ТЕМА ИЗУЧЕНИЯ: ЧЕЛОВЕК

Публикуется на сайте по журналу "Наука и жизнь" 1976 №3 (стр. 55)

Из доклада, произнесенного 23 июля 1931 года
на Чрезвычайной выездной сессии Академии наук СССР в Москве.

…Наше время, в главной степени, время — техническое. Владеть хозяйством и техникой — к этому сводится задача нашего времени… Необходимо владеть техническими знаниями, нужно бороться за торжество технических знаний… 

Техника есть база для развития широкого, разумного, глубокого общественного человеческого счастья. Человек, таким образом, является самым могущественным фактором техники и той целью, ради дальнейшей деятельности и развития которой производятся все эти технические усовершенствования.

…Мы желаем такого общественного строя, при котором человек сможет развить все свои способности, которые тормозили в капиталистическом обществе…

…Отдавая все наше внимание технике, нужно сказать, что необходима организация самих себя технически. 

Нам нужно изучать человека как автора труда, как субъекта трудового процесса. В настоящее время у нас нет такого научного центра, который бы заботился об изучении человека… Вообще постановка вопроса о народном здоровье есть коренной технический вопрос. Мы должны заботиться о росте населения, о выправке, об искоренении коварных болезней, которые калечат население — источник трудовой силы. Мы должны заботиться о том, чтобы ввести основы правильной гигиены во всенародную жизнь, включая, конечно, сюда в правильный спорт. Из всего этого каждому ясно, что здесь мы имеем огромную массу научных вопросов… Нужен могущественный центр, который сумел бы одинаково соединить в общественную гигиену спорт и труд, которые сложатся воедино, ибо общественное здравоохранение и общественное физическое развитие, начиная с детского возраста и кончая старостью, есть необходимые ингридиенты постановки вопроса о правильном труде. Такого органа у нас пока нет…

…Перед нами открываются в области обществоведения огромный ряд задач. Мы присутствуем при исключительной силы процессе самообразования наших масс. В это понятие я вкладываю весь процесс, путем которого население нашей страны, находящееся на разных стадиях развития, продвигается вперед к овладению знаниями и техникой. Перед общественной наукой лежит задача следить, как фактически происходит этот процесс и на основании фактического материала делать выводы об опыте тех или иных приемов, то есть выработки настоящей научной методики этого самообразования. Сюда относится и пресса, и популярная литература, и кино, и жизнь наших клубов, музеи и выставки и т. д. 

Из этого изучения должны быть сделаны прямые выводы, те, как, именно вести дальше соответствующие работы для того, чтобы получить возможное ускорение темпов и возможно широкие результаты.

…Дело сводится не только к процессам самообразования масс, но и самовоспитания масс. Постепенно рождается новый человек — выражение, которое мы можем слышать походя. Ленин говорил: «Мы все люди старого поколения». Он мог сделать исключение для себя, но он этого по скромности не делал, ибо Ленин — личность, прообраз того, каким должен быть человек.

…У нас нет центра научной педагогики, который бы обследовал по–марксистски и систематически то, что такое ребенок, отрок, юноша вообще и каким он является в переходное время в различных слоях нашего населения.

…Но дело сводится не только к педагогике, дело сводится к тому, что я назвал бы антропологией, то есть человековедением. Все мы дети, все мы родились для новой жизни, перед нами огромное будущее. Мы быстро меняемся и хотим меняться… Этот процесс перевоспитания колоссальных размеров ведет партия. Все народные, в особенности низовые Советы, являются школой самовоспитания, школой, через которую должны пройти миллионы людей.

Comments