Философия, политика, искусство, просвещение

Статья с описанием восьмого тома

В восьмой том Собрания сочинений А. В. Луначарского вошли статьи, доклады, речи, тезисы, рецензии, посвященные вопросам эстетики, истории и теории литературной критики, литературоведения.*

* Введение к эстетическим работам см. в послесловии М. А. Лифшица, помещенном в т. 7 наст. изд.

Статья «О плане и характере искусствоведческих исследований» в 1929 году была перепечатана в виде VIII выпуска серии «Музейное дело» (изд. Государственного Русского музея, Л. 1929) со следующим редакционным уведомлением на титульном листе: «VIII выпуск серии «Музейное дело» является отдельным изданием предисловия А. В. Луначарского к изданному Художественным отделом Государственного Русского музея первому тому «Материалов по русскому искусству». Актуальное значение проблемы плана и характера искусствоведческих исследований побудило Русский музей сделать настоящую статью путем ее переиздания доступной для широких слоев музейных работников и всех интересующихся вопросами марксистского искусствоведения». Остальные произведения, вошедшие в настоящий том, при жизни автора не перепечатывались.

После смерти А. В. Луначарского в советской печати публиковались многие его доклады, лекции, речи, главным образом по стенограммам, которые он не успел выправить. Редакционная коллегия настоящего издания сочла необходимым включить в восьмой том следующие из этих публикаций: «О смехе», «Пушкин–критик». В связи с тем что авторский текст этих выступлений пока не разыскан, установить характер редакторской правки не представляется возможным. Поэтому названные работы печатаются в приложении к тому.

Тексты вошедших в том произведений печатаются, как правило, по последним авторизованным изданиям, сверенным с предшествующими публикациями и рукописными (машинописными) материалами (в тех случаях, когда они сохранились); в результате сверки исправлены явные опечатки и искажения. В одном случае (особо оговоренном в примечаниях) за основу для настоящего издания пришлось взять не последнее прижизненное издание, а сохранившийся рукописный текст, как более исправный текстологически. Статья «Г. В. Плеханов как литературный критик» публикуется впервые, по рукописи.

В публикуемых статьях и речах Луначарского часто приводятся выдержки из художественных произведений, статей, исследований и т. п. Во многих случаях эти выдержки не отличаются точностью, так как, приводя тот или иной текст, Луначарский зачастую делал это по памяти. Учитывая эти особенности цитирования, редакция в примечаниях указывает, по возможности, вероятный источник, которым пользовался Луначарский, а оговорки о расхождениях делаются тогда, когда последние более или менее значительны. Если неточность незначительна, делаются отсылки (для удобства читателя — к новейшим изданиям) с оговоркой сравни (ср.). При значительных расхождениях в примечаниях приводится точный текст цитируемого подлинника. Если цитаты правильны, отсылки даются без оговорок.

В тех случаях, когда источником служат энциклопедические издания, при перепечатке устраняются особенности подачи текста, принятые в этих изданиях.

В примечаниях к тексту сведения о литературных событиях, организациях, книгах, об источниках цитат сообщаются, как правило, при первом их упоминании. Подстрочные примечания, кроме случаев, специально оговоренных, принадлежат автору.

от

Поделиться статьёй с друзьями:

Иллюстрации

Из: Собрание Сочинений

А. В. Луначарский. Портрет работы М. А. Вербова, 1924.
А. В. Луначарский. Портрет работы М. А. Вербова, 1924.