БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО О МУЗЫКЕ*

СОСТАВИТЕЛЬ К. Д. МУРАТОВА

* В библиографию не вошли отчеты о выступлениях Луначарского, не содержащие развернутых цитат из них.
  1. Рецензия: А. Берс. Что такое понимание музыки? — Образование, 1903, № 11, ноябрь, отд. III, стр. 113—116; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  2. Рецензия: Келлес–Крауз. Музыка и экономика. — Образование, 1906, № 2, отд. III, стр. 164—165..
  3. Юношеские идеалы Рихарда Вагнера. — Правда, 1906, № 4, стр. 137—156. (О книге Р. Вагнера «Искусство и революция». См. также № 30).

1910

  1. Культурное значение музыки Шопена. (К 100–летнему юбилею).  — Наша заря, 1910, № 3, март, стр. 43—51; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.

1912

  1. Парижские письма. «Эсфирь, принцесса израильская». — Театр и искусство, 1912, № 11, 11 марта, стр. 243—245; также в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; О театре и драматургии, т. II, стр. 96. М., 1958. (Музыкальная партитура к спектаклю).
  2. Ритм. — Киевская мысль, 1912, № 78, 18 марта, стр. 3. (Ритм в музыке и литературе. А. Р. Дункан).
  3. Парижские письма. Переворот господина Раймонда Дункана в искусстве. — Театр и искусство, 1912, № 13, 25 марта, стр. 282—285; также в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; О театре и драматургии, т. II. М., 1958; В мире музыки. М., 1958.
  4. Парижские письма. «Елена Спартанская». Балетная буря. — Театр и искусство, 1912, № 22, 27 мая, стр. 452—455. (Прелюдия В. Нижинского к поэме Малларме).
  5. О национализме вообще и украинском движении в частности. — Украинская жизнь, 1912, № 10, окт., стр. 20—21 (о юморе и музыке украинского народа).
  6. Пролетарский скрипач. — Парижский вестник, 1912, № 47, 23 ноября, стр. 3; также: Советская культура, 1963, № 141, 23 ноября, стр. 2. (Эстонский музыкант Э. Сырмус).
  7. Майские праздники. (Письмо из Парижа). — День, 1913, № 110, 26 апр., стр. 3. (Организация празднеств в Париже. Музыка).
  8. Новинки весеннего сезона. — День, 1913, № 142, 29 мая, стр. 3. («Весеннее жертвоприношение» И. Стравинского, «Луиза» Г. Шарпантье).
  9. Русские спектакли в Париже. — Театр и искусство, 1913, № 23, 9 июня, стр. 456—458; также в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; В мире музыки. М., 1958. («Борис Годунов» и «Хованщина» М Мусоргского, «Весеннее жертвоприношение» И. Стравинского. В. Нижинский).
  10. «Борис Годунов» по–французски. — День, 1913, № 295, 31 окт., стр. 6—7; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  11. У музыканта. — День, 1913, № 298, 3 ноября, стр. 5; также с послесловием в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958 (Л. Капэ).
  12. Король шансонеток и Струльдбруг. — День, 1913, № 351, 28 дек., стр. 2—3. (Г. Фрагсон).
  13. Парижские письма. Возобновление «Психеи» и некоторые новинки. — Театр и искусство, 1914, № 15, 13 апр., стр. 343—344; также в книгах Л.: О театре. Л., 1926; О театре и драматургии, т. II. М., 1958, стр. 221. (Балет–феерия Люлли в театре Антуаня).
  14. Любовь трех королей. (Возобновление сезона Елисейских полей). — Киевская мысль, 1914, № ПО, 22 апр., стр. 5. (Опера Мантомецци).
  15. Сезон русского балета в Париже. («Иосиф Прекрасный»). — День, 1914, № 126, 11 мая, стр. 5. (С. Дягилев и его постановки).
  16. Вечер еврейской музыки. — День, 1914, № 135, 20 мая, стр. 3. (Певица А. Альви).
  17. Русский сезон в Париже. — День, 1914, № 138, 23 мая, стр. 2. («Соловей» И. Стравинского, «Золотой петушок» Н. Римского–Корсакова в постановке С. Дягилева).
  18. К русскому сезону. — Новь, 1914, № 112, 29 мая, стр. 4—5. (Вольное обращение С. Дягилева с русскими операми).
  19. Парижские письма. Русский и американец в большом парижском сезоне. — Театр и искусство, 1914, № 23, 8 июня, стр. 504—507; также в книгах Л.: О театре. Л., 1926; О театре и драматургии, т. II; В мире музыки. М., 1958. (Постановки С. Дягилева. И. Стравинский и др.).
  20. Русские спектакли в Париже. — Современник, 1914, № 13, июль, стр. 105—111; в связи с запрещением номера повторено в № 14—15, авг., стр. 256—262; также в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; В мире музыки. М., 1958. (Русские балет и музыка. М. Мусоргский, С. Дягилев).

