Философия, политика, искусство, просвещение

Письмо к И. И. Ионову

Машинописная копия. ЦПА ИМЛ, ф. 142, он. 1, ед. хр. 453, л. 163–163 об.

Илья Ионович Ионов (Бернштейн; 1887–1942) — поэт и издательский работник. После Октябрьской революции заведовал издательством Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, Ленинградским отделением ГИЗа. В 1924 г. назначен — заместителем заведующего ГИЗом. В 1928–1930 гг. был заведующим издательством «ЗиФ».

26 июня <1930 г.>

Дорогой Илья Ионович,

я все хотел поговорить об историко–театральной хрестоматии, которую мы задумали ст. Брендером 1 — ленинградским театроведом, более или менее марксистски мыслящим и желающим стать совсем марксистом. Работать «он будет с некоторым количеством молодых людей из апробированной публики и под моим общим руководством. Замысел заключается в том, чтобы дать три больших тома, в которые войдут в хрестоматийном порядке отрывки из марксистской литературы о теории и о развитии явлений из истории театра (теперь такого рода материала уже кое–какое количество накопилось), из авторитетнейших старых и новых буржуазно–радикальных писателей, каждый раз с соответственными замечаниями в духе марксизма и, наконец, из хорошо выбранных отрывков пьес. Первый том предполагается издать в будущем году (может быть, и второй, но это будет зависеть от темпа работы и от желания издательства). Первый том обнимет происхождение театра, примитивные формы театра, народный театр и античный театр. Я сам являюсь заведующим кафедрой театроведения в Первом Московском университете. Прочитал довольно большой курс по социологии театра.2 Я знаю, что студентам буквально нечего порекомендовать как собрание подходящих материалов. Знаю, что всякая по театроведению книга обучающейся по театроведению и культуре театра молодежью будет расхватана, как хлеб. Вот почему мне кажется, что следовало бы выпустить эту хрестоматию, может быть, при «Теа–кино–печати», которая к нам переходит. Но я сам уезжаю, и если дело сладится, надо бы дать Брендеру хотя бы небольшой аванс, он бы тогда мог оторваться от всякой другой работы и засесть на все лето. При таких условиях том мог бы быть готов, думается мне, в середине октября.3

Если все это вам улыбается, то позвоните мне. Можем посоветоваться в ЗиФе, но с уточнением, когда именно, так как Брендеру нужно дать ответ. Повторяю, что в случае вашего принципиального согласия Брендер тотчас бы приехал из Ленинграда для более точных переговоров.

Крепко жму вашу руку.

<А. Луначарский>


  1.  Театральный деятель, режиссер и педагог Владимир Александрович Брендер (1883–1970) был знаком с Луначарским еще с начала 1900–х годов. После 1917 г. работал под руководством Луначарского в Театральном отделе Наркомпроса, в 1920 г. был назначен заведующим государственной театральной инспекцией; поставил пьесу Луначарского «Народ» в Театре б. Незлобина (1920). В ЦГАЛИ (ф. 279, оп. 2, ед. хр. 315) хранится письмо Брендера к Луначарскому от 12 мая 1930 г. с просьбой «переговорить с тов. Ионовым относительно возможности издания нашей работы».
  2.  Курс по социологии театра Луначарский читал в 1929/1930 учебном году (см. предыдущее письмо).
  3.  Задуманная хрестоматия по истории театра издана не была.
Письмо
Впервые опубликовано:
Публикуется по редакции

Автор:

Адресат: Ионов И. И.




Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus