Все пишущие об А. В. Луначарском считают необходимым отметить его исключительную образованность, умение легко и быстро работать. Утверждение о несравненной эрудиции Луначарского стало своего рода общим местом.
Однако, как ни странно, о размахе, широте и границах деятельности Луначарского мы до последних лет не имели точных данных, рассуждали приблизительно.
Дело в том, что Луначарский менее всего походил на ученого кабинетного типа. Сначала революционер–подпольщик, политссыльный и эмигрант, он после Октября вошел в Советское правительство, стал активным участником, часто инициатором основных событий нашей общественно–политической, культурной и — уже — творческой жизни 20-х — начала 30-х годов. Загруженный до предела разнообразной работой, он с начала своей деятельности, со времен вологодской ссылки 1902–1904 годов, приобрел привычку диктовать свои труды, не всегда успевал вычитывать машинописные тексты, проверять цитаты, даты, отдельные факты: отсюда большие трудности, встающие перед его биографами, комментаторами, текстологами. Кроме того, при всей своей исключительной памяти, Луначарский иногда ошибался в датировке тех или иных произведений или событий своей содержательной жизни. Многое из написанного Луначарским (чаще — продиктованного или зафиксированного репортерами) сохранилось на листах и страницах малодоступных и забытых газет и журналов, брошюр и сборников, в наших и зарубежных архивах, у частных лиц. Только в конце жизни Луначарский задумал разобраться в этом обширном хозяйстве, осуществить собрание сочинений, но дальше подготовительных работ дело не двинулось.
Попытки составления перечня трудов Луначарского предпринимались библиографами еще при жизни Анатолия Васильевича; эти изыскания стали интенсивнее в 60-е годы. Однако даже самый лучший указатель, составленный К. Д. Муратовой (Ленинград, 1964), является тематическим и охватывает круг произведений, относящихся только к литературе и искусству.
Новый библиографический указатель, выпущенный Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина, ставит задачу охватить возможно более полно публикации на русском языке трудов и писем Луначарского дооктябрьских и советских лет, а также литературу о нем. В первом вышедшем из печати томе, который и является предметом настоящей рецензии, указаны собрание сочинений, тематические сборники, отдельные работы, переводы и прочее. Здесь названы в алфавитном порядке по годам книги Луначарского, брошюры, листовки, статьи, рецензии, эссе, предисловия, некрологи, пьесы, рассказы, стихи, очерки, корреспонденции, доклады, лекции, переводы, речи, интервью, отредактированные им книги, информационные заметки и т. п. Помимо произведений, подписанных самим Луначарским, в указателе зафиксированы те, которые были подписаны инициалами А. Л., А. В., псевдонимами (всего у Луначарского было 24 литературных псевдонима).
Составители Л. М. Хлебников, А. А. Либерман, Г. П. Манчха и В. А. Фридман отказались от повторных указаний произведений при их перепечатке под новыми номерами. Указание на перепечатку в новых изданиях следует после первой публикации, причем дается один номер. В результате представилась возможность довольно точно подсчитать количество произведений Луначарского, напечатанных на русском языке с 1896 года — первой публикации — до декабря 1973 года, когда был прекращен сбор материалов. Получилась внушительная цифра — 4008 номеров. Поразмышляем над ней.
Под номером первым стоит восьмитомное Собрание сочинений Луначарского. В него вошли работы по вопросам эстетики, литературоведения и литературной критики, то есть наиболее ценная часть наследия Луначарского. Восьмитомник — самое крупное и пока единственное собрание сочинений, оно тщательно подготовлено, обстоятельно прокомментировано, любовно и со вкусом издано.
Далее идут 85 различных сборников. Многие из них вышли еще при жизни автора. Тематические сборники последних лет «О театре и драматургии» (в двух томах), «Об изобразительном искусстве» (в двух томах), «В мире музыки» (два издания), «Статьи о советской литературе» (два издания), «Луначарский о кино», «Европа в пляске смерти» и другие, хотя и уступают им количественно, зато значительно превосходят по охвату материала. Над изданием произведений Луначарского в 60—70-е годы работали в нашей стране и за границей десятки ученых. Их коллективные усилия особенно ярко проявились в двух томах «Литературного наследства», один из которых — 80-й — раскрывает взаимоотношения Луначарского с его великим другом и учителем В. И. Лениным, а второй — 82-й — посвящен неизвестным страницам его жизни и деятельности.
Напечатаны 24 произведения в переводе Луначарского. Это сравнительно немного, однако если учесть, что Луначарский свободно владел немецким, французским и итальянским языками и нередко в статьях приводил различные тексты в своем оригинальном переводе или изложении, то наши представления об этой стороне его деятельности значительно расширятся.
