинг, Шопенгауэр и Ницше.

    Формалисты: Кант, Шиллер, Кроче и Гильдебранд.

    Психологи: Гемстергейс, Фехнер, Спенсер, Грант Аллен, Авенариус.

    Социологи: Вико, Гердер, Тэн, Гюйо. Марксизм.

    Лекция седьмая. Краткий очерк истории искусства

    Искусство первобытного времени. Искусство варварских монархий. Искусство Эллады. Искусство средневековья. Возрождение на Юге и Севере. XVIII век. XIX век. Академизм. Романтики. Реализм. Импрессионизм. Сезанн. Кубисты. Футуристы. Личное разложение художника и аналитические тенденции в искусстве. Экспрессионизм. Какое искусство нам нужно.

Письмо
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Волгин В. П.



Запись в библиографии № 3890:

Введение в теорию искусства. Семь четырехчасовых лекций в Моск. ун–те. [1921 г.]. Публикация Л. М. Хлебникова. — «Лит. наследство», 1970, т. 82, с. 582. В статье: О преподавательской работе. Программа.


Поделиться статьёй с друзьями: