Философия, политика, искусство, просвещение

Предисловие

Литературное наследство видного деятеля нашей партии и государства Анатолия Васильевича Луначарского очень многогранно. Он внес значительный вклад в развитие многих областей знания, особенно в развитие социалистической культуры, в пропаганду научно–атеистического мировоззрения. Примером этого может служить и предлагаемый вниманию читателей настоящий труд, в котором собраны его многие работы по вопросам истории религии и атеизма, написанные в послеоктябрьский период, когда он возглавлял один из ответственных участков социалистического строительства — фронт культурной революции.

Человек энциклопедического образования, глубоко эрудированный в самых разнообразных отраслях знания, А. В. Луначарский великолепно понимал, что задачи культурной революции, воспитание нового человека нельзя решить без борьбы со старой, буржуазной, помещичьей культурой, насквозь пропитанной религией и мистицизмом. И потому свой блестящий талант публициста он очень часто обращал против враждебной марксизму религиозной идеологии. Здесь он был непревзойденным мастером. Острота постановки проблем, полемическое изложение материалов, широкий взгляд на вопросы атеистического воспитания — вот что прежде всего характеризует работы А. В. Луначарского по вопросам критики религии как антинаучного мировоззрения.

Известно, что проблемами религии А. В. Луначарский интересовался еще в те годы, когда он только вступил в революционное движение. Было у него тогда немало серьезных ошибок и шатаний, которые приводили его и к идейному разрыву с марксизмом. В статье «К вопросу о философской дискуссии (1908–1910 гг.)», публикуемой в этом томе, он сам говорит: «В моей уже долгой жизни и в моей довольно обширной литературной деятельности имеется немало ошибок, среди которых есть и серьезные. Но самым ложным шагом, который я тогда сделал, было создание своеобразной философской теории, так называемого «богостроительства»». Как известно, В. И. Ленин резко и беспощадно осуждал его религиозно–философские искания того времени.

В послеоктябрьский период выступления А. В. Луначарского против религии отличались бескомпромиссностью и последовательностью.

А. В. Луначарский в своих многочисленных работах большое внимание уделял проблемам истории религии.

В публикуемых в настоящей книге лекциях, которые составили его труд «Введение в историю религии», он с большим знанием дела, глубоко раскрывает земные истоки религии, порождаемые определенными условиями общественного существования людей. «Только марксистский подход почти к каждому религиозному факту, — писал он, — может бросить на него яркий свет и показать, какое место занимает он в жизни человечества.

В сущности ничто, вплоть до мелочей какой–нибудь церемонии, не является случайным. Все или продиктовано какой–нибудь потребностью данного времени, или является рудиментом старины. И вооруженный достаточными археологическими, филологическими и историческими знаниями марксист может без всякого труда дать правильное, т. е. социально–экономическое, истолкование каждому такому факту».

В центре многих работ А. В. Луначарского стоят проблемы борьбы материализма против идеализма и религии. В них широко показана философская основа нашей борьбы с религией, вскрывается противоположность идеалистического и материалистического мировоззрений, превосходство материалистического мировоззрения над идеализмом и религией. Огромное место в борьбе с религией Луначарский отводил науке. Он отмечал, что научный социализм может жить и развиваться только в атмосфере науки вообще, что естествознание дает нам основу нового миросозерцания, совершенно не оставляющего места во вселенной для богов, духов и т. п., что пропаганда естественных наук, заостренная против религиозных предрассудков, оказывается важным оружием марксизма в борьбе с религией.

Важнейшим условием успешной борьбы с религией А. В. Луначарский считал марксистское решение социальных, культурных, этических, эстетических проблем. Он никогда не уклонялся от диалога по этим вопросам с идейными противниками, его оружием была полемика.

Любому религиозному аргументу он умел противопоставить точное знание, позитивное решение многих проблем, которые выдвинуло строительство нового, социалистического общества перед нашим народом.

Большое место в своих статьях Луначарский уделял формированию социалистической морали и нравственности. Одним только обучением, указывал он, бороться с религией нельзя. Ведь каждая религия имеет огромное количество жизненных правил и нравственных норм, и задача состоит не только в разоблачении их несостоятельности, но и в выработке нашей, социалистической морали. Религиозной морали он противопоставлял коммунистическую, религиозным нормам жизни — коммунистические правила, основанные на любви к человечеству, любви большой и реальной, включающей революционную борьбу.

В настоящем издании читатель найдет много интересного и поучительного о том, как формировалось и развивалось атеистическое воспитание в нашей стране, какие стояли трудности на этом пути, как росли и закалялись кадры, как Коммунистическая партия в тесной и неразрывной связи с задачами строительства нового, социалистического общества решала сложнейшие задачи коммунистического воспитания трудящихся масс. Читая эту содержательную книгу, видишь, как трезво оценивал Луначарский огромные трудности, которые предстоит преодолеть нашему обществу на пути борьбы с религией..

Он прекрасно понимал, что эта борьба потребует много времени и усилий, что здесь нельзя добиться успеха, если не преодолеть упрощенчества, администрирования, которые в то время иногда особенно давали себя знать.

Настоящий сборник работ А. В. Луначарского затрагивает самые насущные вопросы борьбы за материалистическое мировоззрение, за обогащение духовной жизни народа. Он окажет большую помощь в атеистической работе в современных условиях. Являясь как бы продолжением уже опубликованной в серии «Научно–атеистическая библиотека» книги избранных атеистических произведений А. В. Луначарского «Почему нельзя верить в бога?», также составленной Л. Р. Дунаевским и В. Д. Зельдовичем, этот сборник окажет большую помощь атеистам.

Конечно, атеистические труды А. В. Луначарского требуют исторического и в ряде случаев критического подхода: прошло много времени с тех пор, как писались эти статьи, неузнаваемо изменился весь облик нашей страны, гигантски вырос культурный уровень советского народа.

Но религия и церковь остаются нашими идейными противниками, борьбу с которыми нельзя ослаблять. Поэтому очень многое из того, что говорил и писал А. В. Луначарский, не утратило актуальности и в наши дни.

Наряду с фрагментами из произведений, издававшихся неоднократно, в том числе и в последние годы, в этот сборник вошли работы А. В. Луначарского, опубликованные при его жизни и не переиздававшиеся с тех пор, а также несколько лекций и выступлений («Толстой и революция», «Диалектический материализм и механисты», 1929 г.; «Идеализм и материализм», 1929 г.; «Происхождение театра и религия», 1930 г.), которые публикуются впервые.

А. Ф. Окулов

от

Автор:


Поделиться статьёй с друзьями: