Философия, политика, искусство, просвещение

[Эпиграммы и мемория]

[Короткие эпиграммы из разных источников]

В 20-е годы в одном из московских театров шла пьеса «Бархат и лохмотья», сочиненная А. В. Луначарским. В ней играла вторая жена Анатолия Васильевича Наталия Сац–Розенель. Побывав на этом спектакле, поэт Демьян Бедный разразился эпиграммой:

Ценя в искусстве рублики,

Нарком наш видит цель:

Дарить лохмотья публике,

А бархат — Розенель.

Луначарский не остался в долгу, написав:

Демьян, ты мнишь себя уже

Почти советским Беранже.

Ты, правда, «б»,

ты, правда, «ж».

Но все же ты — не Беранже.

И второй эпизод. (via)

На каком–то диспуте на тему о мещанстве Демьян не сошелся во мнении с А. В. Луначарским по проблемам брака. Они поспорили.

Супруга Луначарского актриса Малого театра Наталья Александровна Сац выступала на сцене под театральным псевдонимом «Розенель». И вот, раскопав в словаре Даля, что розенель — другое название герани, которая наряду с фикусом и канарейкой считалась неизменным атрибутом мещанства, Демьян печатает на первой странице «Правды»:

Законный брак — мещанство? Вот так на!

А не мещанство — брак равнять с панелью?

Нет! Своего рабочего окна

Я не украшу… Розенелью!

Подробно свои расхождения с Демьяном во взглядах на брак Луначарский описал в брошюре «О быте» после цитаты из стихотворения Бедного.


Про попа Ананию (Мемория. Посвящ. А. В. Луначарскому.)

В конце минувшего года

Священноиерей большевистского прихода,

Блаженный отец Ана… Анания,

Прочел мне свои «Воспоминания».

— «Се, — он рек, — моя мемория

Про рабов божиих — Владимира, Льва и Григория.

В надлежащем месте, — присовокупил он с умилением,

— Будешь и ты, Демьяне, почтен моим прославлением».

Ошарашенный таким концом,

Взмолился я перед святым отцом:

— «Смилуйся надо мной, отче, бога ради!

Когда будешь ты строчить новые тетради,

Молю тебя об одном предмете,

— Позабудь, что я жил когда–либо на свете!».

Автор:


Разделы статьи



Поделиться статьёй с друзьями: