Цель нашего сегодняшнего собрания — разрешение следующих вопросов: как поставить общественные дисциплины в школах второй ступени, как к этому приступить? Следует ли выработать примерные программы, или мы наметим какие нибудь иные пути?
Мы все хорошо знаем, что в старых школах второй ступени преподавание истории было неправильное. Ученикам давались одни внешние факты истории, преследовалась одна определенная цель: развить в маленьких существах «патриотизм». Учитель–рутинер стремился привить ученикам эту доминировавшую тогда точку зрения; с этой закваской нам прежде всего надо было покончить.
При разрешении вопроса о постановке общественных дисциплин в школах второй ступени надо с совершенной отчетливостью поставить задачу с трех точек зрения.
Во–первых, с научной точки зрения — с точки зрения познавания, развития интеллекта и направления его воли. Конечная цель школы — овладение общим методом исторического исследования. Таким общим методом и является материалистический метод, марксистский метод, единственный могущий претендовать на истину.
Ученикам — мальчикам и девочкам — придется тут выяснить целый ряд вопросов: что такое борьба классов, из каких факторов слагается классовое общество, что такое труд и т. д. Нужно разъяснить основные принципы философии истории. Нужно, чтобы общая картина происхождения и развития человеческого общества была для ученика совершенно ясна, присутствовала в его душе, нужно дать ему общую картину построения истории культуры. И не только общим методом нужно вооружить ученика, но дать ему возможность и приобретения частных навыков. Это особенно важно в старших классах, а то школьники переходили в высшие учебные заведения без всяких навыков и становились в тупик, не умели самостоятельно обращаться с источниками, не понимали, что значит «исследовать». Ученик должен иметь навыки к самостоятельным исследованиям, уметь обращаться с лабораторным методом.
Итак, первая задача — укрепление общего метода, вооружение частными методами. Это должно преследовать, как в истории, так и в социально–экономических дисциплинах (это в отношении научном, в развитии интеллекта).
Во–вторых, с эмоциональной точки зрения мы должны преследовать развитие преемственности. Культивировался рационалистический подход. Рационализм является твердой стихией, с которой надо бороться. Победа над индивидуализмом, сознание «мы» вместо «я». Мальчики и девочки должны уметь найти в собственном прошлом глубокую солидарность с человечеством в прошлом. Кончая школу, наш ученик должен иметь точное понимание обусловленности свободы, не приводящей человека к фатализму, к порабощенности. Тут многие вопросы должны быть освещены: «Как я сам вхожу в эту историю? Как обусловливающий или как обусловленный?» Нужно привести ученика к оценке своих собственных сил. Эту проблему также нужно развить.
В–третьих, необходимо преследовать эстетическую цель, ведущую к живому представлению фактов. Для этого нужны соответствующие подходы (об этом подробно потом буду говорить). Раскрывать эпохи в живых представлениях — художественное изучение истории не должно отсутствовать. Прошлое не должно воскрешаться в форме мертвого скелета, а в художественном воспроизведении. Марксизм больше склоняется к самой сути, к железной необходимости, но прошлое нужно понимать, чувствовать и любить. Еще одно, что нужно преследовать, — это противоположность патриотизму — развитие чувства интернациональное™, широчайшей солидарности. С точки зрения ближайшей задачи нашей — это одно из громаднейших орудий.
Резюмирую все вышесказанное: основная цель с точки зрения интеллекта — овладение общим методом и приобретение частных навыков. Второе — с эмоциональной точки зрения — развитие чувства преемственности. В–третьих, эстетическое и психологическое проникновение воспитания. Вот главные цели, которые должна преследовать школа.
Теперь как этого достигнуть? Посмотрим бегло первую ступень. В первую очередь нужно маленького работника познакомить с историей бытовой культуры, начиная с каменного века и кончая нашим веком. Тут в руках педагога много средств конкретизировать материал: и имитация, и картины, можно воспроизводить путем рисования, лепки, посредством игры. «Давайте играть», — говорит учитель. И воскрешается целый ряд картин, перешивается все прошлое.
Второй элемент — рассказ. Рассказывание ярких эпизодов (рассказывается, как сказка) в руках умелого педагога — это большое средство. Такие эпизоды часто перекладываются в игры; можно варьировать как угодно, если фантазия детей будет задета.