1915

  1. О «тевтонской» отраве. — День, 1915, № 60, 3 марта, стр. 3; № 62, 5 марта, стр. 5; также в книге Л.: Европа в пляске смерти. М.. 1967. (Национализм музыкантов и художников Франции).

19171

  1. О задачах государственных театров. (От народного комиссара по просвещению). — Известия, 1917, № 250, 13 дек., стр. 10—11; № 252, 15 дек., стр. 10—11; № 254, 17 дек., стр. 14—15; также: Журнал Министерства народного просвещения, 1917, ноябрь — дек., стр. 37—52. (Раздел «Опера и балет»).
  2. О временном порядке самоуправления петроградских государственных театров. (От народного комиссара по просвещению). — Известия, 1917, № 262, 29 дек., стр. 2; также: Журнал Министерства народного просвещения, 1917, ноябрь — дек., стр. 52—54. (В конце документа о своем согласии встретиться с артистами оперного театра).

19182

  • Опера Р. Вагнера «Лоэнгрин». — Речь на открытии второго сезона Советского оперного театра. Изложение. — Известия, 1918, № 192, 6 сентября, стр. 8.
  • Речь перед первым представлением для рабочей публики бывшего Мариинского театра 23 сентября 1918 г. — Красная газета, 1918, № 201, 24 сентября, стр. 3.
  • Вступительная речь перед концертом для революционных моряков. — Вооруженный народ, 1918, № 82, 22 октября, стр. 4.
  1. Народные концерты Государственного оркестра. — Петроградская правда, 1918, № 211, 27 сент., стр. 2; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  2. Мысли о «Граде Китеже». — Жизнь искусства, 1918, № 29, 5 дек., стр. 1—2; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1958, примечания; Почему нельзя верить в бога? М., 1965.
  3. Вступление. — В книге: Вагнер Р. Искусство и революция. Пг., Лит. — изд. отдел Наркомпроса, 1918, стр. 1.

19193

  1. Из московских впечатлений. По театрам. — Жизнь искусства, 1919, № 53, 4 янв., стр. 2—3; № 56, 10 янв., стр. 2; также в книгах Л.: О театре и драматургии, т. I. М., 1958; сокращенно: В мире музыки. М., 1958. («Моцарт и Сальери» Н. Римского–Корсакова, «Любовь в полях» Глюка).
  2. Приветствие Ф. И. Шаляпину. — Жизнь искусства, 1919, № 122, 26 апр., стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958, примечания.
  3. Речь перед началом концерта в Большом театре. 10 дек. 1919, — Вестник театра, 1919, № 46, 16—21 дек., стр. 12.

19204

1 См. также № 138.
2 См. также № 140.
3 См. также №№ 137, 146.
4 См. также № 144.
  1. О музыкальной драме. Речь на открытии Института музыкальной драмы. — Вестник театра, 1920, № 58, 23—28 февр., стр. 5—7; № 59, 30 марта — 4 апр., стр. 5—7; № 60, 12—18 апр., стр. 8—9; также с послесловием автора в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; В мире музыки. М., 1958. (История музыкальной драмы. Р. Вагнер, Ж. Бизе, М. Мусоргский и др.).
  2. О концертах в Большом театре. — Вестник театра, 1920, № 60, 12—18 апр., стр. 7. Подпись: Постоянный посетитель концертов Большого театра А. Луначарский.
  3. Передовой отряд культуры на Западе. — Художественная жизнь, 1920, № 4—5, май — окт., стр. 1—3; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (О статье Ж–Шенневьера «Социальная роль музыки»),
  4. «Борис Годунов» (М. Мусоргского). М., Госиздат, 1920, 15 стр.; также: Культура театра, 1921, № 1, 1 февр., стр. 14—18; повторено в №№ 2—4; также с послесловием автора в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.
  5. «Князь Игорь» (А. Бородина). М., Госиздат, 1920, 13 стр.; также: Культура театра, 1921, № 1, 1 февр., стр. 23—26; повторено в №№ 2—3; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  6. Рихард Штраус. Вступительная речь к циклу его симфонических поэм в Большом театре. М., Госиздат, 1920, 27 стр.; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.

