ЗА СОВЕТСКУЮ ФОТОГРАФИЮ

Публикуется на сайте по журналу "Советское Фото", 1926 №1

Культурное строительство нашей страны только сейчас заканчивает свой первоначальный этап развертывания. Только сейчас перед нами выявляется полностью огромная, сложная, разветвленная картина всех тех путей, которыми огромные массы трудящихся СССР выйдут на самые высокие ступени техники, знания и нового быта, на те ступени, достижение которых обеспечит нам социализм.

Среди многочисленных отраслей, через которые ведется наша массовая культурническая работа, фотография занимает одно из первых мест. Но в то время, как, например, на радио или кино направлены огромные силы и огромное внимание нашей общественности и государства, — фотография пока предоставлена самой себе. Это не могло не отразиться на самом ее состоянии у нас.

На Западе любительская фотография проникла буквально в каждый дом и служит сильнейшим фактором в поднятии общего культурного уровня масс. У нас же фотография пока является достоянием немногих. Разрозненные „артистические фотографии" кустарей–профессионалов, узкие кружки изысканных фото–художников, гастрономов от фотографии, активная и живая, но весьма скромная по величине группа фоторепортеров и весьма значительные, но неорганизованные, беспомощные кадры любителей — вот пока вся наша „фото–общественность".

Между тем, интерес и тяга к фотографии все растут и усиливаются. Она становится почти стихийной — эта естественная и понятная жадность к единственному в своем роде, благороднейшему и ценнейшему виду технического искусства, к лучшему способу зрительного запечатления, каким только обладает человечество.

Фотография понадобилась нам абсолютно во всех областях строительства; отсюда — широчайший интерес ко всем ее вопросам и достижениям. Фото на службе у нашей техники, промышленности, просвещения, добровольных обществ, печати, агитации, пропаганды, краеведения, физкультуры — всюду оно занимает свое место без всякого проталкивания и поддержки, одной силой назревшей потребности.

Самый выход нашего журнала тоже не является чем–нибудь надуманным или преднамеренным. Он непосредственно вытекает из категорической необходимости для растущих десятков и сотен тысяч советских фотографов всех видов иметь свой содействующий центр, свой печатный орган.

„Советское Фото" не предполагает быть очень узко–специальным, технически–научным изданием в области фотографии, хотя и будет снабжать своих читателей материалом о всех новейших фото–достижениях. Являясь полезным подсобным изданием и для высоко–квалифицированных фотографов, наш журнал все же главные свои силы обратит в помощь широким кругам фото–любителей и фото–репортеров, давно ждущих помощника, консультанта и друга в лице советского фото–журнала. Одновременно редакция будет направлять свое внимание во все без исключения области, где только может быть применена фотография.

Всякий печатный орган может с успехом выполнять свою задачу лишь при условии коллективной поддержки его самой обслуживаемой аудиторией. На это позволяет себе надеяться и редакция „Советского Фото". Вне атмосферы содействия, товарищеской критики читателей, вне тесной связи с ними — успешная работа журнала немыслима. При наличии же такой поддержки — мы верим — наш журнал, совместно со всей массой фото–работников и трудящихся фото–любителей, сможет успешно послужить большой и интересной цели — строительству и укреплению советской фотографии.

Советская власть создала единую трудовую школу, в которой учащийся получает свои знания не столько из книг и рассказов учителя, сколько путем личного труда, своей работы и самодеятельности; только таким образом учащийся может войти сознательно в суть целого ряда наук, которыми владеет учитель. И в этой новой трудовой школе фотография должна играть выдающуюся роль.

Дело фотографии неразрывно связано с различными науками и их отделами, например: физикой, химией и т. д. Фотографическая камера в руках мальчика дает ему не только радость и удовольствие: она возбуждает в нем живой интерес к физике, к познанию света, ряда оптических явлений, разительных для ребенка; она наталкивает его на необходимость производить ряд химических работ и познавать их сущность; она приучает его к самодеятельности и сознательному труду. Являясь для учащегося сперва как бы забавой, фотография неразрывно сцепляется с различного рода учебными и педагогическими задачами, давая в руки педагога могучее средство.