Третий элемент — изучение современного общества. Наиболее удобная форма — это путем экскурсий в мастерские, в жилища, в общественные учреждения, на фабрики, заводы. Каждой такой экскурсии предшествует беседа, после экскурсии опять беседы. Тут возможны и обмеры, и вычисления и т. д.
Четвертый элемент — это изучение Советской Конституции. Нужно им очень популярно и доступно объяснить, что старый мир — мир абсолютизма, капитализма. Наш идеал — социализм. Объяснить те неприятности и шероховатости, которые сейчас происходят, чтобы они не разочаровывались и понимали, каких самопожертвований требует стремление к идеалу. Отсюда будут разные вопросы: и назад, и вперед, и вширь и т. д. И почему голод, и почему холод, и почему война и т. д. Ответы должны быть даны, оправдывающие переворот и стремление к идеалу. И если на первой ступени правильно поставить игры, рассказы, эпизодические экскурсии в современные учреждения, элементы изучения правды революции, то этого будет достаточно, чтобы подготовить ученика ко второй ступени.
Перейдем теперь ко второй ступени. Конечно, трудно дать маленьким детям всю историю общественного развития — от первобытной эпохи до Маркса. Можно на двух–трех уроках рассказать первому году второй ступени, как люди представляли себе прошлое, как являлись идеи религиозные, мистические, закономерности явлений, привести их к марксовскому методу. Они получат априорную уверенность, как человек пришел к марксовскому методу и как нужно держаться в этом большом лабиринте методов.
Потом общие картины, которые должны вылиться в яркие характеристики основных эпох, разбить основные эпохи на несколько количеств. Эти яркие эпохи стараться зафиксировать, чтобы каждый раз видно было, откуда каждая последующая произошла, обратить внимание на кульминационные пункты, каждый раз на изучение хозяйственного быта, на классовый строй, на взаимоотношения классов и пр. Как это сделать? Руководитель говорит: нужно исследовать такую то эпоху, вот источники. Эта работа раздается маленьким группам. Потом они представляют изученное в виде маленьких докладов, отчетов, потом — в виде выставки. Собирают в форме собраний, где живо осведомляют о результатах. После чтения определенных книг, отправляются в определенный музей, потом всякие дискуссии, беседы.
Когда материалы собраны, изучены, учитель приступает к суммированию. Опираясь на работу учеников, учитель делает выводы. В результате дается яркая характеристика определенной эпохи, что может служить источником для дальнейшей работы. Нужно привлечь и художественный материал: произведения художественной литературы, романы, стихи данной эпохи — и не только правдивые, но и разного освещения. Пусть сами дети дискуссируют, посмотрят, где истина. Это открывает массу живых мыслей. Можно еще рельефнее закрепить через сетки, через гравюры, нужно дать и выход детскому творчеству — пусть пишут повести, баллады и т. д. Наконец, это может увенчаться школьным спектаклем, празднеством в подражательно–имитационной форме. Эти исторические спектакли уже введены в школах и дают блестящие успехи. Помогают еще и альбомы, и рисунки, и эскизы по пройденной эпохе. После прохождения целой серии работ нужно приступить к монографическим работам. Ученик может выбрать монографическое исследование. Учитель направляет его к соответствующим источникам, он подготовляет реферат, своеобразную диссертацию, знакомится с частными методами, ведет дискуссии. Допустимо и монографическое изучение в виде повести, поэмы.
На последних годах второй ступени — уже социологические выводы, работы по формулировке законов общественной динамики. Учитель рекомендует, что нужно прочитать, скажем, из «Коммунистического Манифеста», учитель суммирует, задает задачи, как эти силы сказались в других больших событиях, скажем в Реформации. Находятся ли тут противоречия и почему? Потому ли, что не учтены исторические факты? Целый ряд вопросов философии, истории в связи с этикой будут затронуты. Можно разобраться в вопросах личности, в вопросах оценивания добра и зла. Почему мы не так оцениваем, как идеалисты, как фаталисты? Тут можно дать блестящие страницы из Герцена, Карлейля 1 о связи личности с историей. Детерминизм и прогресс и пр., пр. По общественным вопросам нужно поставить условие — обязательно учителя–марксиста.
