63. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ

Письма 1918г.

  1. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  2. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  3. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ И РЕЗОЛЮЦИЯ ЛЕНИНА
  4. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ И РЕЗОЛЮЦИЯ ЛЕНИНА
  5. РЕЗОЛЮЦИИ ЛЕНИНА И ЛУНАЧАРСКОГО НА ХОДАТАЙСТВЕ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
  6. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  7. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  8. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  9. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ И НАДПИСЬ ЛЕНИНА
  10. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ И РЕЗОЛЮЦИЯ ЛЕНИНА
  11. ЛУНАЧАРСКИЙ — В МАЛЫЙ СОВНАРКОМ
  12. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  13. ЛЕНИН — В КОМИССАРИАТЫ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ
  14. ГОРБУНОВ — ЛУНАЧАРСКОМУ (ПО ПОРУЧЕНИЮ ЛЕНИНА)
  15. ГОРБУНОВ — ЛУНАЧАРСКОМУ (ПО ПОРУЧЕНИЮ ЛЕНИНА)
  16. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  17. ЛУНАЧАРСКИЙ — ГОРБУНОВУ
  18. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  19. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  20. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  21. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  22. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  23. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКИЙ
  24. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  25. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКИЙ
  26. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  27. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  28. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  29. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  30. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  31. ЛЕНИН — ЛУНАЧАРСКОМУ
  32. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  33. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  34. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  35. ЛУНАЧАРСКИЙ — В СОВНАРКОМ
  36. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  37. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  38. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  39. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ И НАДПИСЬ ЛЕНИНА
  40. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ
  41. ЛУНАЧАРСКИЙ — ЛЕНИНУ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ТОВАРИЩУ ЛЕНИНУ

19 сентября 1918 г.

Согласно поручению, данному Советом Народных Комиссаров, Отдел изобразительных искусств после конкурса выбрал образцы для герба Российской Федеративной Республики, работы художника Митурича, каковые прилагаются в 2 вариантах.

Очень прошу Вас не слушать советов художественных староверов и обратить внимание на значительную простоту и несомненную силу предлагаемого проекта. Кроме этого, посылаю образец печати Совнаркома работы Альтмана и печать Исполкома работы Чехонина.

Посылаю 2 образчика Национального флага.

Принимаются все усилия к тому, чтобы как можно скорее осуществить планы монументальной пропаганды.

Прошу верить, что у всех есть полное желание всячески поспешить с этим делом, но все время встречались непредвиденные препятствия. Раз начавшись, дело пойдет ускоренным темпом.

Жму Вашу руку.

Нарком А. Луначарский


ЛЕНИН И КРУПСКАЯ ВЫХОДЯТ ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ I ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ
Москва, 28 августа 1918 г. Фотограф не установлен.
Альбом: Ленин и Луначарский

Публикуется впервые. ЦПА ИМЛ, ф. 461, оп. 1, ед. хр. 30901, л. 3. В ЦПА хранится текст объявления о конкурсе (экземпляр, присланный Ленину):

«т. Ленину

Петербургская Коллегия по делам искусства и художественой промышленности при Отделе изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения объявляет

Конкурс на проекты для:

I

1. Серебряных монет

Размеры монет определяются применительно к размерам 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубля; форма круглая; текст: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», на ребре для рубля: «чистого серебра золотника доля».

2. Народного флага

Формы и размеры определяются художником, цвет поля красный; конструкция простая и технически легко выполнимая.

3. Народного герба

Форма и цвет определяются художником; в гербе необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики — фигура рабочего (работницы) и крестьянина (крестьянки); текст: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» или соответствующий лозунг.

4. Печати Совнаркома

Проект должен быть в одинаковой степени применим как для тисненой, так и для резной печати; желательна круглая форма в натуре до 3/4 вершка по диаметру; в композиции необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики — орудия труда (напр., серп и молот); текст: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Совет Народных Комиссаров».

5. Печати Центрального Исполнительного Комитета

Проект должен быть в одинаковой степени применим как для тисненой, так и для резной печати; желательна круглая форма в натуре до 3/4 вершка по диаметру; в композиции необходимы эмблемы рабочей и крестьянской республики — орудия труда (напр., серп и молот): текст: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Центральный Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов».

Примечание: Только в том случае, если печати Совнаркома и ЦИК будут различных художественных композиций, они будут рассматриваться как два проекта.

II

Все проекты должны быть не позже 14–го мая н. с. представлены в эскизах под девизами (желательно в словах) с приложением запечатанных девизных конвертов, содержащих фамилии и адреса авторов, в помещение Отдела изобразительных искусств (Зимний дворец, Детский подъезд — 2–й от Дворцового моста) на имя Конкурсной) ком<иссии>. Лица, представившие эскизы, получают квитанции под соответствующими девизами.

