Тексты, печатаемые в сборнике, взяты из последних прижизненных изданий статей А. В. Луначарского. В подготовке для их новой публикации встретилась некоторая специальная трудность.
Нередко в предшествующих публикациях встречались ошибки, обусловленные тем, что большая часть статей представляет собой стенограммы выступлений или запись под диктовку автора.
Луначарский почти никогда не писал свои работы; у него, прирожденного оратора, процесс литературного творчества был тесно связан с произнесением мысли вслух. Поэтому он предпочитал диктовать свои статьи другому лицу, записывающему стенографически, на пишущей машинке или даже просто от руки. Часто он не находил времени для проверки этих записей; обычно он поручал это своим личным секретарям (в 1922–1923 годах В. Д. Зельдовичу, с 1923 по 1933 год И. А. Сацу), а сам ограничивался последующим беглым прочтением. Статьи, печатаемые в повременных изданиях немедленно после записи, нередко редактировались сотрудниками газеты или журнала.
Вследствие недостаточно тщательной корректуры в прижизненных изданиях встречаются смысловые ошибки. Например, в речи о Стасове мы читаем: «Я выступаю (говорит Луначарский), чтобы оттенить, насколько жив еще для нас Стасов и насколько, может быть, он важен именно для нашей эпохи» — то есть допускается лишь возможность того, что сочинения Стасова важны и сейчас. Совершенно ясно, что Луначарским сказано было совсем другое: «насколько он может быть важен…» — то есть важность сочинений Стасова для нас утверждается как несомненная («В. В. Стасов и его значение для нас»). В другом месте янсенистское аббатство Пор–Рояль превращено в королевский дворец Пале–Рояль и т. п. Такого рода явные ошибки исправляются нами без оговорок. Однако, например, в стенограмме речи об А. Глазунове не всегда можно с уверенностью восстановить подвергшийся искажению текст.
Мы сохранили как целое изданный при жизни Луначарского сборник «В мире музыки», заглавием которого названа настоящая книга; из него исключена лишь одна статья, написанная по случайному, утратившему интерес поводу (возражения Л. Сабанееву) и изменено расположение составляющих этот сборник статей — они размещены по времени написания в хронологическом порядке. Состав второго сборника «Вопросы социологии музыки» оставлен без изменений. Несобранные статьи и речи помещены в третьем разделе книги; хронологический порядок соблюден и здесь. Статья «Новые пути оперы и балета», повторяющая во многом уже сказанное в других статьях, перенесена в Приложение и цитирована в отрывках. Добавлены две статьи, не печатавшиеся в издании 1958 года; статья о А. Н. Скрябине, написанная для музея его имени, и статья о скрипаче Сырмусе.
В особый раздел выделены документы о деятельности Луначарского в области музыки в 1920–1924 годах с комментариями В. Л. Кубацкого и полная стенограмма выступления Луначарского на Всесоюзной конференции по ладовому ритму, восстановленная и комментированная для настоящего сборника И. А. Сацом.
Библиография, составленная К. Д. Муратовой, дает наиболее полный в настоящее время учет литературно–музыкальных работ Луначарского.
Комментарий состоит из «Примечаний» и аннотированного «Указателя имен и упоминаемых в книге музыкальных произведений».
Поясняемый в примечаниях текст и перевод слов и выражений с иностранных языков отмечается звездочкой.
В «Указатель» включены все встречающиеся в книге имена.
Названия музыкальных произведений помещаются вслед за именем их автора.
Цифры, обозначающие страницы, на которых имя упоминается в тексте статей Луначарского, набраны прямым шрифтом; страницы, относящиеся к вступительной статье или примечаниям, набраны курсивом.
Имена, поясняемые в примечаниях, а также имена, принадлежащие широко известным лицам, в указателе не аннотируются.
Составители сборника выражают благодарность сотрудникам Библиографического отдела, Читального зала и Отдела газет Фундаментальной библиотеки Отделения общественных наук Академии наук СССР, а также искусствоведам С. Н. Гольдштейн, Н. П. Рославлевой, А. И. Савицкой, оказавшим помощь в их работе.