Теперь другой вопрос — считать ли правильным приспособление к обстоятельствам и идти отсюда или стремиться создать программы для школ, мыслимых нами в идеале? Конечно, нужно стремиться к идеалу школы и остальные школы постепенно подтягивать к этому… Нужно исходить из максимальных программ, которые, может быть, будут применяться только в двух–трех показательных школах. Нужно идти снизу вверх, а низ поднимать вверх. Заниматься же школами, ныне существующими, приспособляющимися к обстоятельствам, — это дело разных отделов народного образования, но не Наркомпроса. Но и они до сих пор мало сделали, они грустно сели на развалины Карфагена и смотрели, что скажут волхвы. В некоторых местах можно кое что найти, но это только кусочки, небольшие оазисы. Нужно дать указания довольно детализированные, а при отсутствии таких то обстоятельств поступить так то и так и т. д.
По вопросам экономики. Краткое изучение истории экономических наук. Краткие характеристики эпох до капитала. Капитал. Его возникновение и рост. Нужно познакомить с международной торговлей, с машинным производством. Мировой рынок. Колонии. Банки. Тресты. Характеристика отсталых капиталистических хозяйств. Классовые государства. История рабочего движения. Возникновение пролетариата. Его рост. Переход от капиталистического хозяйства к социалистической организации труда. Экономическая программа Коммунистической партии. Предварительное изучение экономического состояния той страны, где они живут. Трезво, критически, с указанием недостатков. Знакомить можно путем экскурсий, внедрением в жизнь — в учреждения, в заводы, фабрики, больницы, в телеграф, почту, в пути сообщения. Тут учитель–социолог должен работать вместе с техникой. Таким путем они получат достаточно яркие образчики.
Нужно дать ученику понять, что он хозяин в этой стране, что страна была порабощена, что она только недавно освободилась, что она разрушена и что нужно взяться за ее строительство, возбудить в нем интенсивное желание вмешаться в эту жизнь и из развалин создать новую. Суммировать нужно дать самим ученикам. Более обширный круг нужно дать в последних лекциях.
Преподавание идет в последние годы лекционным путем, рефератным, самостоятельных работ. В последний год — уже в связи с географией. География к этому времени должна подойти и слиться с преподаванием экономики. Художественная сторона не должна быть забыта — тут можно дать и сатирическую литературу, дети могут создавать и свои произведения, нужно поощрять и революционную поэзию, не только подражание старому. Нужно преследовать вмешательство в гущу жизни и стремление к идеалу. Нужно создать преподавание для показательной школы и поднять наших учителей. Тут может быть дан целый ряд коррективов, но это в самых общих штрихах, что я хотел предложить вашему вниманию.
1920 г.
Публикуемое выступление Луначарского дает яркое представление о его взглядах на задачи, содержание и методику преподавания истории в школе. В лаконичной, подчас тезисной форме Луначарский раскрывает и конкретизирует многие идеи, выдвинутые им в предшествующей работе (см. лекцию «О преподавании истории в коммунистической школе» и комментарий к ней). Выделяя и подчеркивая, как и в лекции 1918 г., три основные задачи преподавания истории — научную, этическую и эстетическую, Луначарский здесь акцентирует внимание на содержании курса истории в школах первой и второй ступени и особенно — на методике преподавания истории.
В основе методики, которую предлагает Луначарский, лежит творчество, творчество ученика под руководством опытного учителя. Существо этой методики — активность, самостоятельность, самодеятельность ребенка, проявляемые в самых различных, постепенно усложняющихся формах: от игры и экскурсий до самостоятельного изучения исторических источников, дискуссий и «монографического исследования» отдельных исторических периодов, отдельных проблем истории. Как заметит читатель, Луначарский в своем выступлении ни разу не упомянул об учебнике по истории. И это нее только потому, что в то время школа еще не располагала учебниками, освещающими историческое развитие с марксистских позиций. В методике, предлагаемой Луначарским (которая основана на триаде — ученик — творчество — учитель), учебнику отведена лишь вспомогательная, подсобная роль. Главное в ней — самостоятельная работа учащихся, постепенное расширение сферы их творчества.
Методические идеи, выдвинутые Луначарским в публикуемой работе, сохраняют в полной мере и сегодня свою актуальность. Многие из них уже давно и прочно утвердились в практике лучших учителей, некоторые используются еще лишь эпизодически. Широкое внедрение этих идей в учебную работу школы — эффективнейший путь повышения качества преподавания общественных дисциплин, активизации всего учебного процесса в целом.
- Стр. 459. Карлейль, Томас (1795–1881) — английский публицист, историк, философ. Луначарский имеет в виду его книгу «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1842; русский перевод, 3–е изд., 1908). ↩