19211

  1. «Золотой петушок» Римского–Корсакова. — Культура театра, 1921, № 1, 1 февр., стр. 18—21; повторено в №№ 2—3; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  2. «Сказка о царе Салтане». (Заметки к спектаклю). — Культура театра, 1921, № 1, 1 февр., стр. 21—23; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  3. Бетховен. Речь на концерте–митинге в память Бетховена 9 января 1921. — Культура театра, 1921, № 2, 15 февр., стр. 4—7; также с подзаголовком «К концертам О. Фрида»: Театр и музыка, 1921, № 8, 21 ноября, стр. 60—62; также без указанного подзаголовка в книгах Л.: В мире музыки, М., 1923; В мире музыки. М., 1958.
  4. Еще о Бетховене. Речь, произнесенная при открытии Бетховенского зала в Большом театре 18 февраля 1921 г. — Культура театра, 1921, № 3, 10 марта, стр. 6—8; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.
  5. «Гибель Фауста» Берлиоза. — Культура театра, 1921, № 5, 1 мая, стр. 36—39; также в книгах Л.: «Гибель Фауста» Берлиоза. М., Госиздат, 1921, 23 стр.; В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958 (Речь перед исполнением «Гибели Фауста» 27 апр. 1921).
  6. Слепой певец. — Известия, 1921, № 103, 14 мая, стр. 2. (Певец Резников).
  7. О Скрябине. Вступительное слово на концерте 8 мая 1921. — Культура театра, 1921, № 6, 20 мая, стр. 7—11; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.
  8. Письмо в редакцию. О Большом театре. — Известия, 1921, № 252, 10 ноября, стр. 2; поправка к письму: № 253, 11 ноября, стр. 4. (Ответ на заметку в № 249 о реорганизации театра).
  9. Письмо в редакцию. — Известия, 1921, № 259, 18 ноября, стр. 2. (По поводу выступления Мельничанского о Большом театре).

19222

1 См. также №№ 139, 144—147.
2 См. также №№ 57, 143.
  1. Рабочая революция и искусство. — Вестник искусств, 1922, № 5, стр. 11—13; также с послесловием автора в книге Л.: В мире музыки. М., 1923. (По поводу статьи Л. Сабанеева «На путях музыки»).
  2. О «Кармен». — Известия, 1922, № 121, 2 июня, стр. 4; также под заглавней «Кармен» в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; О театре и драматургии, т. I. М., 1958. (Постановка в Большом театре).
  3. К 40–летию деятельности А. К. Глазунова. — Известия, 1922, № 246, 31 окт., стр. 4; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.
  4. В. В. Стасов и его значение для нас. Речь, произнесенная перед концертом памяти В. В. Стасова 13 декабря 1922 г. — Программы Московских гос. и акад. театров и зрелищных предприятий, 1922, № 2—3, стр. 24—27; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1923; В мире музыки. М., 1958.

19231

  1. К первой годовщине Персимфанса. — Известия, 1923, № 31, 11 февр., стр. 4; поправка к статье: № 35, 16 февр., стр. 4.
  2. Три года работы Квартета им. Страдивариуса. — Известия, 1923, № 57, 15 марта, стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  3. К уходу Кубацкого (из Большого театра). — Правда, 1923, № 266, 23 ноября, стр. 5; также: Известия, 1923, № 269. 24 ноября, стр. 5.
  4. Несколько слов о Л. В. Собинове. Вместо предисловия. — В книге: Л. В. Собинов. (1898—1923). Юбилейный сборник. М., ГИЗ, 1923, стр. 3—6; также в книгах Л.: Театр и революция. М., 1924; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; В мире музыки. М., 1958.
  5. В мире музыки. Подготовил к печати В. Д. Зельдович. М., ГИЗ, 1923, 92 стр. (Предисловие. — О музыкальной драме. — Культурное значение музыки Шопена. — Рихард Штраус. — «Гибель Фауста» Берлиоза. — У музыканта. — Бетховен. — Еще о Бетховене. — Речь на концерте под управлением О. Фрида. (1922). — «Борис Годунов» Мусоргского. — В. В. Стасов и его значение для нас. — К 40–летию деятельности А. К. Глазунова. — О Скрябине. — Рабочая революция и искусство).