Редакторская работа Луначарского представлена 93 названиями. Особенно широкий размах она получила в конце 20-х — начале 30-х годов: Луначарский был редактором сочинений Гёте и Франса, Бальзака и Флобера, Пушкина и Достоевского, Горького и Чехова, Плеханова и Чернышевского. Ко многим произведениям, вышедшим под его редакцией, он написал вступительные статьи.
В конце указателя есть раздел «Dubia», где перечислены произведения, относительно которых авторство Луначарского вызывает сомнения. Их оказалось 16.
Если вычесть названные разделы, то мы получим число 3789. Это первые публикации работ Луначарского. Это создания его ума, сердца, фантазии. Таково примерное количество его напечатанных произведений — только на русском языке и только до декабря 1973 года.
Наиболее ценные из них вошли в собрание сочинений и в тематические сборники, однако многое осталось неперепечатанным. Так, в восьмитомное Собрание сочинений было включено лишь 439 произведений Луначарского, то есть менее восьмой части из всего напечатанного.
Рецензируемая книга красноречиво показывает динамику литературно–критической и общественно–политической деятельности Луначарского. Читающей публике он стал известен после 1902 года — три предыдущие работы 1896, 1898 и 1899 годов были довольно случайными. В 1902 году было напечатано 11 произведений Луначарского, в 1903 — 31, в 1904 — 42, в 1905 — 49, в 1906 — 47… И гак каждый год десятки и сотни раз в многочисленных печатных органах России, а также в зарубежных русских газетах и журналах появлялись труды самого различного характера и содержания, подписанные именем Луначарского, или одним из псевдонимов, или просто не подписанные.
Наиболее интенсивной и производительной стала работа Луначарского в годы советской власти. В 1917 году указатель насчитывает 76 выступлений в печати, в 1918 — 185, в 1919 — 138, в 1920 — 118, в 1921 — 78, в 1922 — 125, в 1923 — 185, в 1924 — 234, в 1925 — 246, в 1926 — 278… В последнем для Луначарского 1933 году было опубликовано 63 произведения; 14, написанных в это время, было напечатано позднее, вышло 7 книг под его редакцией. Действительно, «наредкость богато одаренная натура»! Эти известные слова В. И. Ленина могут быть удачным эпиграфом к указателю трудов его соратника.
Понятно, что не все в обширном наследии Луначарского равноценно. Наряду с первоклассными работами, вошедшими в золотой фонд нашей общественной мысли, литературы и искусства, там есть выступления и корреспонденции, сохраняющие чисто историческое значение, немало публикаций, речей и интервью «на злобу дня». Есть такие — сравнительно немного, — в которых лицо автора слабо выражено в силу их служебного назначения и официального характера. Имеются, наконец, работы — и это уже другой разговор, — которые несут на себе отпечаток известных философских заблуждений автора.
Однако как бы мы ни оценивали те или иные труды Луначарского, они все интересны и по–своему показательны для той эпохи, когда он жил и творил. В деятельности Луначарского все взаимосвязано и взаимообусловлено, ибо, при широте интересов, полете фантазии и романтической одушевленности, способности увлекаться и увлекать других, он был человеком практического склада, реально мыслящим политиком, «революционным… настоящим деловиком» (так он отзывался о Салтыкове–Щедрине). Он хорошо понимал, что великое искусство рождается в обстановке великой борьбы за социальный прогресс, а с другой стороны, новый общественный строй нуждается в великом искусстве и достоин его.
А где только не бывал этот человек в интеллигентском пенсне в годы советской власти! Материалы указателя отчасти отражают маршруты его поездок по заданию В. И. Ленина и ЦК партии: Псков, Кострома, Ярославль, Саратов, Брянск, Пермь, Томск, Иркутск, Свердловск, Красноярск, Ростов… Наверное, на местах, в местных архивах, в памяти уже немногих старожилов сохранились свидетельства поездок наркома просвещения, и поиск «по следам Луначарского» принес бы новые находки.
Указатель демонстрирует, как реагировала русская, а затем и советская критика на выход в свет сочинений Луначарского. Прижизненные отклики были невелики и довольно случайны. Автор имел основания говорить, что многие его книга не получили оценки в печати. Объективное и основательное изучение всего сделанного Луначарским началось только в последние пятнадцать — двадцать лет.
В основу указателя положена обширная картотека Л. Хлебникова. Насколько она полна? Нет ли в этом собрании пропусков? Назовем некоторые, нам известные.
Весной 1911 года Луначарский приехал из Италии в Париж. Он быстро включился в культурную и политическую жизнь русской социал–демократической колонии. В газете «Парижский вестник» он был назван «одним из наших лучших художественных критиков». На листах этого прогрессивного печатного органа, выходившего с 1910 года и закрытого после начала первой мировой войны, часто встречалось имя Луначарского.
