О принципах государственного приобретения художественных произведений.
(От отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения)
В газете «Правда» от 24 ноября помещена заметка, в которой указывается на то, что Отдел изобразительных искусств на ассигнованные два миллиона на приобретение произведений современного искусства покупает картины не тех авторов, которые бы этого заслуживали, причем указывается на то, что куплены картины не у Бенуа, Головина и проч., а у «футуристов той школы живописи, вопрос о будущем которой до сих пор является еще весьма спорным».
Далее заметка извещает об образовании при контроле специальной экспертной комиссии для решения вопросов о приобретении художественны произведений.
Отдел изобразительных искусств настоящим заявляет, что приобретения будут делаться у всех художников, которые этого заслуживают, не зависимо от направления, но что в первую очередь покупаются произведения тех мастеров, которые, будучи гонимы в эпоху господства буржуазных вкусов, не попали в музей по особым, теперь для всех очевидным причинам и влачили до самого последнего времени нищенское существование. Прославленные художники уже представлены во всех наших музеях и к тому же, как нам известно, обеспечены в материальном отношении; в виду этого Отдел полагает, что простая справедливость требует того, чтобы прежде всего приобрести для Музея современного искусства более молодых и оттого официально менее популярных художников, заслуживающих, однако быть представленными в государственных хранилищах.
В заключение Отдел считает своим правом заявить, что никакие экспертные комиссии не могут быть образованы без ведома Отдела, так как последний является высшим и вполне компетентным органом по всем художественным делам республики.
Народный комиссар по просвещению А. Луначарский
Правительственный комиссар по делам искусств Д. Штеренберг
(«Искусство Коммуны», № 1, 1918, 7 дек.)