19242

  1. Государственный квартет им. Страдивариуса. — Новая рампа, 1924, № 9, 12—17 авг., стр. 1—2; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  2. Оперно–балетный театр. Его роль и значение. Из доклада об академическом театре. — Рабочий и театр, 1924, № 1, 18 сент., стр. 13.
  3. Вступительная статья. — В книге: Песни Крыма. Собраны и записаны А. Кончевским, гармонизованы М. Ставицким и В. Пасхаловым. М., Музсектор Гиза, 1924, стр. 4.

19253

1 См. также № 139.
2 См. также № 71.
3 См. также №№ 74, 87.
  1. К 100–летию Большого театра. — Известия, 1925, № 26, 1 февр., стр. 3; также в книгах Л.: О театре. Л., 1926; Статьи о театре и драматургии. М., 1938; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; В мире музыки. М., 1958.
  2. О Большом театре. — Рабочий зритель, 1925, № 5, 4—10 февр., стр. 2. (Р. Вагнер о театре. Большой театр).
  3. К новой музыке. — Искусство трудящимся, 1925, № 10, 3—8 февр., стр. 3—4.
  4. Пути оперы. (К 100–летию Большого театра). — Красная панорама, 1925, №7, 14 февр., стр. 12.
  5. Новая книга о музыке. — Искусство, 1925, № 2, стр. 110—122; также в книгах Л.; Вопросы социологии музыки. М., 1927; В мире музыки. М., 1958. (О книге А. Буцкого «Непосредственные данные музыки». Б. Яворский).
  6. Исаак Элинсон. — Известия, 1925, № 55, 7 марта, стр. 5.
  7.  Письмо В. И. Немировичу–Данченко. — Искусство трудящимся, 1925, № 26, 26—31 мая, стр. 12—13; также в книгах Л.: О театре и драматургии, т. I. М., 1958; сокращенно: Собрание сочинений, т. 3. М., 1964, примечания. (О музыкальном театре).
  8. О социологическом методе в теории и истории музыки. — Печать и революция, 1925, № 3, стр. 11—27; также в книгах Л.: Вопросы социологии музыки. М., 1927; В мире музыки. М., 1958. (Книга М. Вебера «Социологические и рациональные основы музыки»).
  9. Танеев и Скрябин. — Новый мир, 1925, № 6, стр. 113—126; также в книгах Л.: Вопросы социологии музыки. М., 1927; В мире музыки. М„ 1958.
  10. (О Бетховене. Концерт Элинсона). — Вечерняя Москва, 1925, № 240, 20 окт., стр. 3. (Изложение и отрывки из вступительной речи к концерту).
  11. О поэзии как искусстве тональном. — В книге: Проблемы поэтики. Сборник статей под ред. В. Я. Брюсова. М. — Л., «Земля и фабрика», 1925, стр. 31—42; также в книге Л.: Собрание сочинений, т. 7. М., 1967. (Поэзия и музыка, Статья написана в 1924 г.).
  12. Почему мы сохраняем Большой театр. Л., Управление гос. академических театров, 1925, 32 стр.; также в книге: Московский Большой театр (1825—1925). М., 1925, стр. 13—26; под заглавием Для чего мы сохраняем Большой театр? также в книгах Л.: О театре. Л., 1926; Статьи о театре и драматургии. М., 1938; О театре и драматургии, т. 1. М., 1958; В мире музыки. М., 1958; Собрание сочинений, т. 3. М., 1964.