III

Все представленные на конкурс эскизы распределяются специально образованной комиссией на группы по методам их художественного) выполнения, после чего

IV

Все получившие квитанции приглашаются 16–го мая в 2 час<а> дня в помещение б. Академии художеств для выборов по группам, образованным соответственно группам представленных эскизов (на основании совпадения девизов на эскизах и на квитанциях) по три эскиза из каждой группы.

V

Выбранные таким образом эскизы по пп. 1, 3, 4 и 5 оплачиваются по 200 р. каждый, по п. 2 по 100 р. каждый, становятся собственностью Отдела изобразительных искусств при Комиссариате народного просвещения и временно возвращаются их авторам по предъявлении квитанции для детальной разработки, причем за каждый разработанный эскиз уплачивается по 300 р. по пп. 1, 3, 4 и 5 и 200 р. по п. 2.

VI

Разработанные проекты должны быть не позже 30 мая н. с. представлены под новыми девизами и соответствующими конвертами в то же помещение Отдела на имя Кон<курсной> ком<иссии>, причем лицам, представившим проекты, выдаются квитанции с соответствующими девизами.

VII

Все представленные на конкурс проекты распределяются специально образованной комиссией на три группы по методу их художественного исполнения, после чего

VIII

Все получившие квитанции приглашаются 1–го июня н. с. к 2 час<ам> дня в помещение б. Академии художеств для выборов по группам, образованным соответственно группам представленных проектов (см. ст. V) по одному проекту из каждой группы.

IX

Выбранные таким образом проекты приобретаются государством по пп. 1, 3, 4 и 5 за 600 р. каждый и по п. 2 за 300 р. каждый и поступают на усмотрение Народного комиссара просвещения.

X

Народный комиссар просвещения имеет право определить, какой из трех приобретенных государством проектов может быть использован государством.

XI

Автор проекта, одобренного Народным комиссаром, получает государственный заказ.

Примечание: по п. 2 государственного заказа не дается.

XII

Лица иногородние могут принимать участие в конкурсе, причем для них сроком представления эскизов является 12 час<ов> дня 12–го мая н. с, а разработанных проектов 12 час<ов> дня 1–го июня н. с.

XIII

Размеры всех эскизов и проектов могут быть определены самими художниками, равно как и материал исполнения.

Примечание. Необходимо, чтобы разработанные проекты монет были представлены в скульптурной форме.

XIV

Эскизы и проекты, не принятые в результате конкурса, могут быть использованы их авторами для другого учреждения или лица. За коллегией остается право воспроизведений названных проектов в изданиях, непосредственно касающихся данного конкурса.

XV

Справки относительно могущих оказаться неясностей в условиях конкурса можно получать ежедневно от 12 — 2 час<ов> дня в помещении отдела у секретаря коллегии, для иногородних по письменному заявлению с указанием адреса.

Примечание. За несвоевременную доставку всякого рода корреспонденции по данному конкурсу коллегия не ответственна.

Все тексты по данному конкурсу должны быть составлены по новой орфографии» 

(ф. 461, оп. 1, ед. хр. 30901, л. 4).


Истории создания государственного герба и печати РСФСР посвящена публикация г. Ф. Киселева и В. А. Любишевой в журнале «История СССР», 1966, № 5, стр. 21 — 26, которая уточняет и опровергает ряд утверждений по этому вопросу, содержащихся в работах: И. С. Смирнов. Ленин и советская культура. М., 1960, стр. 369 — 372; Е. И. Каменцев и А. Н. Луппол. Как создавался советский герб. — «Вопросы истории», 1962, № 12; Ю. Юров. Прост как правда. М., 1963, стр. 83 — 90; М. Лященко. Рассказы о советском гербе. М., 1963, а также в статьях, помещенных в «Пионере», 1959, № 11, стр. 2 — 6; «Вечерней Москве», 4 декабря 1961 г.; «Неделе», 1962, № 3, 14 — 20 января и др.

Ограничимся кратким перечнем событий, предшествовавших письму Луначарского к Ленину.

В первые месяцы Советской власти правительство ввиду отсутствия государственной печати, разрешало разным учреждениям пользоваться печатями Временного правительства, в которых с царской печати было снято изображение Георгия Победоносца и корона с орла. Некоторое время Совнарком и государственные учреждения имели печать с надписью: «Крестьянск<ое> и рабоч<ее> Правительство Республики России».