Фотография является основой школы и всюду необходима. Никакие кабинеты, никакие лаборатории не могут играть такой широкой роли в учебном деле, как фотография сама по себе. С другой стороны, фотография иллюстрирует все стороны жизни, все знания, получаемые ребенком. Мы знаем, какую серьезную роль играет в деле обучения коллекционирование малых предметов — по гербаризации, минералогии, естественной истории и пр. Фотографией ребенок коллекционирует все, что видит его глаз. Для него фотографический аппарат является незаменимым средством запечатлеть жизнь, которую он видит, создавать свою коллекцию всего, что его интересует и производит на него более или менее сильное впечатление.

Такие фотографические альбомы, такие фотографические коллекции, в которых ребенок собирает все, что ему интересно, за–границей развиты очень широко. И это понятно. Рисование оказывает в этом деле весьма слабую помощь. Рисовать трудно, этому надо долго учиться, совершенствоваться, да и не всякому дан художественный талант, к тому же рисование требует долгого времени. А фотография копирует просто и необычайно быстро, во многих случаях даже лучше, чем видит человеческий глаз. В этой области — в деле запечатления фотографией видимого — учащийся сразу делается хозяином. Фотография дает ему коллекции не только видимого ни, — ей доступно и невидимое простым глазом: микрофотография, фотографирование звезд и т. д. делаются доступными для изучающего ее, и мало–по–малу он может даже создавать снимки, имеющие научное значение.

Фотография нужна каждому на всю жизнь, она нужна ребенку, она нужна ему во все время его учения, она нужна и когда он будет взрослым, когда из него создастся, быть может, ученый или практический деятель.

Нельзя забывать и художественной стороны фотографии — ее творческого значения! Сноровка, уменье, внимательность, аккуратность, которых она требует, — имеют громадное педагогическое и воспитательное значение. Фотография заставляет ребенка выбирать сознательно точку зрения для своего снимка и развивает при этом его вкус к пейзажу, позе, произведениям искусства. Она развивает эстетическую сторону его души. Из анализа представляющихся его взорам картин, как, например, при данной ему задаче — снять наиболее интересную часть какого–нибудь пейзажа, учитель может развивать в нем сознание того, что именно в пейзаже или вообще в предмете с'емки красиво, величественно, грустно. Рисованием этого в школе не сделаешь, оно громоздко и не всякий — художник. Фотографией же вы легко развиваете художественное образование ребенка, легко проникаете в эстетику его души.

Но фотография не только запечатлевает: ведь, она и комбинирует; ею можно создавать художественные снимки nature morte, групп, наконец — самое важное — инсценировать все по желанию. И когда в школу будет введена инсценировка, то жест, группировка и режиссура вызовут, создадут и разовьют ряд эстетических волн в душах молодых существ. И это искусство жеста, выражения лица, творчество при инсценировке — все это фотография фиксирует, всему этому придает новый интерес, так как, зная, что из его работы при этом творчестве фотография запечатлеет картину, которая сохранится навсегда, ребенок и юноша еще более заинтересуется делом. Без фотографического аппарата он заинтересован меньше, работа его и результаты ее в будущем забываются, исчезают. А фотографический аппарат сохраняет их ему на всю жизнь. И дальнейшая обработка сделанного им снимка, т.—е. чисто техническая сторона фотографии, несомненно, займет свое, подобающее ей, место в деле развития учащегося и тоже имеет большое педагогическое значение.

В новых школах, устроенных в Германии, Швейцарии, отчасти и Франции, фотография играет большую роль в деле школьного воспитания и обучения. Но там такие школы доступны только для богатых, так как плата за обучение в них очень высока. А для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся. Сделать это не легко, ибо не легко так оборудовать школу, чтобы каждый был фотографом–любителем. Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И будет это гораздо скорее, чем думают скептики.

Недалеко то время, когда фотография, на которую теперь многие смотрят, только как на забаву, фотография техническая, научная и художественная — сделается общедоступным умением для всех граждан нашей страны.

Comments