19261

1 См. также № 127.
  1. Великие сестры. — Музыка и революция, 1926, № 1, стр. 14—19; под заглавием Музыка и революция также в книгах Л.: Вопросы социологии музыки. М., 1927; В мире музыки. М., 1958.
  2. Основы художественного образования. Речь на открытии Методического совещания по художественному образованию 6 апреля 1925. — Музыкальное образование, 1926, № 1—2, стр. 5—27; также в книгах Л.: Вопросы социологии музыки. М., 1927; выверенный текст: В мире музыки. М., 1958; без исправлений: Собрание сочинений, т. 7. М., 1967.
  3. Сеговия. К предстоящему концерту. — Рабочий и театр, 1926, № 10, 9 марта, стр. 11; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  4. Ответ комсомольцам Консерватории. — Музыка и Октябрь. 1926, № 4—5, стр. 17—18; также: Музыкальное образование, 1926, № 5—6, стр. 74—77; сокращенный вариант под заглавием Душок пренебрежительности: Красная газета, веч. вып., 1926, № 136, 12 июня, стр. 2; полностью в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (Реализм в музыке. Современные музыканты).
  5. Бетховен и Прокофьев. Речь в Акфилармонии. Красная газета, веч. вып., 1926, № 119, 22 мая, стр. 4; вариант: Жизнь искусства, 1926, № 22, 1 июня, стр. 16.
  6. Письмо в редакцию. — Вечерняя Москва, 1926, № 124, 1 июня, стр. 3. (Благодарность артистам за участие в концерте в пользу Авиахима).
  7. Боги хороши после смерти. — Известия, 1926, № 170, 27 июля, стр. 3; также в книгах Л.: Театр сегодня. М., 1928; О театре и драматургии, т. 1. М., 1958; В мире музыки. М., 1958; Собрание сочинений, т. 3. М., 1964; Почему нельзя верить в бога? М., 1965. (В связи с «Сказанием о невидимом граде Китеже» Н. Римского–Корсакова).
  8. По поводу оперы «Град Китеж». — Известия, 1926, № 245, 23 окт., стр. 5.
  9. Мое мнение. — Рабочий и театр, 1926, № 47, 23 ноября, стр. 11; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (Ленинградский балет. «Пульчинелла» И. Стравинского).
  10. Восславьте Октябрь! — Музыка и революция, 1926, № II, стр. 3—4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (Задачи музыкантов).
  11. Октябрь и музыка. — Музыка и революция, 1926, № 11, стр. 4—7; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  12. Подлинный «Борис Годунов». — Красная газета, веч. вып., 1926, № 302, 17 дек., стр. 4; под заглавием Настоящий «Борис Годунов» в книгах Л.: Театр сегодня. М., 1928; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; под первоначальным заглавием в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  13. Один из сдвигов в искусствоведении. — Вестник Коммунистической академии, 1926, кн. 15, стр. 85—107; также в книгах Л.: Вопросы социологии музыки. М., 1927; В мире музыки. М., 1958. (Сборник «De musica»).
  14. Основы театральной политики Советской власти. М. — Л., Гиз, 1926, 28 стр.; также в книгах Л.: Статьи о театре и драматургии. М., 1938; О театре и драматургии, т. I. М., 1958. (Доклад в Академическом театре драмы в Ленинграде 17 сент. 1925. Частично об оперном театре).
  15. Предисловие. — В книге: Корев С. Музыка и политпросветработа. М., «Долой неграмотность», 1926, стр. 3—4.

19271

1 См. также № 109.
  1. Ко всем работникам музыкальной культуры в СССР. — Бюллетень Бетховенского комитета при Наркомпросе, 1927, № 1, стр. 3—4. Подписи: А. Луначарский и П. Новицкий; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958, примечания.