В связи с возникшими опасениями, что печати без изображений могут быть легко подделаны, уже в январе 1918 г. Ленин предложил секретарю Совнаркома Н. П. Горбунову организовать работу по изготовлению печати. Н. П. Горбунов обратился в союз мастеров и техников, в секцию графических искусств и т. п. В. Д. Бонч–Бруевич в «Воспоминаниях о Ленине 1917 — 1924 гг.» («Избранные сочинения», т. III. М., 1963, стр. 227 — 228) рассказывает, как «в Управление делами Совнаркома поступил рисунок, сделанный акварелью и изображавший проект герба, который мы и сейчас имеем в несколько измененном виде». Он подробно описывает, как Ленин в присутствии находившихся в кабинете Свердлова и Дзержинского с большим интересом отнесся к проекту и сказал: «Интересно … идея есть, но зачем же меч? … Мы бьемся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним из наших пределов и белогвардейцев, и интервентов, но это не значит, что война, военщина, военное насилие будут когда–нибудь главенствовать у нас. Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша — оборонительная, и меч — не наша эмблема. <…> Братство народов будет провозглашено и осуществлено во всем мире, и меч нам не нужен, он не наша эмблема…». Далее Бонч–Бруевич вспоминает, что лепивший Ленина скульптор Н. А. Андреев впоследствии внес технические исправления, перерисовал герб, сгустил снопы хлеба, усилил сверкающие лучи солнца и сделал все как–то выразительнее. Как отмечают Киселев и Любишева (см. указ. статью), Горбунов при переезде правительства из Петрограда в Москву, оставаясь для эвакуации государственных учреждений, продолжал заниматься вопросами, связанными с созданием герба. С 17 апреля 1918 г. (прот. 97, п. 2) по сентябрь 1918 г. вопрос о гербе обсуждался десять раз на заседаниях Совнаркома и его комиссии, и при этих обсуждениях Ленин давал указания о переделках и уточнениях. 20 апреля Малым Совнаркомом было принято решение (прот. 26, п. 11) оставить меч в проекте герба. Ленин, подписывая протокол, сделал надпись: «Отложить до выяснения) в<опро>са о слове „социалистическая" и вопроса о мече». Предположение Смирнова, что Ленин не утвердил этот проект и отложил рассмотрение вопроса, пожелав выяснить, какие требования были выдвинуты перед художниками (Смирнов, стр. 369), не подтверждается фактами.

20 апреля (прот. 100, п. 12) СНК принял предложение Ленина, касающееся эмблемы герба, а вопрос о слове «социалистическая» решено было согласовать с конституционной комиссией ВЦИК под председательством Свердлова.

15 мая 1918 г. на Малом Совнаркоме (прот. 38, п. 6) вновь стоял доклад Горбунова. Малый Совнарком, несмотря на постановление Совнаркома, вновь высказался за оставление меча в проекте герба.

При подписании протокола Малого Совнаркома № 38 по п. 6: «постановили: утвердить проект советской печати с установлением на ней надписи: Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» Ленин вторично внес поправку:

«…2) выкинуть из рисунка меч,

3) поручить Горбунову заказать художнику, который готовил проект печати, приготовить его в исправленном виде для окончательного утверждения,

4) войти в соглашение с ЦИК».

17 июня Горбунов сделал доклад па Совнаркоме (прот. 141, п. 4) «О государственной печати», нему было поручено уточнить срок изготовления печати резчиками и пригласить на следующее заседание Свердлова.

18 июня 1918 г. Совнарком (прот. 142, п. 13) заслушал сообщение Свердлова «О советской печати» и постановил: «а) Представленный проект утвердить, б) вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего быть завтра, г) если возможно, кроме надписи „РСФСР", вставить надпись — „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"».

В постскриптуме к письму К. Цеткин 26 июля 1918 г. Ленин написал:

«Мне только что принесли новую государственную печать. Вот отпечаток. Надпись гласит: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Ленин, т. 50, стр. 128).

В конце письма Ленин сделал оттиск государственной печати РСФСР.

3 августа Совнарком (прот. 171, п. 1) вынес следующее решение: «Употребление старого герба безусловно воспретить под личную ответственность подписывающего бумаги. Обязать все советские учреждения обзавестись печатями с новым гербом Советской республики» («Декреты Советской власти», т. III, стр. 167).

В конституции, принятой на V Всероссийском съезде Советов, проходившем в Москве 4 — 10 июля 1918 г., в главе пятой указано, что «герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест–накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев и с надписью:

а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика,

б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» («Съезды Советов в документах. 1917 — 1936». М., 1959, т. I, стр. 84).

ПРОЕКТЫ ГЕРБА СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕЧАТИ СОВНАРКОМА, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ХУДОЖНИКОМ С. В. ЧЕХОНИНЫМ Журнал «Пламя» 1918, № 7
Альбом: Ленин и Луначарский

Ленин получил письмо Луначарского с приложением образцов герба в двух вариантах (к сожалению, не сохранившихся) работы художника Митурича после уже состоявшихся решений Совнаркома о принятии герба и проектов печати Совнаркома.

Очевидно, в правительстве в сентябре 1918 г. вновь возникали вопросы, связанные с гербом и печатью, так как Луначарский в публикуемом письме к Ленину предлагает новые проекты и рекомендует при ознакомлении с ними «не слушать советов художественных староверов…» По всей вероятности, после обмена мнениями решено было больше к вопросу о гербе и печати не возвращаться.

Comments