- Максим Горький. Главнейшие моменты его художественной эволюции. Конспект реферата. «Парижский вестник», 8 апреля 1911 года.
- Выступление на реферате Б. Борохова «Религиозные искания нашего времени и социализм» (репортерский отчет). «Парижский вестник», 22 апреля 1911 года.
- Пионеры пролетарской культуры. Конспект реферата. «Парижский вестник», 14 октября 1911 года.
- «Справа налево». Новогоднее обозрение (изложение содержания). «Парижский вестник», 6 января 1912 года.
- В память Коммуны. Выступление на митинге 19 марта 1912 года. «Блестящую по форме речь произнес Луначарский», — пишет репортер «Парижского вестника» (23 марта 1912 года) и далее излагает содержание ее.
- Вечер, устраиваемый идейным кружком «Вперед». Изложение содержания пьесы Луначарского «Борьба за долю». «Парижский вестник», 20 апреля 1912 года.
- К родителям русской колонии. Обращение Луначарского и Р. Рираховского. «Парижский вестник», 18 мая 1912 года. Это, пожалуй, первое чисто педагогическое выступление Луначарского, поддержанная большевиками (в частности, Н. А. Семашко) попытка организации Родительского союза среди русских рабочих–эмигрантов.
- Кризис в современном искусстве. План реферата в «Парижском вестнике», 2 ноября 1912 года; изложение выступления 9 ноября.
- Письмо в редакцию. Исправление опечаток в изложении предыдущего реферата. «Парижский вестник», 16 ноября 1912 года.
- Властители дум и сердец безвременья. Изложение реферата о произведениях В. Ропшина, М. Арцыбашева, А. Вербицкой. «Парижский вестник», 21 декабря 1912 года.
- Обличители и апологеты эротизма в современной русской литературе. Изложение речей Луначарского и И. Эренбурга на реферате М. В. Морозова. «Парижский вестник», 1 марта 1913 года.
- Реферат Луначарского на вечере народного синематографа (изложение) состоялся не 28 марта 1914 года, как сказано в указателе (№ 670), а 20 марта 1914 года.
В ноябре 1912 года Г. В. Плеханов выступил в Париже с рефератом «Искусство и общественная жизнь». Луначарским по реферату были сделаны возражения. О выступлении Луначарского и вообще о его эстетических взглядах в эти годы обычно судят по статье Плеханова «Искусство и общественная жизнь», написанной на основе реферата. В интерпретации Плеханова Луначарский совершил «грех крайнего субъективизма», каким грешат «многие буржуазные идеологи, до кубистов включительно». Эти формулировки, нередко в смягченном виде, повторяют многие советские исследователи, пишущие о диспуте 1912 года.
Никто не задался вопросом: а верно ли передал Плеханов мысли своего оппонента? Никто не обратил внимание на возражения Луначарского в статье «Г. В. Плеханов как литературный критик» (1929- 1930), на его намерение, — так и не осуществленное, — вернуться к диспуту и изложить весь ход его. Репортерский отчет о реферате Плеханова («Парижский вестник», 16 ноября 1912 года) показывает, что между двумя теоретиками–марксистами было гораздо больше близости, чем расхождений.
В указателе есть ссылки на «Парижский вестник», но материалы его использованы не в полной мере. Причем, как это ни странно, список трудов Луначарского о литературе и искусстве, составленный Л. Хлебниковым как дополнение и продолжение библиографического указателя К. Муратовой («Литературное наследство», т. 82), включал некоторые из вышеназванных конспектов и изложений, а вот в настоящий итоговый указатель они почему–то не вошли.
Неполно представлено сотрудничество Луначарского — Воинова в парижской социал–демократической газете «Наше слово». Отсутствует статья «The Labour Leader» — по названию английской рабочей газеты, откуда Луначарский брал материалы («Наше слово», 30 и 31 января 1915 года). Нет «Заявления», подписанного И. Безработным (то есть Д. З. Мануильским), Антоном Гальским (то есть В. А. Антоновым–Овсеенко), К. Залевским и Воиновым, об их солидарности с ленинской газетой «Социал–демократ» («Наше слово», 6 июля 1915 года). Нет статьи «Эмиль Верхарн», напечатанной с большими цензурными изъятиями в парижской газете «Начало», 24 Декабря 1916 года.
Наверно, при дальнейших фронтальных проверках тех печатных органов, в которых сотрудничал Луначарский (список их почему–то отсутствует), возникнут и другие дополнения, уточнения и пр. Они, однако, не отменят этой ценной работы, которая отныне станет надежным путеводителем по огромному и теперь уже обозримому миру идей и образов выдающегося революционера, мыслителя, писателя, критика. Необходимые дополнения и поправки можно было бы внести во второй том указателя «Письма А. В. Луначарского и литература о его жизни и деятельности», над которым в настоящее время ведется работа.
г. Минск