  2. Пять лет работы Персимфанса. — Известия, 1927, № 36, 13 февр., стр. 7.
  3. Бетховен и современность. — Красная газета, веч. вып., 1927, № 63, 8 марта, стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  4. Приветствие Московской консерватории по случаю ее 60–летия. — Вечерняя Москва, 1927, № 59, 14 марта, стр. 3.
  5. Бетховен. — Комсомольская правда, 1927, № 64, 20 марта, стр. 3; более полно под заглавием Почему нам дорог Бетховен также в книгах Л.: Искусство и молодежь. М., 1929; В мире музыки. М., 1958.
  6. Что живо для нас в Бетховене. — Музыка и революция, 1927, № 3, стр. 3—8; также в книге: Бетховен. (1827—1927). Л., Гос. акад. Филармония, 1927, стр. 5—14; отрывок: Огонек, 1927, № 12, 20 марта, стр. 7; также с дополнениями автора как предисловие в книге: Майкапар С. М. Значение творчества Бетховена для нашей современности. М., Музсектор Гиза, 1927, стр. 3—19; также в книге Л.: В мире музыки М., 1958. (Вступительное слово на концерте Персимфанса 27 февр. 1927).
  7. Выступление на театральном совещании в Наркомпросе. 29 марта 1927. Изложение. — Вечерняя Москва, 1927, № 71, 30 марта, стр. 3; также: Жизнь искусства, 1927, № 17, стр. 6—7. (Об опере и оперетте).
  8. Приветствие журналу. — Музыка и быт, 1927, № 1, май, стр. 3.
  9. Путевые очерки. Развлекатель позолоченной толпы. — Вечерняя Москва, 1927, № 141, 25 июня, стр. 2; также в книгах Л.: О театре и драматургии, т. II. М., 1958; В мире музыки. М., 1958. (С. Дягилев).
  10. Путевые очерки. Новинки дягилевского сезона. — Вечерняя Москва, 1927, № 143, 28 июня, стр. 2; также в книгах Л.: О театре и драматургии, т. II. М., 1958; В мире музыки. М., 1958.
  11. Путевые очерки. Два спектакля. — Вечерняя Москва, 1927, № 147, 2 июля, стр. 2; также в книге Л.: О театре и драматургии, т. II. М., 1958. (Музыкальное обозрение).
  12. О наших театрах. Беседа. — Вечерняя Москва, 1927, № 189, 22 авг., стр. 3. (О современной эстраде, Ф. Шаляпине. См. вариант № 100).
  13. Пять ответов на анкету о театре и эстраде. — Рабочий и театр, 1927, № 34, 23 авг., стр. 5. Вариант см. № 99.
  14. Почему Ф. И. Шаляпин лишен звания народного артиста. — Вечерняя Москва, 1927, № 193, 26 авг., стр. 3; также под заглавием О Шаляпине: Красная газета, веч. вып., 1927, № 229, 26 авг., стр. 2.
  15. Предстоящий театральный сезон. — Вечерний Киев, 1927, № 162, 28 авг., стр. 3; под заглавием Перед сезоном также: Красная газета, веч. вып., 1927, № 233, 30 авг., стр. 4, (Опера, балет. М. Мусоргский).
  16. Нужен ли театр эстрады? — Рабочий и театр, 1927, № 42, 18 окт., стр. 6.
  17. Советское искусство. (К 10–летию Октября). — Вечерний Киев, 1927, № 225, 5 ноября, стр. 4. (Раздел о музыке).
  18. Клара Юнг. — В книге: Клара Юнг. М., Московское театральное издательство, 1927, стр. 5—7; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  19. Вопросы социологии музыки. М., ГАХН, 1927, стр. 136 (История и теория искусства, вып. IX). Предисловие. — Музыка и революция. — Танеев и Скрябин. — Новая книга о музыке. — О социологическом методе в теории и истории музыки. Основы художественного образования (Стенограмма речи на совещании по художественному образованию). — Один из сдвигов в искусствоведении.

