Философия, политика, искусство, просвещение

[Рецензия на кн.: А. Bossert. «Herder, sa vie et son oeuvre». Hachttee et C°. Paris.]

Чрезвычайно редки даже среди избранных представителей интеллигенции, голоса, подымающиеся против безобразного похода ученых и литераторов одних враждующих народов на науку и литературу других. Во Франции на голову на читателей упал целый водопад из разных более или менее научно обставленных развенчиваний всего немецкого. Несколько чаще чем протест против злопыхательной недобросовестной критики всего исходящего от политически враждебного народа в настоящий момент — встречаются во Франции голоса, старающиеся остаться справедливыми по крайней мере к культурному прошлому Германии ценою резкого противопоставления того прошлого — настоящему.

Таким же противопоставлением занимается и французский историк немецкой литературы Боссер в своей высоко замечательной биографии Гердера. Он даже поспешил наградить великого мыслителя особой кличкой: освобожденный прусак!

Но во всяком случае книга Боссера оставляет самое приятное впечатление. Гердер, несмотря на войну, остался для Боссера великим учителем, истинным основателем новейшего гуманизма. По словам Боссера, идеал Гердера является основой подлинной духовно–нравственной культуры. Стремясь найти общечеловеческое и вечно–человеческое, Гердер, по словам его биографа, воздавая должное и национальному принципу, сумел всё же подняться над ограниченностью отдельных народов на высоту европейской и человеческой культуры. Он был универсалистом в лучшем смысле слова и думал, что главной задачей человечества является накопление материальных и в особенности духовных сокровищ на пользу всем — общими силами.

А. Луначарский.

Рецензия от
темы: ,

Автор:


Источник:

Запись в библиографии № 769:

[Рец. на кн.:] Bossert A. Herder, sa vie et son oeure. Paris, [1916]. — «Летопись», 1916, № 10, с. 359.



Поделиться статьёй с друзьями:
comments powered by Disqus