19281

1 См. также №№ 127, 145.
  1. Боря Фелициант. — Вечерняя Москва, 1928, № 2, 3 янв., стр. 3.
  2. Доклад на заседании Художественного совета Большого театра. — Жизнь искусства, 1928, № 3, 17 янв., стр. 20; более полно под заглавием Навстречу времени. (Из доклада на заседании Художественного совета Большого театра 2 января 1928): Музыка и революция, 1928, № 1(25), стр. 5—8.
  3. Речь на Методическом совещании по художественному образованию. Сентябрь 1927. — Музыкальное образование, 1928, № 1, стр. 52—55.
  4. На «Прыжке через тень». — Красная газета, веч. вып., 1928, № 66, 7 марта, стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (Опера Э. Кшенека в Малом оперном театре в Ленинграде).
  5. Эхо Октября в театре. (Несколько слов о кончающемся сезоне). — Вечерняя Москва, 1928, № 112, 16 мая, стр. 2. (Драма, комедия, опера).
  6. Как оздоровить Большой театр. (О двух поколениях в нашем искусстве). — Вечерняя Москва, 1928, № 116, 21 мая, стр. 3.
  7. О ГАБТе. — Современный театр, 1928, № 21, 22 мая, стр. 406—407.
  8. Старые и молодые. — Современный театр, 1928, № 21, 22 мая, стр. 408—409. (Композиторы современные. Большой театр).
  9. Очередной урок. (Ответ на письмо журналистов и драматургов о «головановщине»). — Современный театр, 1928, № 22, 29 мая, стр. 427.
  10. Чем живет Запад? Лекция. — Вечерний Киев, 1928, № 177, 31 июля, стр. 3; также: Киевский пролетарий, 1928, № 176, 31 июля, стр. 2. (Раздел о джаз–банде).
  11. Романтика. — Красная газета, веч. вып., 1928, № 261, 21 сент., стр. 4; № 262, 22 сент., стр. 2; также: Музыка и революция, 1928, № 10, стр. 3—6; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958. (Романтизм в музыке) .
  12. «На три гроша». — Вечерняя Москва, 1928, № 222, 24 сент. стр. 3; также в книге Л.: О театре и драматургии, т. II. М., 1958, стр. 368. (Опера К–Вейля, либретто Б. Брехта).
  13. Чайковский и современность. (К 35–летию со дня смерти композитора). — Красная газета, веч. вып., 1928, № 279, 9 окт., стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  14. Франц Шуберт. (К 100–летию со дня смерти). — Красная газета, веч. вып., 1928, № 341, 11 дек., стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  15. На помощь молодым дарованиям. — Вечерняя Москва, 1929, № 9, 11 янв., стр. 3.
  16. Молодые дарования. — Прожектор, 1929, № 4, 27 янв., стр. 14. (Общество содействия молодым художникам, певцам, музыкантам).
  17. Накануне музыкальной конференции. — Красная газета, веч. вып., 1929, № 141, 8 июня, стр. 4; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  18. Социальные истоки музыкального искусства. (Сокращенная стенограмма доклада на Первой Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде). — Пролетарский музыкант, 1929, № 4, стр. 12—19; также в книге: Наш музыкальный фронт. Материалы Всероссийской конференции. М., 1930, стр. 16—27; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  19. Музыка и современность. — Жизнь искусства, 1929, № 25, 23 июня, стр. 2—3.
  20. У звучащего полотна. — Огонек, 1929, № 48, 8 дек., стр. 10; также в книге Л.: О кино. М., 1965. («Блоха» М. Мусоргского в исполнении П. Журавленко).
  21. Искусство и молодежь. Сборник. М., «Молодая гвардия», 1929, 136 стр. (Музыкальному искусству посвящены статьи: О музыке. Вступительное слово на открытии Первого московского конкурса гармонистов 12 декабря 1926. — Почему нам дорог Бетховен. Речь на концерте Персимфанса 27 февраля 1927. — Гармонь на службе революции. Речь на открытии Второго публичного концерта гармонистов 1 января 1928).
  22. Несколько замечаний о теории ладового ритма. — Пролетарский музыкант, 1930, № 2, стр. 10—13; стенограмма под заглавием Выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958; также в книге: Б. Яворский. Т. I. Воспоминания, статьи, письма. М., «Музыка», 1964.
  23. (О радиоэстраде). — Радиослушатель, 1930, № 13, 11 мая, стр. 9.
  24. Новые пути оперы и балета. Доклад в Гос. академическом Большом театре 12 мая 1930. — Пролетарский музыкант, 1930, № 5, стр. 4—9; № 6, стр. 2—7; также в книге Л.: В мире музыки. М., 1958.
  25. Значение Скрябина для нашего времени. — В книге: Александр Николаевич Скрябин и его музей. Под общей ред. Д. Г. Першина. М.. МОНО, 1930, стр. 8—14. 132. О музее А. Н. Скрябина. — В книге: Александр Николаевич Скрябин и его музей. Под общей ред. Д. Г. Першина. М, МОНО, 1930, стр. 14.
  26. Чайковский. — В книге: Малая советская энциклопедия, т. 9. М., 1931, стлб. 722.

19331

1 См. также № 141
  1. Путь Рихарда Вагнера. (К 50–летию со дня смерти). — Известия, 1933, № 43, 13 февр., стр. 2; под заглавием Рихард Вагнер: Советская музыка, 1933, № 3. май — июнь, стр. 1—6; также в книгах Л.: Юбилеи. М., 1934; Статьи о театре и драматургии. М., 1938; под первоначальным заглавием в книгах Л.: В мире музыки. М., 1958; Силуэты. М., 1965.
  2. Н. А. Римский–Корсаков. (Музыкально–критическая фантазия к 25–летию со дня смерти). — Известия, 1933, № 154, 20 июня, стр. 3; также: Советская музыка, 1933, № 4, стр. 6—12; более полно в книгах Л.: Юбилеи. М., 1934; Статьи о театре и драматургии. М. — Л., 1938; О театре и драматургии, т. I. М., 1958; В мире музыки. М., 1958; Силуэты. М., 1965.
  3. Шаляпин в «Дон–Кихоте». — Вечерняя Москва, 1933, № 204, 5 сент., стр. 3; также в книгах Л.: В мире музыки. М., 1958; О кино. М., 1965.
  4.  Письмо Ф. И. Шаляпину. Апрель 1919. — В книге: Ф. И. Шаляпин. Т. I. Литературное наследство. Письма… М., «Искусство», 1957, стр. 747.
  5. Письмо в полковой комитет гвардии Преображенского полка. 7 ноября 1917 г. — В книге: Литовский О. Так и было. Очерки, воспоминания, встречи. М., «Советский писатель», 1958, стр. 228—229. (Просьба сохранить оркестр полка).
  6. В мире музыки. (Сост., ред. и примечания Г. Б. Бернандта и И. А. Саца. Пред. И. А. Саца). М., «Советский композитор», 1958, 560 стр. (Предисловие к сборнику В мире музыки. М., 1923). — Культурное значение Шопена. — У музыканта. — О музыкальной драме. — «Борис Годунов» Мусоргского. — Рихард Штраус. — Бетховен. — Еще о Бетховене. «Гибель Фауста» Берлиоза. — О Скрябине. — К 40–летию деятельности А. К. Глазунова. — В. В. Стасов и его значение для нас. — Речь на концерте под управлением О. Фрида. — Предисловие (к сборнику Вопросы социологии музыки. М., 1927). — Музыка и революция. — Танеев и Скрябин. — Новая книга о музыке. — О социологическом методе в теории и истории музыки. — Основы художественного образования. — Один из сдвигов в искусствоведении. — Что такое понимание музыки? — Переворот господина Раймонда Дункана в искусстве. — Русские спектакли в Париже (1913). — «Борис Годунов» по–французски. — Русский и американец в большом парижском сезоне. — Русские спектакли в Париже (1914). — Народные концерты Государственного оркестра. — Из московских впечатлений. По театрам. — Передовой отряд культуры на Западе. — «Князь Игорь». — «Золотой петушок». — «Сказка о царе Салтане». — Несколько слов о Собинове. — К 100–летию Большого театра. — Для чего мы сохраняем Большой театр? — Сеговия. — Ответ комсомольцам консерватории. — Боги хороши после смерти. — Мое мнение. — Восславьте Октябрь! — Октябрь и музыка. — Подлинный «Борис Годунов». — Бетховен и современность. — Что живо для нас в Бетховене. — «Развлекатель» позолоченной толпы. — Новинки дягилевского сезона. — Клара Юнг. — На «Прыжке через тень». — Романтика. — Чайковский и современность. — Франц Шуберт. — Накануне музыкальной конференции. — Социальные истоки музыкального искусства. — О музыке. — Почему нам дорог Бетховен. — Гармонь на службе революции. — Новые пути оперы и балета. — Путь Рихарда Вагнера. — Н. А. Римский–Корсаков. — Шаляпин в «Дон–Кихоте». — Выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма. — Государственный квартет им. Страдивариуса. — Три года работы квартета им. Страдивариуса. — Документы о деятельности Луначарского как наркома по просвещению в области музыки 1921—1923 гг.: О концертах Большого театра. Радиограмма 23 февр. 1921. Письма: Е. К. Малиновской, председателю губисполкома Смоленска, Г. В. Чичерину, В. Л. Кубацкому. — В примечаниях: Мысли о «Граде Китеже». — Из предисловия к книге С. Майкапара «Значение творчества Бетховена для нашей современности». Ко всем работникам музыкальной культуры в СССР.
  7. Письмо неизвестным. 25 янв. 1918. — Записки Отдела рукописей Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1962, вып. 25, стр. 53. (Об открытии народного Мариинского театра).
  8. Отзыв о статье Б. Яворского «Сюиты Баха для клавира». Июль 1933. — В. книге: Б. Яворский. Т. I. Воспоминания, статьи, письма. М., «Музыка», 1964, стр. 660—663.
  9. Письма Б. Л. Яворскому. 1920–е гг. (Одно приведено по памяти, другое — отрывок). — В книге: Б. Яворский. Т. I. Воспоминания, статьи, письма. М., «Музыка», 1964, стр. 75, 631.
  10. Письмо В. И. Ленину. 10 окт. 1922. — Новый мир, 1965, № 4, стр. 253—254. (Об оперных театрах).
  11. Письма в Совет народных комиссаров. 16 дек. 1920 и 24 янв. 1921. — Музыкальная жизнь, 1965, № 21, ноябрь, стр. 7. (О Государственном филармоническом оркестре. О пособии В. И. Суку и Е. В. Гельцер).
  12. Письма: Б. Л. Яворскому. 19 авг. 1921; С. Савшинскому. 10 июля 1928. — Советская музыка, 1967, № 1, стр. 73, 76.
  13. Письма: В Малый Совнарком. 1919; Е. Ф. Гнесиной. 1921; в Главтоп. 29 авг. 1921. — Советская музыка, 1967, № 3, стр. 67, 71, 72. (Просьбы о помощи музыкантам, школе Гнесиных. Здесь же опубликована надпись на фото, подаренном Гнесиной).
  14. Распоряжение по Наркомпросу. 19 окт. 1921. — Советская музыка, 1967, № 4, стр. 63. (О Петроградском филармоническом оркестре).
Comments